Военно-транспортная авиация как средство доставки воздушных десантов
Военно-транспортная авиация предназначена для десантирования частей (подразделений) Воздушно-десантных войск (ВДВ), доставки вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, обеспечения маневра авиационных соединений и частей, перевозки войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств, эвакуации раненых и больных и др.
Сначала военно-транспортная авиация не была оформлена в качестве отдельного формирования, но, получив в 1946 году наименование «Десантно-транспортная авиация», вошла в состав ВДВ. В 1949 году произошла реорганизация, а в 1955 году транспортная авиация выводится из состава ВДВ, становится родом Военно-воздушных сил и получает наименование: военно-транспортная авиация (ВТА).
Создание ВТА в СССР было воплощением в жизнь теории глубокой наступательной операции, разработанной у нас на рубеже 1920 — 1930-х годов. Воздушным десантам отводилась в такой операции заметная роль, но соответствующей авиатехники не было. Планировалось использовать для десанта новые самолеты ТБ-1 (АНТ-4) и Р-5. Пока разворачивалось их серийное производство, первое десантирование 12 парашютистов был осуществлено с самолета «Фарман-Голиаф». Это событие произошло 2 августа 1930 года под Воронежем. Впоследствии эта дата, совпавшая с православным праздником пророка Ильи, стала у нас отмечаться как День ВДВ.
Менее чем через год, весной 1931 года, в Ленинградском военном округе был создан Опытный воздухо-десантный отряд (ОВДО) в составе бомбардировочной эскадрильи из 12 ТБ-1 и авиаотряда из 10 Р-5. Первым командиром ОВДО стал Е. Д. Лукин. Дата окончания формирования отряда — 1 июня 1931 года — отмечается теперь как день создания Военно-транспортной авиации.
Поскольку ВДВ создавались впервые в мире, проблем было много. Так, при сбросе больших грузов полотно парашюта рвалось из-за динамического удара, возникавшего при мгновенном наполнении купола воздухом. Конструктор П. И. Гроховский (1899 — 1946) предложил метод «срыва» груза, при котором динамический удар ослаблялся за счет замедления отделения груза от самолета: сначала раскрывался парашют, который фалом вытаскивал груз.
Двухмоторный ТБ-1 выпускался серийно в 1928 — 1932 гг. в количестве 216 машин. На смену ТБ-1 пришел четырехмоторный ТБ-3 (АНТ-6), выпускавшийся с 1932 по 1937 г. Он мог брать на борт до 50 десантников или до 6 т груза. Было выпущено 818 этих машин.
Вернемся в 1930-е годы. Именно тогда ВТА вставала «на крыло» и делала первые успехи. Так, 12 — 17 сентября 1935 года в Киевских маневрах приняли участие 600 самолетов. С транспортных ТБ-3 был выброшен десант из 1188 человек. Через год на Белорусских маневрах воздушный десант был еще более внушительным — 1800 человек. Новое в военном деле заинтересовало иностранцев, и их пригласили на маневры. Французский генерал Луазо делился впечатлениями о них так: «Я видел могучую, серьезную армию, весьма высокого качества и в техническом и моральном отношении. (…) Техника Красной Армии стоит на необычайно высоком уровне».
Интересно отметить, что первым французским военным парашютистом летом 1935 года стал капитан Ф. Жей, который получил свидетельство инструктора-парашютиста у наших десантников. Он совершил в Тушино 10 парашютных прыжков, в том числе 1 — в группе и 3 затяжных. Впоследствии у себя на родине Жей подготовил 50 военных парашютистов, что положило начало ВДВ Франции.
Во время Великой Отечественной войны ВТА имела следующие самолеты:
ТБ-1, ТБ-3, Ил-4, Ли-2, По-2, П-5. Использовались и машины, мобилизованные из гражданской авиации, такие как Г-1, Г-2, ПС-84, ПС-89, ленд-лизовский С-47, а также планеры.
ВТА за годы войны произвела 1,7 млн самолето-вылетов — треть всех полетов ВВС. Десять летчиков ВТА стали Героями Советского Союза.
Громадный вклад в становление ВТА внес коллектив авиаконструкторов под руководством О. К. Антонова (1906 — 1984). С появлением военно-транспортного самолета Ан-12 боевой потенциал ВДВ значительно возрос. А вот относительно тяжелого турбовинтового Ан-22 с западным журналистом у Олега Антонова состоялась такая беседа:
— Вы все время говорите о мирном применении вашего гиганта, — сказал корреспондент. (…) Но скажите, пожалуйста, можно ли на нем перевозить также солдат и военное снаряжение? В этом случае ведь уже нельзя будет назвать его мирным самолетом?
— Как по-вашему, бутылка из-под лимонада мирная вещь? — спросил Антонов.
— Д-да, разумеется… — несколько нерешительно протянул его собеседник.
— Так вот, мсье, когда над нашей страной нависла опасность, и советскому народу пришлось бороться с жестоким и сильным врагом, партизаны наполняли эти мирные бутылки бензином, и они в их руках превращались в грозное оружие.
В 1965 году на авиасалоне в Ле-Бурже самолет Ан-22 оказался в центре всеобщего внимания, как самый большой самолет в мире. Восторженных отзывов было много, однако появились и критические высказывания: дескать, название «Антей» неудачное и скорость у него мала. Что можно сказать на это? Антей в мифологии — великан, и «Антей» в авиации — тоже великан! О скорости Ан-22 можно говорить, опираясь на факты: десять мировых рекордов скорости «Антей» поставил в феврале 1972 года, еще два — в октябре 1974 года и один — в апреле 1975 года. Средняя скорость «Антея» в этих 13 рекордах фиксировалась от 584 до 608 км/ч.
Особое место в военно-транспортной авиации занимают самолеты типа Ил-76, несущие с 1974 года основную нагрузку по обеспечению мобильности российских ВДВ. В 2014 году рота десантников десантировалась с Ил-76 на Северный полюс, а в 2015-м экипажи этих ВТС впервые совершили посадки на аэродромы вблизи полюса.
Используются в настоящее время ВТА и вертолеты, такие как многоцелевые вертолеты Ми-8 различных модификаций и тяжелые Ми-26.
Разработки военно-транспортных самолетов и вертолетов в России продолжаются. Как и в других странах, при конструировании новых ЛА и в начале их эксплуатации возникают существенные трудности, которые в ходе обострившейся конкуренции в авиационной области гиперболизируются западными СМИ. Одновременно Запад всячески замалчивает свои куда более значительные проблемы. К сожалению, у нас всегда находятся люди, которые не учитывают это обстоятельство и тиражируют ложную информацию, например, о самолетах «Сухой Суперджет 100» и Ил-112 В. Возможно, эти люди хотят показать себя осведомленными и компетентными, или это делается с другими целями?
Сегодня ВТА вносит значительный вклад в обеспечение российских войск в Сирии и доставку туда гуманитарных грузов. По итогам 2015 года военно-транспортная авиация была признана лучшим объединением Воздушно-космических сил.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ