Новосибирский авиацентр поднялся на крыло
Новосибирский учебный авиационный центр ДОСААФ России — одна из ярких точек роста авиационно-технического спорта в системе ДОСААФ России. Образованный чуть больше двух лет назад, он успел громко заявить о себе масштабными мероприятиями с участием сотен ребят, готовых обрести крылья и связать свою жизнь с «крылатой» отраслью. О том, как сложился текущий год, мы попросили рассказать директора УАЦ Владимира Горбунова.
— Сезон был довольно сложный. Все планы нам смешала пандемия, вызванная коронавирусом. Но все же нам удалось поработать и выполнить главное — госзадание по работе с воспитанниками Сибирского авиационного кадетского корпуса им. А. И. Покрышкина. Это школа-интернат с авиационной направленностью, в которой дети учатся с 8-го по 11-й класс. Ежегодно они совершают у нас два прыжка с парашютом и проходят летную практику. Первый год летная практика проходит на планерах Бро-11М, второй год ребята знакомятся с планером Л-13 «Бланик», и часть из них вылетает самостоятельно. На третий год кадеты летают на легкомоторных самолетах «Аэропракт» и Як-52, и часть из них также доходит до самостоятельного вылета. Четвертый год — выпускной.
Кадеты сдают экзамены и чаще всего поступают в профильные учебные заведения — летные военные училища или учебные заведения гражданской авиации. Наша задача — сориентировать их на авиационные профессии, направить, помочь, воспитать.
— Как вы пришли к этой образовательной идее?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить историю создания нашего авиацентра. Он был организован 23 апреля 2019 года, но не на пустом месте, а на базе Новосибирского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России. К сожалению, АСК не смог справиться с задачами, которые перед ним стояли, и тогда было принято решение создать новую структуру — учебный авиационный центр ДОСААФ России. Изменив при этом направленность — с подготовки спортсменов мы переключились на работу с молодежью до 18 лет по государственным заказам Министерства образования и Министерства региональной политики Новосибирской области.
— Знакомство с авиацией и первый самостоятельный полет — это всегда волнующее событие в жизни подростка. Как у вас проходит посвящение в начинающие пилоты?
— Мы стараемся организовать праздник, чтобы молодой человек запомнил этот момент на всю жизнь. В этом году поздравить кадетов пришли опытные авиаторы — Герой России, летчик-испытатель Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова Валерий Поташов и чемпионка России и Европы по вертолетному спорту, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко.
В 2019 году мы занимались с кадетами, которые выполнили 348 парашютных прыжков, 48 учились летать на планере, а шестерых мы выпустили самостоятельно. В этом году в программе подготовки были задействованы 43 кадета — мальчишки и девчонки в возрасте 16 лет. На аэродроме ДОСААФ в Бердске они совершили 1003 полета с налетом 219 часов 30 минут. Десять человек из них вылетели самостоятельно.
— Насколько, по вашему ощущению, авиационно-технические виды спорта сегодня востребованы у молодежи?
— По моему ощущению, те направления деятельности, которыми занимается ДОСААФ России, наиболее интересны и популярны у ребят. И парашютный, и планерный, и самолетный спорт воспитывает у них дисциплинированность, организованность, умение принимать решения и нести за них ответственность.
Замечено, что у тех, кто самостоятельно вылетел на планере или прыгнул с парашютом, очень сильно меняется взгляд на мир. Надо видеть лица подростков и взрослых (а мы обучаем и взрослых тоже), которые впервые совершают такой шаг, — видно, что они смогли справиться со своими эмоциями и страхами и доказать, в первую очередь себе, что они чего-то стоят.
— Владимир Владимирович, каков алгоритм работы по привлечению детей в авиацию?
— Мы активно взаимодействуем со школами не только областного центра, но и всей Новосибирской области. Так, в Барабинске есть школа № 47, с которой мы работаем не первый год по парашютной подготовке. В свое время мы подготовили инструкторов-парашютистов общественников, с тем чтобы они могли помогать нам в этой работе.
Также у нас налажены хорошие контакты с руководителями муниципальных образований, среди представителей которых есть энтузиасты парашютного дела. На днях, например, по приглашению главы муниципального образования я ездил в город Ордынск, где заинтересовались подготовкой детей по этому направлению.
Что касается планерного спорта, то это далеко не массовый вид спорта. Существует статистика, которая гласит, что не больше 2 % населения пригодны для самостоятельных полетов по своим физическим и психологическим качествам. Именно поэтому так важна предварительная подготовка, оценка способностей ребенка, его склонностей и потенциала.
Наших ребят мы тщательно проверяем на соответствие и способность самостоятельно летать. Потому что одного желания тут мало, хотя внутренний настрой дает огромные преимущества.
— На чем летаете? Расскажите о своем парке летательных аппаратов.
— У нас одна из самых крупных в стране база авиационной техники. На сегодня у нас 33 воздушных судна имеют сертификат летной годности. По типам это самолет Ан-2, буксировщик «Вильга-35А», планеры Л-13 «Бланик», «Янтарь-стандарт» и ЛАК-12.
Мы стараемся возродить и вернуть то, что было в советские и постсоветские годы.
— Какую помощь оказывает ДОСААФ России? На каких условиях вы взаимодействуете?
— Большую часть бюджета мы формируем сами, оказывая услуги — прыжки и полеты мы совершаем на платной основе от тех организаций, которые являются нашими заказчиками.
ДОСААФ оказывает несколько другую помощь. Так, недавно нам помогли отремонтировать самолет Ан-2 и двигатель буксировщика — это очень существенное для нас подспорье, сами мы вряд ли бы потянули такие расходы. Поэтому я очень благодарен директору департамента авиации Андрею Викторовичу Шумскому, начальнику управления авиационной деятельности Павлу Николаевичу Шибаеву и всему составу инженерно-авиационной службы ДОСААФ России.
— Не секрет, что с советских времен многие стороны нашей жизни изменились кардинально. Как вам кажется, те принципы и методики, которые в свое время практиковал ДОСААФ России, сегодня актуальны? Или они нуждаются в пересмотре и корректировке?
— Действительно, методики парашютной и летной подготовки сформировались еще в советское время. Они были отработаны потом и кровью многих авиаторов, и я не вижу причин что-либо в них исправлять и доделывать.
Немаловажно и то, что наш коллектив состоит из опытных авиаторов, которые прошли большой путь не только как летчики, но и как руководители и воспитатели. И мы понимаем, что те принципы, которые заложены в подготовку, за малым исключением являются единственно правильными.
— У вас уже закончился сезон или вы работаете круглый год?
— Мы работаем вне зависимости от сезона. Зимой готовим летный инструкторский состав, прыгаем с парашютом, занимаемся теоретической подготовкой курсантов.
— Расскажите о спортивной стороне деятельности вашего авиацентра. Какими спортивными состязаниями запомнится 2020 год?
— В этом году мы участвовали в соревнованиях на Кубок России по планерному спорту, провели региональный турнир по парашютному спорту.
— Какие у вас планы на следующий год?
— Мы запланировали много интересных мероприятий, в том числе по парашютной тематике регионального и всероссийского уровней. Надеемся провести чемпионат по планерному спорту. Также у нас есть звено парапланеристов, и, если все сложится, мы хотим провести всероссийские соревнования по этому виду спорта совместно с Федерацией парапланерного спорта России.
Планируем провести клубные соревнования по планерному спорту среди молодежи, которую мы подготовили сами, чтобы определить и повысить их спортивную квалификацию. У нас есть и авиамоделисты, которые нацелились на целый ряд соревнований в следующем сезоне.
— Владимир Владимирович, давайте назовем имена людей, которые куют славу Новосибирского учебного авиационного центра.
— Таких людей много. В первую очередь это Виталий Константинович Боровик, Валерий Юрьевич Зайцев, Иван Иванович Чехонадских — люди, которые сделали невероятно много для популяризации спорта и для повышения уровня его безопасности.
Большую методическую работу проводит заместитель по летной подготовке, в прошлом военный летчик, полковник запаса Сергей Владимирович Чайко. За авиационную технику отвечает полковник запаса Геннадий Васильевич Павленко. Эти люди составляют славу новосибирской авиации ДОСААФ, и я горжусь, что мы трудимся вместе на общее благо.
Марина Царгасова.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ