О парашютах Воздушно-десантных войск
Посвящается воинам крылатой пехоты в связи с 90-летним юбилеем создания ВДВ
2 августа 2020 года ВДВ отметят свой 90-летний юбилей. Прыжки с парашютом в аэроклубах ДОСААФ стали для многих российских десантников первыми шагами в строй элитных «Войск Дяди Васи». Познакомимся поближе с парашютами, применяемыми воздушными десантниками, и прыжками с ними.
Прежде всего, парашют — это устройство в форме купола из ткани, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе.
В настоящее время в аэроклубах в течение дня молодые люди успевают пройти и предпрыжковую подготовку, и прыгнуть с парашютом с самолета или вертолета. Потом, правда, некоторые из них не могут сказать, на каком парашюте, с какой высоты прыгнул, зачем дергал кольцо, если раскрытие парашюта принудительное, то есть самолет, удаляясь, «вытягивает» парашют и пр.
Парашютное дело имеет множество нюансов, и после этой статьи и даже после прыжка будут, конечно, вопросы, но все-таки попробуем разобраться в «азах», а «буки» будут у тех, кто захочет прыгать еще и еще.
Для первых самостоятельных прыжков чаще всего у нас в России используют парашют Д-6.
Основные характеристики Д-6 такие: масса парашютиста с вооружением — до 120 кг; масса парашютной системы — 12 кг; скорость снижения — 5 м/с; количество применений — 80; срок хранения без переукладки — 3 месяца.
А теперь рассмотрим кратко процесс прыжка с парашютом. Перед прыжком шнур, прикрепленный к парашюту, закрепляется в летательном аппарате (ЛА). После отделения парашютиста от ЛА страховочный парашютный прибор-автомат начинает отсчет времени. В эти секунды под воздействием воздушного потока раскрывается купол стабилизирующего парашюта («парашютика»). Площадь его купола — полтора кв. метра. Идет стабилизация снижения парашютиста (чтобы снижался без кувырканий, а ноги приняли положение — «внизу»). Скорость снижения на «парашютике» — около 35 м/с, или 126 км/ч. (Если просто падать в затяжном прыжке — 200 км/ч.) Для стабилизации требуется задержка. Только после ее окончания можно раскрывать основной парашют. Парашютист должен отсчитать: «501, 502, 503», а потом дернуть кольцо. Не дернет, замешкается — за него это сделает страховочный парашютный прибор-автомат. Итак, кольцо дернули. В результате раскрывается замок, и стабилизирующий парашют начинает выполнять свою вторую задачу: вытягивает из раскрытого ранца камеру с уложенным в нее куполом основного парашюта, а затем — третью: стаскивает камеру с купола парашюта. Основной купол наполняется воздухом. Происходит динамический удар, то есть уменьшение скорости снижения с 126 км/ч до 18 км/ч (5 м/с). Вот с этой скоростью парашютист и идет к земле. Стабилизирующая система и камера парашюта лежат сверху на куполе: они выполнили свою работу. С помощью двух специальных строп парашютист может разворачивать парашют влево и вправо. О других возможностях управления Д-6 пока умолчим. Перед приземлением, когда высота будет 150 — 100 метров, нужно свести ноги вместе: все-таки 18 км/ч — приличная скорость. После гашения купола парашюта надо собрать его в сумку. Она кладется под грудную лямку, когда вы надеваете парашют.
На всякий случай добавим, что в современных парашютах купола основного и запасного парашютов (если по каким-то причинам парашютист раскрыл «запаску») могут работать вместе, так как у них разные длины строп.
Замечено, что у парашютисток перед первым прыжком почему-то часто возникают вопросы о ткани, из которой сделан парашют. В Д-6 почти все мягкие детали выполнены из воздухонепроницаемого полиамида (капрона). Раньше на парашютах применялся шелк, но от него постепенно отказались, так как он тяжеловат: уступает в этом капрону и другим современным парашютным тканям. На других парашютах применяется полиэфир (лавсан). Любой из парашютных материалов имеет и недостатки, и достоинства, но главное в парашютных материалах — прочность и воздухонепроницаемость.
Парашют Д-6 серии 4 стал основным парашютом в ВДВ. Эксперты пришли к выводу, что это самый надежный парашют в мире. На Д-6 выполняются рекордные полмиллиона прыжков в год. Кроме ВДВ, Д-6 активно применяют в морской пехоте, Росгвардии, МЧС и ФСБ.
В настоящее время основными десантными парашютами являются Д-6 серии 4 и Д-10. Однако если есть Д-6, то можно предположить, что был и Д-1. Да, он появился в войсках в 1955 году. Отличался высокой надежностью, но был достаточно тяжелым (17 кг), за что и получил название «дуб». Некоторые считают, что раз «дуб», то, следовательно, плохо управляем. Это не так. Современный Д-1-5У достаточно маневренный, за счет специальных прорезей.
Д-10 (прозвище — «патиссон») создавался для устранения проблемы схождения десантников в воздухе. Форма патиссона дает Д-10 особую аэродинамику, которая отводит парашют от попадания в область «следа» чужого купола. Поэтому сближения с парашютом товарища не происходит.
Еще более новые парашюты – Д-14 и «Штурм» проходят испытания. Достаточно сказать, что они позволят спускаться снаряженным десантникам до 190 кг и прыгать с ЛА, летящего со скоростью до 350 км/ч. При этом нижняя граница применения парашюта «Штурм» — 80 метров!
А вот цитата из романа В. Пикуля «Честь имею» о прыжке русского разведчика с парашютом:
«Задели слова англичан, заподозривших меня в трусости, и, выразив желание прыгать даже без парашюта, я был тут же снабжен большой плоской бутылью с крепким бренди.
— А где этот зонтик, на котором я должен спускаться?
Мне показали фотографию какого-то ненормального типа, который с крыла самолета кидался вниз головой на землю, явно желая доказать, как удобнее кончать самоубийством.
— Видите, как все просто? Но у нас система более надежная, и вам предлагается осушить бутылку до дна, а все остальное мы берем на себя. (…)
На спину мне укрепили громоздкий алюминиевый цилиндр, вроде большого мусорного ведра, которое мешало мне втиснуться в гондолу, укрепленную под кабиной самолета. Всю дорогу до цели я осужден был лежать спрессованным, как жалкая килька в консервной банке. Диксон (офицер английской спецслужбы. — С. Е.) сам же распечатал для меня бутылку, настоятельно советуя начинать пить сразу же, едва самолет оторвется от земли:
— Не бойтесь. Парашют раскроется сам после того, как вы оторветесь от нас на двести метров. Сигналом для падения будет моя команда из кабины: «Дружно идем к победе!» (…)
Я несколько часов лежал в гондоле, не видя земли и моря, опустошая бутылку. При этом я молил Бога, чтобы меня не сбросили на высоте ниже 200 метров, иначе мое «ведро» сработает уже на земле. (…)
Сверху из кабины раздался голос майора Диксона:
— Допивайте скорее. Мы приближаемся…
Я отпихнул пустую бутылку в угол гондолы, чтобы она не мешала мне, и в тот же момент услышал призыв:
— Дружно идем к победе!..
Далее случилось то, чего я никак не ожидал: гондола сама раскрылась подо мною, как половинки яичной скорлупы, я закувыркался в воздухе с громадным ведром на спине. Потом меня крепко вздернуло — парашют раскрылся. В этот же момент все содержимое бутылки выплеснулось из меня, словно из наклоненного кувшина. (…) В последний миг я извернулся, давя под собой сочные виноградные гроздья. Неподалеку стоял старик-крестьянин и, сняв шляпу, посылал к небесным силам горячие молитвы. Я со злостью пихнул ногой алюминиевый цилиндр, загудевший, словно церковный колокол.
— Эй, отец! — крикнул я по-сербски. Бери… это твое. Где еще найдешь такое отличное ведро, чтобы давить виноград для молодого вина? (…)
Во всей этой истории до сих пор не могу понять одного: зачем человеку, решившемуся прыгнуть с парашютом, англичане так настойчиво советовали опустошить целую бутылку виски?»
Прототипами героя «Честь имею» были русские разведчики времен Первой мировой войны Аладьин, Лебедев и Самойло.
В настоящее время все прозаичнее, но в прыжках с парашютом по-прежнему полно романтики, как и в 1915 году. Десантники знают это лучше нас с вами. Поздравим же их с юбилеем!
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ