Ребята с нашего двора…
После работы я иногда заглядываю в гости к замечательному человеку и славному защитнику Родины – Владимиру Федоровичу Бученкову. Беседуя с ним о его детстве, о той страшной войне, о жизни вообще, я сам как-то внутренне изменился от простого осознания, что среди нас есть такие люди и очень важно знать и помнить то, что они могут нам поведать. Знать, помнить и гордиться…
Когда-то давно нынешний московский район Сокол даже окраиной города назвать было трудно. Да и не было тогда гордого имени Сокол даже в проекте. Располагалось в этом месте село Всехсвятское, названное в честь расположенного в нем храма Всех Святых. В этом селе 6 сентября 1919 года родился, а позднее и был крещен в том самом храме будущий генерал-майор авиации, заслуженный летчик СССР Владимир Федорович Бученков.
«В семье нас было пятеро братьев. Я родился третьим. Родители мои были из рабочих. Мы жили на Песчаной улице, недалеко от аэродрома, что на Октябрьском (Ходынском) поле. Бывало, соберемся компанией и побежим к проволочному ограждению. Любуемся, как тренируются летчики. Особенно когда они шли на посадку. Тогда не было еще закрытых кабин, и они иногда нам махали рукой в знак приветствия. Какое это было счастье для нас! До сих пор помню это чувство», — вспоминает Владимир Федорович.
Жизнь вблизи аэродрома определила дальнейшую судьбу многих семей, не обошла стороной и семью Бученковых. О небе Владимир начал мечтать с 12 лет, ведь рядом, в Песчаном переулке, жили Юлиан Иванович Пионтковский — советский летчик-испытатель, кумир местных мальчишек; Владимир Георгиевич Гладышев — авиационный техник, позже входил в технический состав полка «Нормандия-Неман». Часто в гости захаживал инструктор (Владимир Федорович не помнит его имя) Осоавиахима от завода № 1, летчик-планерист, который был очень дружен со старшими братьями Владимира. Позже он стал брать юного Володю с собой, в планерную школу Осоавиахима. В 13 лет он, уже сидя в планере, балансировал против ветра. Брат отца дядя Миша помог приобрести осоавиахимовскую форму — зеленую гимнастерку и брюки, а сапоги купили на базаре. Все это оказывало на подрастающего мальчишку огромное влияние, и Владимир решил, что точно станет летчиком! В итоге три брата Владимира Бученкова, как и он сам, стали летчиками-истребителями, а еще один — авиатехником.
«Мой отец, Федор Ефимович Бученков, вырос в приюте, так как рано потерял родителей, и с детских лет работал на заводе «Изолятор». Мои братья дружно трудились слесарями у отца на заводе. Потом с завода один за другим братья уходили в армию. Чтобы подготовиться к поступлению в летную школу, брат Леонид, приехавший в отпуск домой, посоветовал мне тоже устроиться на завод, где я смог бы изучить принцип работы мотора М-11 от самолета У-2. Поэтому, окончив семилетку, я устроился учеником слесаря в гараж на завод «Изолятор», к тому времени мой отец уже был директором этого завода. Свою первую получку — сорок два рубля — с гордостью отдал маме. Правда, часть денег у меня высчитали за валенки, которые я взял в рассрочку. Без них в гараже было холодно», — вспоминает ветеран.
«Молодежь — на самолеты!» — это был девиз и лозунг начала тридцатых годов в СССР. Аэроклубы районов Москвы были заполнены юношами и девушками, желающими летать и прыгать с парашютом. Они сразу после учебы или работы мчались на аэродромы. Это было массовое патриотическое движение. Из этой молодежи выросли мировые рекордсмены, исследователи, полярники, герои пятого океана, герои войны и герои труда.
В 1936 году, когда исполнилось 17 лет (по документам — 18 лет), по путевке комсомола Владимир был направлен в Военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского (бывшую школу гидроавиации Осоавиахима) в городе Николаеве. Как полагается, после курса молодого бойца его ждали три счастливых года учебы.
Окончив училище, вместе со своим другом Василием Бутурлинцевым с 1939 года служил пилотом-инструктором Осоавиахима в аэроклубе Мячково Ленинского района Москвы, участвовал в подготовке двух выпусков на У-2.
В 1940 году советское руководство и высшее командование приняли решение об укреплении рядов ВВС. И чтобы за короткий период подготовить больше военных летчиков и пополнить ими истребительные авиаполки, в СССР были созданы еще три авиашколы из инструкторов Осоавиахима: в Тушине, Ульяновске и Херсоне.
«В апреле меня зачислили во 2-й отряд Тушинской авиационной школы. Здесь мы прошли переподготовку (уже стали летать на истребителях), и меня, уже лейтенанта ВВС, направили летчиком-инструктором во вновь созданную военную авиашколу пилотов в Остафьево. Курсантов обучали на УТ-2 и И-16. Нам, инструкторам, приходилось выполнять по 30 — 40 посадок в день. Полеты по кругу требовали внимания и определенного напряжения. Ведь наша задача — обучить человека летать! Кстати, среди наших курсантов был и мой младший брат Борис».
«Навсегда мне врезался в память первый день войны. В субботу, 21 июня, я приехал погостить домой, а ближе к вечеру отправился в гости к давнему товарищу Василию Бутурлинцеву. Засиделись мы в тот день, и возвращаться в Остафьево уже было поздновато. Родители Василия и его сестра Наташа оставили меня ночевать. Утречком я встал, надел свою военную форму и побежал в магазин, чтобы купить что-нибудь нам к завтраку. Зашел в булочную, которая в то время находилась недалеко от Дома журналистов, и сначала даже не обратил внимания, что в начале девятого утра там так много народу. Вдруг слышу голос из толпы: «Пропустите сынка вперед». Мне и невдомек, что обо мне речь. Подумаешь, в форме лейтенанта. Ну и что здесь такого. Пошел к прилавку с сыром. А через несколько секунд я прислушался к голосу по радио. Передают, что началась война…»
«Купив продукты, рванул к Бутурлинцевым. Захожу в квартиру — все плачут. Они уже тоже узнали о случившемся. Попрощавшись, я побежал на электричку и поехал в Щербинку, а оттуда — до Остафьево. Больше я никого из их семьи не видел». Бутурлинцев Василий Тимофеевич — лейтенант 603-го ББАП, погиб в воздушном бою 24 января 1942 года. Похоронен в братской могиле на городском кладбище в г. Подольске.
Войну Владимир Федорович начал летчиком-истребителем 176-го истребительного авиационного полка в составе 6-го ИАК (истребительного авиационного корпуса). Кстати, из полков 6-го ИАК вышли 23 Героя Советского Союза. Среди них и Виктор Васильевич Талалихин, который в ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных летчиков произвел таран в ночном воздушном бою над Москвой. Его именем названы улицы и учебные заведения по всей стране, в том числе и в Москве.
Позже, в 1952 году, Владимир Федорович Бученков возглавил 176-й ИАП, а прямым начальником у него был командир 324-й истребительной авиационной дивизии, прославленный летчик–ас, трижды Герой Советского Союза, к тому времени уже генерал, Иван Никитович Кожедуб.
Свою боевую деятельность В. Ф. Бученков завершил в 1944 году на Днестре в составе 31-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. Участвовал в воздушных боях, штурмовках по уничтожению боевой техники и живой силы противника. В 1944 году направлен в Высшую офицерскую школу воздушного боя в Люберцах. Участвовал в воздушном параде над Москвой 18 августа 1944 года (в День авиации), пилотируя фронтовой истребитель Ла-5. Всего Владимир Федорович участвовал в 18 парадах – 12 воздушных, 5 пеших и 9 мая 2007 года – на трибуне Красной площади.
Владимир Федорович вспоминает еще об одном соседе — нет, он не был летчиком, но вошел в историю города Москвы. Речь идет еще об одном уроженце той же Песчаной улицы, о простом на тот момент времени шофере Леониде Алексеевиче Колесникове. Позднее он стал знаменитым селекционером-самоучкой, создал нескольких сотен сортов сирени и стал лауреатом Сталинской премии 1952 года. Сорта сирени селекции Колесникова включены в международный реестр. Спустя два года после окончания Великой Отечественной войны Леонид Колесников, оправившись после тяжелого ранения, вывел сорт сирени, который пользуется наибольшей популярностью в мире, — «Красавица Москвы» (Beauty of Moscow). В 1954 году по инициативе Колесникова создан питомник на Щелковском шоссе, бульвар по соседству с ним в 1960 году получил название «Сиреневый».
Вот в таком многогранном окружении рос и учился, воевал и работал Владимир Федорович Бученков, да и времена на его долю выпали непростые. За годы службы он освоил более 30 типов самолетов, в том числе был среди первых 50 советских летчиков, которые начали осваивать реактивную авиацию. В его летной книжке в общей сложности около 3000 часов налета. И почти 17 тысяч посадок.
Но до сих пор ярче всего ему помнятся те первые самолеты за «колючкой» аэродрома на Октябрьском поле из далекого довоенного детства и летчики, приветственно махавшие мальчишке рукой, заходя на посадку. Те самолеты, с мечты о которых и начался славный боевой путь генерал-майора авиации, заслуженного летчика СССР Владимира Федоровича Бученкова.
Михаил Петрунек, заместитель директора по воспитательной и спортивной работе ПОУ УМЦ «Алгоритм» РО ООГО «ДОСААФ России»
г. Москвы.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ