Шквал огня: авиационная пушка ШВАК
Конец 1920-х годов, авиация быстро развивается. Увеличивается скорость и высота полета, улучшается маневренность самолетов. В боевой авиации назревает необходимость оснащения летательных аппаратов новым оружием.
Первые воздушные бои произошли еще во время Первой мировой войны. Самолеты тех лет были тихоходными, а тактика ведения воздушных боев была своеобразной: заметив аэроплан противника, пилот подлетал к нему сверху, а второй член экипажа… сбрасывал на вражескую машину что-нибудь тяжелое. В ход шли пушечные ядра, куски металла и даже гири. Впоследствии борьба усовершенствовалась – в полет стали брать револьверы и другое стрелковое оружие, чтобы попытаться уничтожить или хотя бы ранить пилота вражеского летательного аппарата. Даже на тех небольших по современным меркам скоростях это было непростой задачей.
В 1913 году была запатентована поначалу не получившая применения система, позволявшая установить пулемет на фюзеляже самолета рядом с кабиной и вести огонь вне зоны винта.
Первым, кто установил пулемет, совмещенный с продольной осью самолета, был французский спортсмен Ролан Гаррос, ставший одним из лучших авиаторов Франции. Он сконструировал специальное устройство-отражатель в виде треугольника, сделанного из стали для закрепления на лопастях винта. При стрельбе пули попадали в грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Нововведение позволяло вести стрельбу через вращающийся винт. Однако имело и значительный минус: большое количество пуль не достигало цели.
В 1915 году на вооружение ВВС Германии поступил Fokker E.I, оснащенный устройством, позволяющим стрелять из пулемета прямо по курсу без опасности повредить пулями лопасти, — синхронизатором. Это устройство блокировало затвор пулемета в момент прохождения лопасти винта мимо дульного среза оружия. Синхронизатор дал огромное преимущество германским «фоккерам» над существовавшими на тот момент истребителями.
В период между мировыми войнами авиация и вооружение продолжали развиваться. Появились первые цельнометаллические самолеты, истребители оснащались более современным оружием. К началу Второй мировой войны истребители представляли собой уже хорошо сформировавшийся класс боевой авиации.
Первым советским пулеметом, разработанным специально для авиации, стал синхронный пулемет конструкции Бориса Шпитального и Иринарха Комарицкого. Пулемет, получивший название ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный), имел калибр 7,62 мм. Принцип работы автоматики пулемета был основан на отводе пороховых газов: через отверстие в стволе газы попадают в специальную камеру и действуют на газовый поршень, непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему.
ШКАС обладал высоким темпом стрельбы — 1650 выстрелов в минуту. Разработанные в дальнейшем крыльевой и турельный варианты пулемета имели темп стрельбы еще выше – 1800 выстрелов в минуту.
В декабре 1931 года вышло постановление советского правительства о производстве крупнокалиберного авиационного пулемета. В качестве боеприпаса в новом оружии должен был применяться патрон 12,7х108 мм от пулемета ДК.
Еще до принятия ШКАСа на вооружение советский конструктор стрелкового оружия Сергей Владимиров начал работы над пулеметом собственной конструкции под патрон 12,7х108R. Этот боеприпас отличался от патрона 12,7х108 гильзой, которая имела закраину. Пулемет, получивший название ШВАК (Шпитального — Владимирова авиационный крупнокалиберный), оказался эффективный оружием благодаря надежности конструкции и крупному калибру. ШВАК успешно прошел полигонные испытания и был принят на вооружение. Он изготавливался в нескольких вариантах: крыльевом, турельном, синхронном (для стрельбы через винт самолета) и моторном — устанавливался внутри вала винта одномоторных самолетов.
При проведении дальнейших испытаний выяснилось, что конструкция пулемета ШВАК позволяет без радикальных изменений конструкции увеличить калибр до 20 миллиметров. Получение такого калибра переводило ШВАК в другой класс вооружения — автоматическая пушка.
По конструктиву пушка ШВАК была сходна с одноименным пулеметом калибра 12,7 мм, основное отличие было лишь в калибре.
Испытания пушки, установленной на истребителе И-16, были проведены Валерием Чкаловым и признаны успешными. Выпуск первой партии 20-мм пушек ШВАК положил начало интенсивному развитию данного вида вооружения. Пушка ШВАК устанавливалась на многих типах самолетов — истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках.
Первоначально в боекомплект ШВАК входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В дальнейшем номенклатура боеприпасов для пушки ШВАК была расширена до десяти различных типов снарядов.
Тактико-технические характеристики пушки ШВАК:
Калибр – 20 мм; длина/масса: крыльевой вариант – 1679 мм / 40 кг; турельный вариант – 1726 мм / 42 кг; мотор-пушка – 2122 мм / 44,5 кг; темп стрельбы – 700 — 800 выстр/мин; начальная скорость снаряда – 815 м/с; патрон – 20х99R.
В начале Великой Отечественной войны пушка ШВАК (с некоторыми изменениями конструкции) устанавливалась на танках Т-30 вместо пулеметов ДШК, что дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели. Вариант пушки под названием ТНШ-20 серийно устанавливался на легкие танки Т-60.
Советская промышленность выпустила более 100 тысяч авиапушек ШВАК, что позволяет считать ее одной из самых массовых артиллерийских систем в истории боевой авиации. Производство ШВАК было прекращено только в 1946 году.
Сергей Волков, по материалам topwar.ru, авиару.рф и других открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ