«Бомбардировщик» Ил-76 и «штурмовик» Бе-200ЧС
Как только наступает лето, на огромной территории нашей страны из года в год возникают лесные пожары. Активное участие в их тушении принимает авиация. В России с 7 июля 1931 года существует авиапожарная служба («Авиалесоохрана»), вооруженная различными самолетами и вертолетами.
Нынешним летом пожары охватили значительную территорию в Сибири. Поэтому с 1 августа по указанию Президента РФ для борьбы с ними в помощь «Авиалесоохране» были направлены десять самолетов Ил-76 и десять вертолетов Министерства обороны. Кроме того, два самолета-разведчика Су-24МР приступили к разведке пожаров. Специальный самолет Ан-26 начал инициирование выпадения осадков в районах, где имеются облака. Эффективным является применение для авиапатрулирования и тушения пожаров вертолетов Ми-8Т и Ми-26Т. Их применяют для воздействия на кромку пожара водой и прокладки перед ней заградительной полосы из химикатов.
Однако основную работу по тушению лесных пожаров сегодня выполняют два типа самолетов – Ил-76 с выливными авиационными приборами ВАП-2 и самолет-амфибия Бе-200ЧС.
Предлагаем читателям познакомиться ближе с этими самолетами и их тактикой борьбы с огнем.
Первый полет Ил-76 состоялся в марте 1971 года. Эта машина была предназначена в первую очередь для работы с ВДВ, однако для нее был сконструирован специальный выливной авиационный прибор (ВАП), при установке которого Ил-76 превращался в противопожарный «бомбардировщик». В таком снаряжении Ил-76 мог сбросить 42 000 литров жидкости за 6 — 8 секунд с высоты 50 метров и сразу потушить очаг огня площадью 15 соток.
Летом 1990 года Ил-76 с ВАП впервые был применен для тушения лесных пожаров в Красноярском крае. В 1993 году ВАП был усовершенствован и стал обозначаться ВАП-2. На его устройстве и принципе действия остановимся несколько подробнее.
Общая масса ВАП-2 с водой составляет около 45 тонн. Конструкция состоит из двух резервуаров объемом по 21 000 литров каждый. Четыре человека загружают и швартуют ВАП-2 в грузовой кабине обычного Ил-76 за 1,5 — 2 часа. ВАП-2 крепится к полу грузовой кабины штатными швартовочными цепями. В передней части резервуаров, сверху, размещены заливные горловины под стандартные пожарные шланги. Наполнение резервуаров происходит за время не менее 15 минут. В задней части резервуаров подвешены крышки слива. После их открытия, которое производят два оператора по команде штурмана через систему тяг и качалок, жидкость из резервуаров устремляется в желоба и выливается наружу через обрез рампы.
Испытания по определению устойчивости и управляемости самолета при сливе в различных сочетаниях (раздельно, залпом, с разным по времени открыванием емкостей на скоростях полета от 260 до 400 км/ч) прошли успешно. Было определено, что концентрация жидкости на земле превышает пять литров на квадратный метр в центре зоны сброса.
В ноябре 1995 года Ил-76 в пожарном варианте демонстрировался в Бельгии на Всемирной выставке «Брюссель-Эврика-95», где самолет и пожарное оборудование были удостоены золотой медали. Некоторые СМИ назвали Ил-76 с ВАП-2 «русским водяным бомбардировщиком».
Теперь о самолете Бе-200. Этот многоцелевой гидросамолет был разработан на авиастроительном предприятии в Таганроге (ТАНТК имени Г. М. Бериева), свой первый полет выполнил в сентябре 1998 года. Противопожарный вариант имеет обозначение Бе-200ЧС. Основное предназначение этой машины — ликвидация небольших очагов пожара, сдерживание его распространения и патрулирование лесных массивов.
Бе-200ЧС — амфибия и может выезжать на берег. При посадке Бе-200ЧС на воду глубина водоема должна быть не менее 2,6 метра. Для забора воды используются два ковша с квадратной горловиной (размер стороны — 18 см). Набор воды осуществляется за счет скоростного напора в режиме глиссирования (скольжения по воде) со скоростью 160 — 190 км/ч через ковши в восемь баков общим объемом 12 тонн. Набор длится около 20 секунд, затем самолет набирает скорость 200 — 210 км/ч и отрывается от воды. Средняя скорость самолета Бе-200 при работе на пожаре — 350 км/ч. Для забора воды Бе-200 требуются водоемы протяженностью не менее 2 км.
Бе-200ЧС использует метод челночных рейсов. Экономичность использования самолета повышается при близком расположении мест пожара и мест забора воды. Если время от забора воды до ее сброса пять — десять минут лёта, то эффективность тушения максимальная. Удаленность водоемов или аэродромов (в случаях заправки водой с земли, как это делает Ил-76) резко снижает эффективность Бе-200ЧС.
Вода с Бе-200ЧС может сбрасываться поочередно (бак за баком), по два бака или залпом. Последовательный сброс увеличивает площадь «полива». Баки открываются с интервалом в 1 секунду. Высота, при которой сброс наиболее эффективен, – 50 метров. При меньшей высоте начинается лесоповал и смывается почва, при большей высоте вода начинает рассеиваться.
Бе-200ЧС применяются для тушения пожаров преимущественно в холмистых и горных местностях. Самолет отлично выполняет виражи с креном в 45 градусов. Допускается крен в 70 градусов. Устойчивое управление сохраняется на малых скоростях 250 — 260 км/ч, но имеются ограничения по силе ветра. Когда водоем рядом, Бе-200 работает без посадки в среднем 4,5 часа, выполняя при этом большое количество сбросов. Трудно ли это для экипажа?
Один из командиров Бе-200ЧС Олег Анатольевич Лапутько два года назад ответил на это так: «Борьба с пожарами с воздуха — это творчество. Пути подхода, маневры, сами пожары никогда не бывают одинаковыми. Сам прилетел, сам оценил, сам набрал, сам сбросил. Это предельно малые высоты, временами ограниченное пространство, малые скорости. Это не то пилотирование, когда взлетел, автомат включил и полетел. Здесь, на пожарах, «на руках» летать надо».
Нельзя не обратить внимание на некоторые ограничения применения Бе-200 и Ил-76 и других летательных аппаратов при тушении лесных пожаров, когда им приходится летать в нагретом воздухе: тяга двигателей в полете при этом уменьшается.
Необходимо учитывать, что для разбега амфибии по воде в очень жаркую погоду и при полных водяных баках может потребоваться значительное расстояние.
Безопасность набора воды требует, чтобы на водоеме не было посторонних предметов, вблизи водоемов обитают птицы, которые тоже могут стать помехой полетам Бе-200ЧС.
Для противопожарной авиации имеет значение тип лесного пожара. При верховых пожарах, являющихся источником высокой температуры, летать низко — опасно из-за возможности возникновения помпажа двигателей. Поэтому к верховому пожару на малой высоте подходить крайне опасно. Напомним: помпаж — это срывной режим работы турбореактивного двигателя, вызванный нехваткой кислорода для сгорания топлива. Автомобилисты сталкиваются с похожим явлением, когда в карбюраторе бензинового двигателя слишком много топлива и мало воздуха. Двигатель автомобиля начинает «стрелять».
Посадка на воду тоже имеет ограничения. Так, при температуре наружного воздуха ниже плюс 5 градусов Бе-200ЧС с воды не эксплуатируется. Если видимость менее 1,5 — 2 км, то самолет Бе-200 для тушения лесного пожара лучше не применять.
Главное преимущество Бе-200ЧС перед противопожарным Ил-76 — в его маневренности. Работа «бериева» похожа на работу самолета-штурмовика над позициями врага. Ил-76 работает, как правило, по прямой. Он летит на «боевом курсе» и при этом сбрасывает воду. Массивность Ил-76 не позволяет отслеживать искривленность горящей кромки леса. «Ильюшину» сложно работать при неровном рельефе и на малых высотах. Ил-76 — это «бомбардировщик», который летит дальше и «бомбит» сильнее.
В заключение отметим, что Россия сегодня имеет самую лучшую в мире противопожарную авиацию. Для сравнения: наиболее популярный на Западе канадский противопожарный самолет-амфибия CL-415 берет на борт только 6 т воды. Неудивительно, что и в США, и в других странах наши Ил-76 в противопожарном варианте и Бе-200ЧС оценены по достоинству после их эффективного применения во многих странах для тушения лесных пожаров.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ