19 марта — День моряка-подводника ВМФ России
15 июля 1996 года главнокомандующим Военно-морским флотом России адмиралом флота Феликсом Николаевичем Громовым был подписан приказ № 253, в котором день моряка-подводника предписывалось праздновать ежегодно, 19 марта.
Дата этого праздника выбрана не случайно — 19 марта 1906 года в состав российcкого военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки. Первыми подводными кораблями, вошедшими в состав флота, стали субмарины «Форель» и подводные лодки других серий — «Касатка», «Сом» и «Осетр».
Появление в Российской империи подводного флота потребовало от морского командования принятия мер по подготовке личного состава. 29 мая 1906 года был создан учебный отряд подводного плавания под командованием контр-адмирала Эдуарда Николаевича Щенсновича.
Темпы строительства отечественных подлодок выросли перед Первой мировой войной, в ходе которой подводные лодки показали, на что они способны.
В советский период масштабная работа по строительству новых подводных лодок была начала в конце 1920-х годов. С 1930 по 1939 год флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями.
К 1941 году в составе Военно-морского флота Страны Советов находилось более двухсот подводных лодок. За годы Великой Отечественной войны моряками-подводниками только одного флота — Балтийского было потоплено 144 транспортных и боевых корабля противника общим водоизмещением около 350 тысяч тонн!
Самым эффективным советским подводником Великой Отечественной войны стал Александр Маринеско, также служивший на Балтийском флоте. В апреле 1943 года Маринеско был назначен командиром подводной лодки С-13, на которой он прослужил до сентября 1945 года.
30 января 1945 года подлодка С-13 под командованием Александра Маринеско провела «атаку века» — так впоследствии назвали торпедирование корабля военного флота Германии «Вильгельм Густлофф», на котором находилось более 10 тысяч немцев, в том числе сотни подводников, из числа которых противник мог составить экипажи примерно для 80 подлодок.
Двадцать три моряка советского подводного флота за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.
Важным моментом в становлении подводного флота СССР стал процесс внедрения на подводных лодках ядерных энергетических установок. 4 июля 1958 года подводная лодка К-3, получившая название «Ленинский комсомол», дала ход под атомной силовой установкой. Академик Александров, присутствовавший в этот поистине исторический момент на борту АПЛ, записал в журнале пульта главной энергетической установки: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».
Через десять лет ВМФ СССР располагал более чем 50 атомными подводными лодками, началось несение советскими подводными лодками боевой службы в удаленных районах Мирового океана.
Летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и осуществила там всплытие.
В 1959 году была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью подводного запуска крылатых ракет. Мировой рекорд скорости под водой был зафиксирован в декабре 1970 года: во время испытаний подлодки К-222 проекта 661 «Анчар» при мощности реакторов в 97 % была достигнута скорость в 44,7 узла — почти 83 км/ч.
В середине 60-х в Северодвинске началось строительство атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А. Ввод в строй этих лодок позволил Советскому Союзу установить ядерный паритет с США. Лодки этого типа — самые массовые среди подводных ракетоносцев стратегического назначения. Они послужили прототипом для создания РПКСН проектов 667Б. Всего было построено 77 лодок 667-го семейства, из них 59 – в Северодвинске.
В 1984 году была включена в состав Краснознаменного Северного флота подводная лодка К-278 проекта 685. В августе 1985-го на этой лодке был установлен мировой рекорд глубины погружения – 1027 метров.
Сравнительно небольшие лодки проекта 705 могли догнать любую подводную лодку противника, а в случае необходимости – уйти от преследования: скорость в подводном положении достигала 76 километров в час. По этому показателю лодка проекта 705 уступала лишь 661-му проекту. Для разгона с места до максимальной скорости лодке требовалось меньше минуты, благодаря маневренным качествам (для разворота на 180 градусов требовалось чуть более 40 секунд) этот подводный перехватчик мог оторваться даже от противолодочных торпед.
Самой большой подводной лодкой в мире является ТРПКСН проекта 941 «Акула». Первая лодка этой серии, спроектированная в конструкторском бюро «Рубин», вошла в строй в 1981 году. Особенностью лодки является необычная компоновка – у этой громадины внутри легкого корпуса параллельно расположены два прочных корпуса. Подлодка может производить пуск ракет, находясь как в надводном, так и в подводном положении. Для несения боевого дежурства подо льдами Арктики ограждение рубки было изготовлено таким образом, чтобы можно было проламывать лед толщиной до двух с половиной метров.
После распада СССР, в сложнейшие для России 90-е годы, ряд передовых подводных лодок в рамках договора о разоружении были разрезаны на металл. Из-за резкого сокращения финансирования не хватало денег даже на текущий ремонт судов. Тем не менее уже в 1996 году в Северодвинске была осуществлена закладка первого ракетного подводного крейсера 4-го поколения проекта 995 «Борей». Головной корабль «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» был принят в состав ВМФ в январе 2013 года.
В ближайшее время в состав Военно-морского флота страны должны войти головной подводный стратегический крейсер модернизированного проекта 955А «Борей-А» «Князь Владимир» и первый серийный крейсер этой серии «Князь Олег». Подводные крейсеры проекта 955А будут обладать улучшенными характеристиками.
Сложнейшие условия службы, постоянная готовность, нахождение многими месяцами вдали от берега — все это требует от подводников поистине сверхспособностей. Даже совершенно далекие от флота люди понимают всю значимость подводного флота, обеспечивающего безопасность нашей страны.
По традиции в день рождения подводного флота проходит награждение и вынесение командованием Военно-морского флота благодарностей наиболее отличившимся экипажам, командирам и матросам, проводятся торжественные праздничные мероприятия.
Подводный флот — это элита ВМФ России и гордость всей страны!
Сергей ВОЛКОВ, по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ