Виражи без мотора
На базе верхнехавского аэроклуба «Сапсан» ДОСААФ России с 9 по 11 октября проходил чемпионат страны по планерному спорту в пилотажном классе.
Соревнования провели с массой ограничений и без зрителей, чтобы не подвергать вирусному риску пилотов и самих зрителей. Мера понятная, но от того не менее грустная: планерный пилотаж — невероятно зрелищный и эстетичный вид спорта, который всегда привлекает поклонников и ценителей.
Трехдневные соревнования собрали 16 именитых спортсменов из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Пензы, Воронежской области и Краснодарского края. Среди них — легенда самолетного спорта, трехкратный абсолютный чемпион мира Михаил Мамистов, участник пилотажной группы «Первый полет» Константин Боровик, абсолютный чемпион мира Владимир Ильинский, многократные чемпионы России, Европы и мира по самолетному спорту Михаил Безденежных и Сергей Зайцев.
Пилоты соревновались в четырех номинациях: международных Unlimited и Advanced и двух внутрироссийских категориях.
Пилотаж на планерах — развивающаяся в России с середины 90-х дисциплина. В те годы пилотов, равных российским пилотажникам по мастерству и таланту, не было во всем мире. Что не удивительно — крутить «бочки» на планерах пришли мировые звезды пилотажа на самолетах. Славу планерному пилотажу ковали неоднократные чемпионы мира и Европы Михаил Мамистов, Георгий Каминский, Александр Панферов, Ольга Романенко, Владимир Ильинский.
Интересно, что Россия сразу же заняла лидирующие позиции на мировой арене. Говорят, что после первых полетов русских у иностранцев даже были попытки подавать протесты — дескать, на планере так летать нельзя, планеру такие вещи недоступны и т. д. А по сути это были протесты в адрес успехов наших спортсменов, которые выполняли пилотажные фигуры по-самолетному: на больших скоростях и с большими перегрузками. На претензии возражали: «Если планер эти фигуры делает, значит, все возможно».
С новым типом и классом одновременно
Кроме мастеров планерного пилотажа, на чемпионат России заявились и много дебютантов — пилотов, пришедших в пилотаж с классических парителей или с пилотажных самолетов. Один из них, Константин Боровик, вообще чуть ли не впервые сел в планер, совершил в тренировочный период первый самостоятельный полет на планере MDM-1 FOX. И стал чемпионом России в классе Advanced.
— Безусловно, мне помог опыт полетов на самолетах, потому что я знаю, как выглядит фигура, как ее нужно нарисовать в небе. Другое дело, что в планере нет двигателя и управлять им приходится чуть по-другому. И здесь важно перестроиться, понять, как и что надо делать, — говорит Константин Боровик, мастер спорта России, многократный победитель и призер чемпионатов мира и России на Як-52.
В самом сложном классе, Unlimited, выступал Михаил Мамистов (общий налет 3500 часов, 37 лет летного стажа) — самый титулованный российский пилот спортивных самолетов и планеров. Он летчик сборной России по высшему пилотажу, трехкратный обладатель высшей пилотажной награды — переходящего приза Арести кубок, а также единственный в истории соревнований по высшему пилотажу пятикратный абсолютный чемпион Европы и единственный трехкратный абсолютный чемпион мира.
Михаил Владимирович признался, что планерным спортом не занимался с 1997 года, но теперь решил снова подняться в небо на безмоторном летательном аппарате.
— Ощущения — непередаваемые! Конечно, руки помнят, такое никогда не забывается, но тренироваться обязательно нужно, даже если ты чемпион в самолетном пилотаже, так как в планерном спорте свои тонкости. Да и программа сильно шагнула вперед за 23 года, стала сложнее. А вообще, нельзя сравнивать эти виды спорта, говорить, какой из них сложнее или легче, они принципиально разные, — отметил пилот.
В итоге Михаил Мамистов взял золото за известную программу и серебро в многоборье, уступив Ромену Фалю, известному спортсмену французского происхождения, который по сумме баллов стал чемпионом России в классе Unlimited.
Дорогу — молодым!
Одна из самых актуальных проблем авиационных видов спорта — довольно зрелый средний возраст спортсменов. Вот почему самолетчики и планеристы так радуются новым именам и новым лицам.
В этот раз на аэродром Усмань-Шаршки приехали не только мировые звезды, но и молодые спортсмены, которые состязались в отдельной категории-2. В ней выступали пятеро пилотов, а чемпионом стал планерист из Орла Василий Ерофеев. На его счету призовые места в классическом планеризме, а теперь копилка наград пополнилась и пилотажной медалью.
Появилось новое лицо и в судейской коллегии — 16-летняя Анастасия Лапенкова, самая молодая судья в истории российского пилотажного спорта. Она пришла в аэроклуб «Сапсан» в 13 лет и стала учиться летать на планере. Тогда же начала и свою «судейскую карьеру» в качестве волонтера.
Заново «отлетать» нельзя
О том, как начисляют баллы во время просмотра выступления планеристов-пилотажников, рассказал главный судья чемпионата, судья международной категории, неоднократный чемпион мира и Европы по пилотажу на самолетах Николай Никитюк.
— Поднимаясь в небо, спортсмен понимает, что заново «отлетать» свое выступление нельзя, поэтому он должен показать максимум своих способностей. Сильный ветер, волнение участника соревнований и другие факторы не учитываются судьями, а значит, даже за незначительный недочет, например меньший или больший угол поворота, балл снизят. Бывает и такое, что за красивое, как считают зрители, выступление планерист получит «баранку», то есть ноль баллов, — объяснил Николай Анатольевич.
Надо отметить, что судейская бригада на этот раз блистала громкими именами — чемпионами российских, европейских и мировых турниров: Людмила Зеленина, Александр Лукьянов, Владимир Котельников, Георгий Каминский… В биографии каждого — невероятный и внушительный список побед и регалий.
Во славу российского авиаспорта
Генеральным спонсором чемпионата России по планерному спорту в пилотажном классе выступил соучредитель АТСК «Сапсан» ДОСААФ России верхнехавский «Селекционно-гибридный центр» (СГЦ), признанный одним из ведущих племенных хозяйств России.
В истории спорта был период, когда российские планеристы-пилотажники стали уступать соперникам на международной арене. Но в прошлом году ситуация стала меняться. Руководство верхнехавского СГЦ в лице Антона Пермякова предоставило льготные условия для тренировок пилотов на базе аэроклуба, благодаря чему сборная России по высшему пилотажу на планерах перебазировалась на аэродром в Усмани, туда, где созданы все условия для качественных тренировок.
Переходящий приз
По итогам прошедшего чемпионата России по высшему пилотажу на планерах впервые был вручен Кубок им. Олега Пасечника.
Олег Вениаминович Пасечник — легенда российского планеризма. С 1985 по 2004 г. — главный тренер сборной России по высшему пилотажу на планерах. Первым обладателем Кубка стал Ромен Фаль.
Кубок им. Олега Пасечника переходящий, на нем будут выгравированы имена всех победителей, которых, как надеются инициаторы, будет еще много. В этой награде объединены традиции и будущее российского пилотажного планеризма!
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ