Внучка легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза Михаила Водопьянова, посетила ДОСААФ РТ
25 февраля 2020 года Мария Водопьянова, внучка легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза Михаила Водопьянова посетила ДОСААФ Республики Татарстан.
Для Марии Юрьевны была устроена экскурсия по зданию ДОСААФ РТ. В ходе экскурсии Дамир Динниулов рассказал гостье о военно-патриотической работе, которую проводит ДОСААФ и о тонкостях подготовки будущих солдат, об организации культурно-массовых мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Остановился на самых значимых для организации событиях и поделился планами на будущее.
Гостья посетила учебные классы и автоклассы, классы парашютного спорта и авиационных занятий, пообщалась с учениками, поговорила с ними о событиях Великой Отечественной войны. Мария Водопьянова вспоминала о подвигах своего знаменитого деда — когда в 1933 году пароход «Челюскин» был затерт льдами в Беринговом проливе и отброшен в Чукотское море, Михаил Водопьянов совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря летчик трижды летал к терпящим бедствие морякам и вывез из ледяного плена 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Михаилу Водопьянову и еще шестерым советским летчикам присвоено звание Героя Советского Союза.
А 16 апреля сорок второго года в Казани, на сцене Казанского большого драматического театра (имя Василия Качалова будет присвоено ему через 6 лет, в 1948-м) выходит пьеса «Полк ДД». В театре аншлаг! На афише фамилия одного из авторов пьесы — Герой Советского Союза, легендарный летчик-полярник, летчик-испытатель Казанского авиазавода №22 им. Горбунова, бомбардировщик дальней авиации Михаил Водопьянов. Соавтором пьесы стал его боевой товарищ, тоже летчик Юрий Лаптев.
Позднее сам Водопьянов расскажет, что в основе ее сюжета лежит подлинный случай из его боевой жизни летчика. Однажды, когда он с товарищами после бомбардировки возвращался из дальнего тыла фашистской Германии, зенитным огнем противника были пробиты бензиновые баки. Остановились сразу все четыре мотора. Посадив машину в густой лес, забрав продукты, оружие, уничтожив самолет, летчики отправились на поиски своих. Через 10 часов, пробираясь по ручному компасу, добрались до частей Красной армии.
«Не раз, вспоминая этот эпизод, — пишет Водопьянов, — я представлял себе различные обстоятельства, которые могли возникнуть при нашей посадке на территории, занятой врагом. Так родился замысел, а затем пьеса, в которой этот эпизод получил дальнейшее развитие».
Совершив посадку, летчики попадают к партизанам. Поначалу их принимают за вражеский десант, а затем вместе с партизанами они участвуют в проведении большой операции против гитлеровцев.
Именно по этим событиям 1941 года Михаил Водопьянов, по просьбе Большого казанского театра и напишет пьесу «Полк ДД», премьера которой состоялась в Казани 16 апреля 1942 года. Тогда в зале сидели, узнавая в героях пьесы себя и своих друзей, взволнованные почетные гости — летчики 81-й дивизии, рабочие авиационного завода №22.
Участие Водопьянова в боевых полетах в годы войны, особенно в нападении на Берлин в первые месяцы, его усилия по повышению качества авиационной материальной части стали заметным вкладом в общее дело победы над врагом.
Во время Великой Отечественной войны в казанском театре шли три пьесы Водопьянова: «В ледяном плену» (премьера прошла 15 декабря 1940 года), «Полк ДД» (16 апреля 1942-го) и «Вынужденная посадка» (18 марта 1944-го).
Справочно:
Михаил Васильевич Водопьянов (1899—1980) — советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, член ЦИК СССР, шестой Герой Советского Союза.
По воспоминаниям краеведа и исследователя истории казанской авиации Ильдара Валеева в последний период пребывания на Казанском авиазаводе №22 им. Горбунова летчик-испытатель Михаил Водопьянов выполнил ряд уникальных полетов и экспериментов: в октябре 1942 года на бомбардировщике Пе-8 (бывшем ТБ-7) совершил беспосадочный перелет с двигателями М-82 по маршруту Казань — Ташкент — Казань. Весной 1943-го в Камском Устье сбросил с Пе-8 макет пятитонной бомбы.
В Казани Водопьянову пришлось также решать вопросы по выпуску бомбардировщиков с улучшенными данными. Они причинили фашистскому тылу еще множество неприятностей. На Пе-8 сначала стояли двигатели, имевшие недостаточную мощность, — запланированной высоты полета 10–12 тыс. м они не обеспечивали, самолет мог подниматься не более чем на 8 тыс. метров. По настоянию Водопьянова на Казанском заводе на Пе-8 стали устанавливаться новые двигатели. Они не «задыхались» теперь в полете, как это происходило с предыдущими, были более экономичными. Делали их поначалу мало. Михаил Васильевич способствовал ускорению выпуска в большем количестве.
Есть и еще одна заслуга Михаила Васильевича. Находившиеся рядом с ним равнялись на него, проявляли лучшие свои качества и умения. Много героев-летчиков появились в годы Великой Отечественной войны, и среди них были те, кто воевал рядом с Водопьяновым, учился у мастера. Членам его экипажа Пусэпу и штурману Александру Штепенко в 1942 году было присвоено звание Героя Советского Союза как раз за визит к Уинстону Черчиллю и Франклину Рузвельту. Начатый Водопьяновым и его товарищами в 1934-м список героев пополнялся. С ним рядом воевали и его сыновья, авиамеханики Василий и Владимир, и племянники — воздушные стрелки Анатолий и Виктор… (по информации СМИ)
ЛЮДИ ГОВОРЯТ