Открыт мемориал лётчикам Алсиба
Алсиб («Аляска-Сибирь») — воздушная трасса между США и СССР, начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза.
9 мая 2020 года на Колымской трассе в 13 километрах от г. Магадана в районе аэропорта, на площадке у авиационного завода, был открыт мемориал лётчикам Алсиба. Авторы монумента — Андрей Ковальчук, председатель союза художников России и Константин Кузьминых, председатель магаданской областной общественной организации Союза художников России. На фоне крыла самолета военных лет в бронзовой скульптуре запечатлено рукопожатие американского и советского летчиков.
На открытии мемориала в память о мужестве летчиков были возложены цветы председателем регионального отделения ДОСААФ России Магаданской области полковником Эдуардом Эдуардовичем Прохоровым, директором Магаданского спортивного парашютного клуба ДОСААФ России Владимиром Семеновичем Герасимовым и группой ребят из авиационного отряда «Юнармии» ВПК ДОСААФ «Сокол».
Юнармейцы и все присутствующие почтили минутой молчания память отдавшим свою жизнь за спасание Родины.
Немного из истории секретной легендарной воздушной трассы.
Для проведения перегонки авиации по трассе «Алсиб» из фронтовых авиационных полков отбирали военных летчиков, инженеров и техников, обладавших боевым опытом или работавших до начала войны на гражданских авиалиниях в Сибири. При этом присутствовал довольно жесткий отбор специалистов. Так, например, после совершения трех неудачных попыток взлета или посадки пилот отчислялся в распоряжение Управления кадров ВВС. Из каждых пяти прибывших летчиков только один попадал в штат формируемых перегоночных полков.
В рекордно короткие сроки северяне оборудовали промежуточные аэродромы на Чукотке – в Уэлькале, Марково, Шахтерском, на Колыме – в Берелехе, Сеймчане, Чайбухе, Зырянке. Всего в нашей стране построили 16 аэродромов.
Летом 1942 года была сформирована 1-я перегоночная дивизия под руководством полковника Ильи Мазурука, полярного летчика, Героя Советского Союза. В дивизии было пять авиаполков, штаб находился в Якутске. 5 ноября 1944 года 1-я перегоночная авиадивизия награждена орденом Красного Знамени.
Перегон по воздушной трассе проходил в очень сложных условиях. Летчикам приходилось вести машины в сложных погодных условиях, над тысячами километров необъятной, ненаселенной тайги, заснеженными и непроходимыми горами. Общая протяженность трассы от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км. С заводов в США до фронта в СССР самолеты преодолевали 14000 км.
Бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному или в составе звеньев по две-три машины. Перегон истребителей проводился группами, которые вели лидеры — бомбардировщики. За бомбардировщиком клином следовали истребители, а в качестве замыкающего строй выступал истребитель командира эскадрильи или второй бомбардировщик. Так как дальность полета истребителей была относительно небольшой, по этой причине маршрут от Фэрбенкса до Красноярска был разделен на пять этапов, за каждым из которых закреплялся перегоночный авиаполк. Каждый из этих перегонных полков должен был работать на закрепленном за ним этапе маршрута. После посадки в пункте назначения они передавали крылатые машины соседнему полку, а сами возвращались на свою базу с помощью самолетов 8-го транспортного авиаполка.
Всего по воздушной трассе Алсиб из Северной Америки на фронт было доставлено 7928 самолетов, в том числе 5069 истребителей, 2095 бомбардировщиков, 54 учебно-тренировочных и 710 транспортных самолетов.
На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек.
Авиатрасса Аляска — Сибирь была не только дорогой для поставки самолетов. По этой трассе в 1945 году совершила перелёт делегация Советского Союза во главе с Вячеславом Молотовым из Москвы в Сан-Франциско и обратно. По трассе доставлялись тонны ценного груза: грузовые и легковые автомашины, тракторы, моторы, строительные механизмы, лёгкие самолеты, стройматериалы, обмундирование, продукты питания и медикаменты.
Ст. инструктор-методист Алёна Герасимова.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ