Проблема двигателей для учебных самолетов в России
На рубеже ХХ и ХХI веков наши зарубежные партнеры, имея опыт захвата рынков сбыта, начали нам «впаривать» свои самолеты всех классов. При приобретении их нашими покупателями было допущено множество ошибок «по неграмотности» (и не только). Однако главный просчет заключался в уничтожении значительной части отечественной авиационной инфраструктуры путем замены ее на зарубежную, которая в итоге оказалась далеко не лучшей по отношению к тому, что было.
В небольшом материале невозможно осветить все причины такой беспринципной политики в области авиации. Поэтому остановимся на примерах приобретения иностранных самолетов для летных училищ в аспекте замены отечественных авиадвигателей иностранными. В основном далее речь идет о гражданских самолетах.
В учебных самолетах в СССР применялись отечественные моторы, но пока у нас шла «перестройка» и «смута» 90-х годов, они устарели. В истории отечественной авиации «двигательная» проблема не новость, однако СССР ее преодолел. А сможет ли Россия это сделать хотя бы в сегменте военной авиации? Вопрос пока висит в воздухе.
В ретроспективе все начиналось с самолета Можайского, построенного в 1883 году. Известно, что он устойчиво не смог полететь из-за недостаточной мощности иностранных паровых двигателей. Между тем наличие у американцев братьев Райт в 1903 году легкого бензинового двигателя внутреннего сгорания предопределило создание ими самолета, который продержался в воздухе целых 59 секунд.
Далее Западная Европа, имевшая автомобильные двигатели, достаточно быстро создала на их базе авиамоторы. Россия тоже в начале ХХ века включилась в самолетостроение, но на каждый русский самолет, включая такие шедевры, как «Илья Муромец» и гидросамолеты от М-5 до М-22, ставились только импортные моторы.
В 1920-х годах наши конструкторы преуспели в копировании зарубежных авиадвигателей. Копии «иномарок», основательно усовершенствованные, по сути стали первыми отечественными авиамоторами.
Достижения в авиационном моторостроении СССР все чаще стали поражать иностранных специалистов. Так было, например, с двигателем АМ-34, который позволил экипажам В. П. Чкалова и М. М. Громова на двух экземплярах одномоторных самолетов АНТ-25 осуществить в 1937 году беспосадочные перелеты через Северный полюс в США. Заметим, что незадолго до этого делегация, посланная в Америку с целью покупки самолета для рекорда дальности, вернулась с машиной, которая заведомо не годилась для трансполярного перелета в том числе и из-за двигателей.
Замечательным достижением стал и мотор М-11 мощностью 100 — 150 л. с. (в зависимости от модификации). 11-й «таскал» всю нашу легкомоторную авиацию более 30 лет. Вслед за М-11 в малую авиацию пришло великолепное семейство двигателей М-14 с мощностью от 240 до 450 л. с. Они устанавливались на учебные, учебно-тренировочные и спортивные самолеты.
Все шло хорошо, но после развала СССР у нас начался серьезный авиационный кризис. Он резко повлиял на парк учебных самолетов. В Советском Союзе первоначальная летная подготовка проводилась на одномоторном воздушном судне (это были Ан-2 и Як-18Т), выпускным же типом в высшем летном училище должен был быть самолет с двумя двигателями (в основном это был Л-410). Наличие двух двигателей на «учебной парте» считалось необходимым для выработки у курсантов навыков компенсации асимметрии тяги, возникающей при отказе одного из двигателей.
Судьба Ан-2, Як-18Т и Л-410 в постсоветское время определялась во многом тем, какие двигатели на них стояли. Так, по Ан-2 недавно было объявлено: вместо него идет моноплан «Байкал» с иностранным двигателем. В перспективе планируется этот двигатель заменить на отечественный ВК-800С (самолетный).
Самолетом первоначального обучения был Як-18Т с двигателем М-14П, способный выполнять даже сложный пилотаж (пикирование и горки с углами наклона траектории к горизонту более 450, переворот, бочки с углом наклона траектории к горизонту менее 450, петля Нестерова, косая петля, полупетля, поворот на горке, переворот на горке и штопор). «Як» был прочен, привычен и не требовал ангарного хранения, но при сравнении «Яка» с американской «Цессной» выяснилось, что мотор М-14П уступает «цессновскому» Lycoming IO-360-L2 из-за сложности обслуживания и меньшего ресурса. Кроме того, авионика у «Цессны» была более современной. Это и решило вопрос о покупке. Из всего семейства выбрали четырехместный многоцелевой самолет Cessna-172S. На выбор, возможно, повлияло и то, что один из этих самолетов прилетел к нам намного раньше, в 1987 году. Тогда на Cessna-172В в Москве приземлился 18-летний немецкий авантюрист Руст. Из-за гуманных соображений или по причине задержки команды свыше истребители ПВО, несколько раз приближавшиеся к нарушителю, все-таки оставили тогда непрошеного гостя в покое.
Кстати, замену в названии «Цессны» литеры В на литеру S (Skyhawk — ястреб) фирма сделала после этой скандальной «миссии» Руста.
В одной из дипломных работ в Академии гражданской авиации о Cessna-172S говорится так: «Машина пригодна для обучения летчиков фигурам простого пилотажа, то есть угол крена меньше 450…»
Вот так! В связи с этим напомним, что наш деревянный У-2 (первый полет — в 1928 году) выполняет все фигуры сложного пилотажа, включая петлю Нестерова, и, будучи намеренно введенным в штопор, сам из него выходит при отпускании ручки управления.
Далее в этом исследовании читаем: «Правильное выдерживание скорости является необходимым требованием к выполнению любого маневра, и нужно всегда стараться избегать повышенной скорости. Намеренный штопор с выпущенными закрылками запрещается, так как повышение скорости может привести к разрушению конструкции. Тот же эффект может произойти и во время штопора».
А ведь такие ограничения в учебном самолете нежелательны, так как это сказывается на квалификации выпускников, не говоря уже о безопасности полетов.
Теперь об Л-410 чешского производства. Эти двухдвигательные машины применяются как самолеты первоначального обучения и как выпускные.
Сейчас Л-410 начинают выпускать по лицензии на Ульяновском авиационном заводе гражданской авиации. Новый Л-410 будет иметь в перспективе вместо иностранных турбовинтовых двигателей (ТВД) Walter M601 отечественные ТВД ВК-800С. По сообщениям СМИ, фирма «Климов» уже приступила к производству этих двигателей.
Тем не менее на замену Л-410 в гражданской авиации уже был закуплен австрийский четырехместный двухдвигательный Diamond DА-42. Преподносилось это чиновниками из гражданской авиации сначала как временная мера, так как ему присущи те же недостатки, какие имеет Cessna-172S.
Сейчас DA-42 с австрийскими двигателями АЕ-300 вслед за гражданской авиацией приобретается и Воздушно-космическими силами с целью использования в качестве учебно-тренировочной машины, но само собой разумеется, что иностранное происхождение
DA-42 противоречит его «прописке» в нашей военной авиации.
Отечественные разработки самолетов данного класса — Ил-103 и Як-112 — по авионике и по внешнему оформлению вполне современны. Вдобавок они дешевле во всех отношениях. Но за неимением отечественных моторов конструкторы на эти машины поставили иностранные двигатели, а это уже минус.
У читателя возник, возможно, вопрос: а делаем ли мы где-то сейчас свои авиамоторы для малой авиации? Ответ такой: в России имеются несколько конструкторских коллективов (в Уфе, Подмосковье), которые все же построили отечественные авиадвигатели. Однако их заметить и, главное, поверить в них, а потом внедрить в авиацию могут только специалисты-патриоты, занимающие высокие должности в авиапроме и Минтрансе.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ