От cудомоделизма до кораблестроения
Сегодня редко где встретишь кружки судомоделизма. Дети, а тем более взрослые не хотят возиться с запчастями, что-то выпиливать, склеивать, мастерить. Да и моделям судов сложно составить конкуренцию всемогущим гаджетам. Но иногда где-то кому-то это удается.
Мы побывали в Верхнехавском районе Воронежской области в гостях у Павла Зайцева, руководителя судомодельной секции АТСК «Сапсан» ДОСААФ России. Он со своими ребятами расположился в школе № 1, двери которой открыты для всех.
Сказать, что секция стала популярной и востребованной у местных мальчишек и девчонок с первых дней своего существования, — значит чуточку погрешить против истины. Однако с каждым днем все больше любопытной ребятни собирается у двери кабинета. Самые смелые переступают порог…
— Судомоделизм — это хобби не для всех. Он требует усидчивости, скрупулезности, аккуратности. Здесь много мелкой деталировки и иногда довольно нудной работы. Поэтому остаются только те, у кого есть терпение дождаться результата, — говорит Павел Зайцев.
Сам он начинал с похожего кружка, куда пришел в девятилетнем возрасте. Все школьные годы посвятил любимому занятию, потом во взрослой жизни работал в разных сферах деятельности, но корабли не отпускали. А когда переехал в Воронежскую область из Крыма, то узнал, что есть организация, где с радостью принимают любые идеи по работе с детьми. Так он вернулся на свою стезю, а у АТСК «Сапсан» ДОСААФ России появилось новое подразделение.
Миллиметр — это бездна
Новички здесь начинают с элементарного — с простеньких моделей из пенопласта, бумаги, картона и клея ПВА.
Ребята не просто соединяют друг с другом детали — в процессе работы идет изучение каждой детали корабля: что как называется, для чего используется, как и почему применяется. Такая методика приводит к тому, что через какое-то время лексический запас ребят обогащается морской терминологией. Педагог никогда не говорит: «положь колдобину со стороны загогулины» — его задания вполне понятны и ребенку, и морскому спецу. Со временем материал усложняется. Появляется информация из начальной геометрии.
— Детвора часто искренне удивляется, когда приходится применять их теоретические знания на практике, — продолжает Павел Зайцев. — Все эти прямые углы и отрезки обретают на наших занятиях вполне ощутимые формы.
Настоящим открытием для многих становится информация о том, что один миллиметр — это на самом деле очень много. Когда на школьных уроках дети работают с линейкой и лихо очерчивают фигуры — это одно. И совсем другое — по отмеренным деталям собирать модели. Там любой лишний миллиметр может испортить всю картину.
Надо отметить, что постройка модели корабля — процесс длительный. Чтобы с филигранной точностью воспроизвести мельчайшие детали, иногда приходится затратить год, а то и больше.
Отдельная проблема — в наличии необходимых материалов для работы. При кажущемся изобилии на магазинных полках есть реальный дефицит этих материалов. То, что в советское время «валялось под ногами», сегодня не сыскать днем с огнем либо оно дорого стоит. Это касается цветных металлов, бронзы, заготовок для токарных работ, листовой латуни. Зато с чертежами проблем никаких нет — все, что нужно, можно найти в интернете в любом размере и разрешении.
На вопрос, что тренирует судомоделизм, какие свойства характера развивает, педагог без промедления отвечает:
— Моделизм — это такая дисциплина, которая является начальным инженерным образованием, если так можно выразиться. Есть огромная разница между детьми, которые занимаются этими видами спорта, и теми, кто не занимается. Помимо внимательности к деталям, моделизм развивает мышление, расширяет кругозор, тренирует трудовые навыки. У ребят появляются начальные представления о материалах и размерах, о формах и пространствах. А еще они учатся работать руками, что в наши дни немаловажно. Ведь основные наши инструменты — это лобзик, надфиль, наждачная бумага, ножовка, молоток, напильник, отвертка, плоскогубцы, кусачки и так далее. Где еще ребенок может научиться управляться с этими инструментами?
Еще одна точка соприкосновения
— Мы тесно взаимодействуем с региональным отделением ДОСААФ России, — говорит директор Станции юных техников № 3, член федерации судомодельного спорта Воронежской области Александр Стреков. — Они активно помогают моделистам с формированием призового фонда и наградной атрибутики для всех соревнований, которые мы проводим. Это значимая помощь.
Кстати, у ребят-моделистов есть еще возможность соприкоснуться с новыми технологиями, поработать на станках с ЧПУ, 3D-принтерах — идти, что называется, в ногу с современными инженерными профессиями. Своим судомоделистам АТСК «Сапсан» ДОСААФ России приобрел ЧПУ-фрезер, на котором можно изготавливать особенно сложные детали.
Девочки интересуются судомоделизмом гораздо реже. Вернее, приходят наравне с мальчишками, но потом не задерживаются. Зато любят разукрашивать уже готовые модели: они придумывают дизайнерские расцветки и с удовольствием наносят их на поверхность. К неподдельному ужасу педагога, особенно когда дело касается копий кораблей.
— Творчество в судомоделизме — оно не только в раскраске, но в детализации и максимальном приближении к оригиналу, — продолжает Павел Зайцев. — Наша задача — понять принципы и воспроизвести уменьшенную копию судна. Шаг влево, шаг вправо невозможен по определению. Но современной ребятне интересен судомоделизм больше как спорт. Им хочется движения, соревнований, кто быстрее финиширует и так далее. Так что сейчас мы готовимся к нашему первому спортивному состязанию — чемпионату Воронежской области. И уже сегодня нацелены на победу.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ