О шелковых шарфиках, колдунах и противоперегрузочных костюмах
Самолеты во время Первой мировой войны, за исключением русских бомбардировщиков «Илья Муромец», закрытых кабин не имели, а скорости у них достигали 150 км/ч. Поэтому авиаторы, отправляясь в полет, надевали плотную кожаную одежду. Так появились летные кожаные куртки. Их назначение понятно, но почему летчики носили еще и длинные шелковые плотные шарфы?
По мнению некоторых историков, все идет от первых воздушных боев. Они считают, что побеждал в таком бою чаще всего тот летчик, кто первым замечал воздушного противника. Он быстро занимал выгодное положение для атаки, а может быть, поскорее улетал, если горючего было немного. Осмотрительность стала одним из главных качеств летчиков. Однако (казалось бы, это пустяк) за время полета многие авиаторы, накрутившись головой, натирали шеи о воротник одежды. Тогда-то они и стали надевать на шею шелковые гладкие шарфы, что сохраняло кожу шеи и предохраняло от холода.
Все это так, но необходимо уточнить, что первыми надели такие шарфы рыцари, мореплаватели, воздухоплаватели и, наконец, только после них – авиаторы. Но у летчицкого шарфа до Первой мировой войны обозначились и другие назначения.
Больше ста лет назад «летуны» перед полетом что-то колдовали с ветром на взлетной площадке. Аэродромов еще не было. Любопытные зрители разузнали, что они наколдовывают ветер с помощью… носового платочка. Его поднимали на уровень плеча и отпускали. Платок летел по направлению ветра. Взлетать надо будет в сторону, противоположную полету платочка, то есть навстречу ветру, – так думал летчик. Впрочем, садиться – тоже. Между тем платок пролетал определенное расстояние и опускался. Для первых авиаторов было ясно, что если платок пролетел столько-то метров, то можно лететь. Если больше, то лучше сегодня на «этажерочке» не испытывать судьбу. Как вам картина? Летчик – герой, и вдруг чего-то там колдует с платочком. Не вписывалось это в представление публики, приходившей на «полеты аэроплана» как на представление в цирке. Поэтому летчики придумали на аэродроме поставить шест с тряпичной полосатой колбасой. Назвали колбасу колдуном. Стоит такой колдун на самом видном месте. Все его видят, но только летчики знают, что он им подсказывает. Они на него нет-нет да и взглянут. Особенно те, у кого летательный аппарат к ветру особо восприимчив из-за своей легкости. На колдуна смотрят и те, кто собирается взлетать, и те, кто заходит на посадку. Это преамбула. Теперь снова переходим к шарфику.
Держит ветер концы шарфика в воздухе – авиатор уже по их трепету знает, какая болтанка его ждет в полете. И это даже как-то красиво, а то платочек какой-то… Кстати, присмотритесь к современным планеристам и летчикам-спортсменам ДОСААФ. Нет-нет и вы встретите сегодня у некоторых из них намотанный на шею длинный шарфик из гладкой ткани. А назначений у него, оказывается, немало. Однако во время войны шарф на шее у летчика помогал ему и побеждать.
По мере роста скоростей полета стали появляться закрытые кабины, но вертеть головой летчику все равно приходилось на 180 градусов — то в одну, то в другую сторону. Шарфик был необходим, однако в дореволюционных традициях начальство усматривало к тому же и нарушение формы одежды. Только дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Борис Феоктистович Сафонов считал шарф обязательным атрибутом летной формы и носил его, даже когда был младшим офицером.
Авторитет самого результативного аса первого года войны с фашистами был настолько высок, что шарфы в авиации Северного флота быстро стали популярны среди морских летчиков.
Лучшими асами Корейской войны (1950 – 1953 гг.) считаются наши летчики Николай Васильевич Сутягин и Евгений Георгиевич Пепеляев, сбившие по два десятка американских самолетов. Полковник Пепеляев в своих воспоминаниях неоднократно касается не только шарфов, но и вообще обмундирования летчиков, вплоть до сапог. Возможно, причина этого кроется в сибирских обычаях: Евгений Георгиевич родился и охотился в Сибири.
196-й истребительный полк Пепеляева отправился на войну в Корею в советской форме, со снятыми погонами и без других отличий. В декабре 1950 года полк прибыл в городок Дунфын (Долина ветров). Холодный ветер там дул не переставая.
Евгений Георгиевич вспоминал: «Когда приехали в Китай, пока денег не было, нам выдали китайское обмундирование. Шинели горчичного цвета, синие штаны, горчичные же френчи, красные сапоги и шапки-ушанки с козырьком. (…) Костюмы купили, шляпы, кожаные курточки – летное обмундирование там покупали. (…) Шинели китайские все повыкидывали. Я дал команду своим летчикам приобрести шелковые шарфы, чтобы можно было свободно головой вертеть, шею не натирать. Истребитель должен все вокруг себя видеть. Я так молодых летчиков своих учил: сделал пять шагов – оглянись! (…) Уже потом, при первых катапультированиях, выяснилось, что красные сапоги слетают с ног – летчики приземлялись босиком. Поэтому я им выхлопотал меховые китайские солдатские ботинки на шнурках. Они все в них и летали».
Даже возвратясь в Советский Союз и командуя дивизией, Пепеляев имел смелость представлять высшим командирам своих летчиков с шарфами на шее. Евгений Георгиевич в своей книге писал: «Во время полетов я приказал летчикам вместо галстука на шее иметь шелковый шарфик, для лучшей сохранности шеи. Однако мой ответ командующему не понравился, и он сказал:
– Форму одежды надо соблюдать.
Но я своего распоряжения не отменил, так как на войне или в мирное время летчик-истребитель, находясь в кабине одноместного самолета, обязан видеть все, что происхо-дит вокруг, для этого он должен иметь возможность свободно вращать головой».
…В этой связи вспоминается фильм «В бой идут одни «старики», в котором из уст Маэстро звучит: «В бою нельзя быть слепым — крути головой на 360 градусов».
Три месяца командир тренировал свой полк. И не напрасно! До февраля 1952 года его летчики выполнили около четырех тысяч боевых вылетов, сбили 108 самолетов противника, потеряв своих десять «мигов». Соотношение почти 11:1. Погибли четыре пилота, а шесть смогли катапультироваться. Бывали случаи, когда нашего сбитого летчика северокорейцы или добровольцы-китайцы принимали за американца и начинали бить. И били, пока кто-то не предложил прикалывать к курткам летчиков значки с изображением Мао Цзэдуна и Ким Ир Сена. Мордобой сменился на самое доброе отношение. Как видим, и эта деталь в одежде оказалась не мелочью.
У американских летчиков были противоперегрузочные костюмы (ППК), в которых автоматически компенсировался отлив крови от головы летчика за счет наддува резиновых трубок, вшитых в ткань, и обжатия нижней части кровеносной системы пилота. Давление в трубках изменялось в зависимости от перегрузки. Русские же летали на реактивных «мигах» по старинке, мужественно перенося сверхперегрузки. Тогда-то в Москве и решили снять с истребителя F-86 «Сейбр», воюющего в Корее, американский секрет. Вскоре на «охоту» за «Саблей» приехали летчики из Научно-испытательного института ВВС. Но так получилось, что не они, а именно Пепеляев удачно сбил «Сейбр», необходимый для советской науки. Он так рассказывал об этом: «Как я узнал из разговора с летчиками, их целью было посадить «Сейбр». На нем был установлен противоперегрузочный костюм, который сильно интересовал нашу авиапромышленность. Но, когда «Сейбры» сбивали и их летчики выпрыгивали, на летчике оставался только сам костюм и шланг со штуцером, с помощью которого костюм присоединялся к автомату регулировки давления в костюме. А вот сам автомат давления, — главное во всем этом деле, — устанавливался на самолете и, естественно, разбивался вместе с ним. Чтобы добыть автомат, нужен был живой самолет».
После одной из атак Пепеляева один из «сейбров» вынужденно сел и тут же оказался «эвакуированным» в нужном направлении.
Сейчас наша авиация осваивает истребители Су-57. Испытывая эту машину, летчики высказали пожелание заменить ППК — жарко в нем! На это откликнулось НПО «Звезда» и разработало новые костюмы. По сообщениям СМИ, в настоящее время на Су-57 уже внедряются новые ППК. В них удалось даже создать автономную вентиляцию.
Покупая летательные аппараты, иностранцы иногда отдают предпочтение образцам вооружения конкурентов из-за «примитивных» удобств экипажа типа кондиционера, хотя боевые характеристики у конкурентов значительно ниже. Теперь мы учитываем и это.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ