Почему они успели стать первыми в космосе?
Посвящается 60-летию Центра подготовки космонавтов (ныне – Научный исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина) и 60-летию первого отряда космонавтов «гагаринского набора»
Мечта человечества проникнуть в космос начала успешно реализовываться после запуска нашей страной 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли. В январе 1959 года вопрос о полете человека в космос был обсужден на заседании в Академии наук СССР. Много внимания на нем было уделено обсуждению требований к человеку-космонавту.
Медики пришли к выводу, что наиболее подходящими кандидатами в космонавты являются военные летчики. Главный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев (1907 – 1966 гг.) конкретизировал: «Для такого дела лучше всего подготовлены (…) летчики реактивной истребительной авиации. Летчик-истребитель – это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер».
В октябре 1959 года в частях ВВС начался отбор кандидатов. Сначала рассмотрели документы 3461 летчика истребительной авиации в возрасте до 35 лет. Было отобрано 347 человек. После собеседования и медицинского обследования осталось 206 летчиков для углубленного стационарного медико-психологического обследования. От него отказались 72 человека. С октября 1959 г. по апрель 1960 г. не вписались в требования обследования 105 кандидатов. Из 29 оставшихся были отобраны 20 человек. 7 марта 1960 года, когда состоялось назначение летчиков на должности слушателей-космонавтов, считается датой создания отряда космонавтов. 14 марта 1960 года с этой «двадцаткой», названной впоследствии «гагаринским набором», было проведено первое занятие.
7 мая 1960 года главнокомандующий ВВС утвердил Положение о Центре подготовки космонавтов (ЦПК ВВС), которым определялось, что ЦПК является самостоятельной организацией, входящей в состав ВВС.
Вскоре из 20 слушателей были отобраны шесть человек: капитаны Валерий Федорович Быковский, Андриан Григорьевич Николаев и Павел Романович Попович; три старших лейтенанта — Юрий Алексеевич Гагарин, Григорий Григорьевич Нелюбов (был отчислен в 1963 году по дисциплине за конфликт с патрулем) и Герман Степанович Титов.
17 и 18 января 1961 года названные шесть кандидатов в космонавты сдали экзамен на готовность к полету на корабле «Восток». При возвращении на Землю на определенной высоте срабатывала катапульта, и космонавт вместе с креслом покидал корабль. Приземление космонавта, корабля и кресла осуществлялось на отдельных парашютах. Поэтому парашютная подготовка первых космонавтов была основательная.
После полетов Гагарина и Титова (12 апреля и 6 – 7 августа 1961 года соответственно) многие проблемы космических полетов прояснились, и Сергей Павлович Королев предложил руководству страны новый план освоения космоса. 23 октября 1961 года он направил руководителю подготовки космонавтов Николаю Петровичу Каманину письмо, в котором сообщил, что ему на 1962 – 1964 годы потребуются 28 летчиков-космонавтов и 22 космонавта других специальностей (инженеры, ученые, связисты), в том числе пять женщин.
Всем было понятно, что наиболее подходящими для первых полетов в космос являются спортсменки из ДОСААФ. Н. П. Каманин в ЦК ДОСААФ согласовал отбор в кос-монавты женщин из аэроклубов, и 15 января 1962 года ДОСААФ представил в ЦПК 58 личных дел женщин-добровольцев. После ознакомления с ними комиссия ЦПК оставила 23 женщины. Далее состоялись собеседования и медицинский отбор. После них были утверждены пять кандидаток на первый полет: студентка Рязанского педагогического института Жанна Дмитриевна Ёркина (Сергейчик), сотрудница Московского института радиотехники, электроники и автоматики Татьяна Дмитриевна Кузнецова (Пицхелаури), инженер Отделения прикладной математики АН СССР Валентина Леонидовна Пономарева, инженер треста «Уралэнергомонтаж» Ирина Баяновна Соловьева, секретарь комитета ВЛКСМ Ярославского комбината «Красный Перекоп» Валентина Владимировна Терешкова.
Полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой (дублеры: Ирина Соловьева и Валентина Пономарева) был осуществлен на корабле «Восток-6» с 16 по 19 июня 1963 года. На этом и завершилась программа полетов на кораблях типа «Восток».
Космонавты «гагаринского набора», а также группа женщин-космонавтов были за-числены слушателями Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н. Е. Жуковского (кроме Владимира Комарова, уже окончившего ВВИА, и Валентины Пономаревой, ранее окончившей МАИ).
Отметим, что первый в мире космонавт Юрий Гагарин и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова были в свое время воспитанниками аэроклубов ДОСААФ: Юрий – Саратовского, а Валентина – Ярославского. Но случайно ли, что именно они стали первыми? В их биографиях совпадает то, что они успевали и работать, и учиться, и летать (заниматься парашютным спортом). Это связано с организованностью, желанием многое успеть в жизни и целеустремленностью. Стремление же выполнить сложное и опасное задание как можно быстрее у них проявлялось до грани… Трудно найти другое слово, кроме «фальстарта». В подтверждение этого приведем фрагменты воспоминаний Гагарина и Терешковой.
Гагарин в книге «Дорога в космос» пишет: «С детства я не любил ждать. Особенно если знал, что впереди трудность, опасность. Уж лучше смело идти ей навстречу, чем увиливать да оттягивать. Поэтому я обрадовался, когда после первого «пристрелочного» прыжка Дмитрий Павлович (инструктор. – С. Е.) выкрикнул:
– Гагарин! К самолёту…
У меня аж дух захватило. Как-никак это был мой первый полет, который надо было закончить прыжком с парашютом. Я уж не помню, как мы взлетели, как По-2 очутился на заданной высоте. Только вижу, инструктор показывает рукой: вылезай, мол, на крыло. Ну, выбрался я кое-как из кабины, встал на плоскость и крепко уцепился обеими руками за бортик кабины. А на землю и взглянуть страшно: она где-то внизу, далеко-далеко. Жутковато…
– Не дрейфь, Юрий, девчонки снизу смотрят! – озорно крикнул инструктор. – Готов?
– Готов! – отвечаю.
– Ну, пошёл!
Оттолкнулся я от шершавого борта самолёта, как учили, и ринулся вниз, словно в пропасть. Дёрнул за кольцо. А парашют не открывается. Хочу крикнуть и не могу: воздух дыхание забивает. И рука тут невольно потянулась к кольцу запасного парашюта. Где же оно? Где? И вдруг сильный рывок. И тишина. Я плавно раскачиваюсь в небе под белым куполом основного парашюта. Он раскрылся, конечно, вовремя – это я уж слишком рано подумал о запасном».
Валентина Терешкова в книге «Вселенная – открытый океан» пишет: «Як-12 рулит на старт и взлетает. Ободряю себя: рано или поздно это должно случиться. (…) И это был мой первый шаг. (…) Вся энергия сосредоточилась на одном, чтобы в момент команды «Пошел» смело ринуться вниз.
Монотонно гудел мотор, и, видимо, оттого что я напряженно ждала, мне послышалась эта команда. Ни о чем не раздумывая, я встала на сиденье, спустилась на подножку, находящуюся с внешней стороны борта самолета, и шагнула в разверзшуюся пропасть. Несколько секунд ошеломляющего, захватывающего дух падения, резкий динамический рывок, похожий на выстрел хлопок раскрывшегося парашюта. (…) И строения и люди на аэродроме как бы вырастали в размерах. Я подтянула стропы, как учили, развернулась по ветру и легко коснулась ногами земли. Все! Прыжок закончен! (…)
Но за спиной раздался резкий голос руководителя полетов, человека строгого и требовательного:
– Кто разрешил прыгать без команды?
«Как без команды?» – не поняла я. И снова, теперь уже на земле, вновь пережила то мгновение, когда какая-то внутренняя сила заставила меня встать со своего места в кабине Як-12 и кинуться вниз. Кажется, в самом деле я сделала это, не дождавшись команды?»
Как видим, целеустремленность настолько высока, что и тот и другой будущие космонавты были готовы опережать события, а Валентина Терешкова даже и опередила, хотя ей все-таки за первый прыжок поставили «отлично».
Так может, поэтому они успели стать первыми в космосе?
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ