Под лозунгом всеобщего военного обучения
Свою летопись Всевобуч ведет с марта 1918 года, когда в ходе совместных заседаний VII съезда РКП(б) и IV Чрезвычайного съезда Советов было принято решение о необходимости повсеместной организации всеобщей воинской учебы. А вот юридическим основанием к тому стал изданный 22 апреля 1918 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Согласно последнему, с целью создания подготовленного мобилизационного резерва для Красной армии каждый трудящийся из числа мужчин в возрасте от 18 до 40 лет должен был пройти курс военного обучения без отрыва от производства. Одновременно на добровольных началах такие занятия вправе были посещать юноши допризывного возраста и молодые женщины.
7 мая 1918 года — дата рождения Всевобуча. Именно в этот день увидел свет приказ наркомата по военным делам № 325, в соответствии с которым в составе Военно-учебного управления был создан Отдел по всеобщему военному образованию. По причине масштабности поставленной перед ним задачи практически сразу стал официально именоваться Центральным отделом. Подготовку штатных сотрудников начали осуществлять развернутые в Москве при Центральном отделе Всевобуча специальные курсы. А чуть позже заработала целая сеть курсов и школ, организованных при окружных комиссариатах. На последних по двухмесячной программе обучения «казарменным способом» производилась подготовка инструкторов из числа низшего комсостава, в том числе «войсковых специалистов».
В отношении военнообязанных Всевобуч по восьминедельной программе объемом в девяносто шесть часов осуществлял процесс начальной военной подготовкой. На практике обучающиеся получали здесь военные знания и навыки по курсу подготовки рядового бойца пехоты. При этом учеба, как потом и в Осоавиахиме, велась исключительно внеказарменным способом и без отрыва переменного состава от производства, с обязательным так называемым повторным сбором, когда курсанты сроком на четыре недели переводились на казарменное положение с целью оттачивания в ходе тактических занятий «действий в составе взводов, рот и батальонов». Так, только в 1919 году военную подготовку в системе Всевобуча прошли свыше 730 тысяч крестьян и свыше 82 тысяч рабочих. Всего в период Гражданской войны через Всевобуч прошли без малого пять миллионов человек.
Становление новой структуры на местах шло не без сложностей, наркомат по военным делам своим приказом за № 870 от 18 сентября 1918 года предписал немедленно организовать отделы Всевобуча там, где их до сих пор еще не создали, а сам процесс обучения военнообязанных осуществлять только и исключительно в соответствии с планами и распоряжениями Центрального отдела. Одновременно были внесены изменения в типовые штатные расписания подразделений Всевобуча. Как итог — уже к концу 1918 года в молодой Советской республике действовало 7 окружных, 37 губернских и 493 уездных отделов вкупе с 4616 фабрично-заводскими и сельскими бюро Всевобуча. Их штатная численность составляла почти 50 тысяч человек инструкторского состава. И это за исключением таких столичных городов, как Москва и Петроград, где военная подготовка по программе Всевобуча осуществлялась исключительно посредством прохождения военнообязанными сборов в составе территориальных воинских частей Всевобуча. Отсюда, к слову сказать, официальный термин – «войска Всевобуча», который особо памятен нашим соотечественникам в контексте знаменитого фотоснимка, запечатлевшего 25 мая 1919 года В. И. Ленина, произносящего речь перед войсками Всевобуча на Красной площади в Москве.
Всего же в годы Гражданской войны в системе Всевобуча были сформированы и переданы в состав РККА три стрелковые дивизии, два кадра стрелковых дивизий, одна стрелковая бригада, пятьдесят четыре кадра стрелковых полков, один конный полк, тридцать пять лыжных рот и несколько отдельных отрядов. И это без учета такой мощной вооруженной силы, как вошедшие в ноябре 1919 года в состав Всевобуча части особого назначения, сокращенно именуемые ЧОН и предназначавшиеся в первую очередь для борьбы с политбандитизмом.
В заслугах Всевобуча и настоятельное приобщение молодежи к романтике военно-морской службы. А способствовал тому факт создания в составе Главка приказом РВСР за № 131 от 14 января 1921 года Морского отдела – штатного подразделения, которому предписывалось заниматься: «распространением среди допризывной молодежи элементарных сведений по морскому делу; физическим и духовным развитием молодежи применительно к требованиям морской службы; развитием в стране интереса к морской службе; предварительной подготовкой допризывников к морской службе; организацией морских экскурсий, морских выставок и иными мерами пропаганды морского дела». Именно под эгидой Морского отдела в молодом Советском государстве вскоре стали массово открываться яхт-клубы, клубы и кружки любителей плавания, гребли и гонок на спортивных катерах.
Всевобуч, кроме того, — родоначальник современного Федерального автономного учреждения Министерства обороны РФ «Центральный спортивный клуб Армии». В своей повседневной работе руководство Опытно-показательной спортивной площадки Всевобуча делало упор на развитие в воинских коллективах таких незаменимых в военно-прикладном отношении видов спорта, как бокс, гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, стрелковый и лыжный спорт, футбол, баскетбол и хоккей с мячом.
27 февраля 1923 года РВС СССР своим приказом за № 418 в качестве дополнительной функции возложил на Всевобуч «подготовку страны к милиционной военной системе». Впоследствии именно Осоавиахим станет одним из основных механизмов переподготовки военнослужащих запаса в рамках этой системы.
В целом же модель местного военного управления молодой Советской республики во многом была списана большевиками с модели организации местных войск военного ведомства Российской империи, но при этом кардинально усовершенствована посредством органичного вплетения в нее института всеобщего военного обучения. Ее уникальность также и в том, что в начале 1920-х гг. основная масса функций по организации оборонно-массовой работы, в том числе допризывная подготовка и массовый спорт, без каких-либо последствий для Вооруженных сил была поэтапно вверена в обязанности во многом специально для этого и рожденным оборонным и спортивно-физкультурным обществам. И это обстоятельство не что иное, как факт родства современного ДОСААФ с органами Всевобуча периода Гражданской войны.
Рожденный в Гражданскую, Всевобуч как единая и отлаженная система военной подготовки трудящихся прекратил свое существование в апреле 1924 года. В условиях мирного времени он стал не столько излишним, сколько обременительным для оборонного ведомства. В своем распоряжении последнее оставило лишь ограниченное количество военно-учебных пунктов, при этом их число с каждым годом сокращалось за счет стремительного роста аналогичных структур в составе Осоавиахима.
Уже в первой половине 1920-х функции в сфере организации среди населения страны оборонно-массовой работы по воле государства начали дружно брать на себя общественные организации. И речь в первую очередь об Обществе друзей воздушного флота СССР и Обществе друзей химической обороны и химической промышленности, которые летом 1925 года слились в единое оборонное общество – Авиахим. Однако по причине существовавшей между оборонными обществами разрозненности, а также их слабой финансовой составляющей (текущие бюджеты складывались главным образом из членских взносов, книгоиздательской деятельности и пожертвований со стороны сочувствующих граждан и организаций) в целом это мало спасало положение.
И тогда вновь вмешалось государство: по его настоянию 23 января 1927 года на базе Авиахима и Общества содействия обороне СССР была рождена такая уникальная общественно-государственная организация, как Осоавиахим. С этого момента к нему перешли почти все функции Всевобуча в сфере организации оборонно-массовой работы, но без права, само собой разумеется, заниматься формированием каких-либо резервных армейских частей и подразделений, за исключением иррегулярных, да и только в двух случаях – в ходе военных учений и маневров плюс в военное время. Ближайшими партнерами Осоавиахима в его многогранной повседневной деятельности стали военные комиссариаты, при этом последние таковыми остаются и сегодня, но уже в отношении ДОСААФ России.
Вновь же Всевобуч как штатный институт внутри оборонного ведомства был возрожден 1 октября 1941 года на основании Постановления Государственного Комитета Обороны СССР за № 690 от 17 сентября 1941 года «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Он просуществовал аж до 1948 года, после чего история с передачей такого рода полномочий общественным формированиям повторилась.
Постановлением за № 703-272сс от 19 февраля 1949 года Совет Министров СССР возложил на Всесоюзное добровольное общество содействия армии «проведение первоначальной военной подготовки молодежи, подготовку и повышение квалификации военнообязанных запаса». Одновременно аналогичные функции, но только, соответственно, в контексте обучения допризывников низовым военно-авиационным и военно-морским специальностям, были возложены на ДОСАВ и
ДОСФЛОТ – Всесоюзное добровольное общество содействия авиации и Всесоюзное добровольное общество содействия флоту. С 20 августа 1951 года, когда Совет Министров СССР постановил объединить ДОСАРМ, ДОСАВ и
ДОСФЛОТ в единую организацию, эти функции перешли к Всесоюзному добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ