Авиатрисы XXI века
Чтобы стать планеристкой, мало прийти в клуб и научиться летать. Бывалые пилотессы рассказывают по секрету: для того чтобы влиться в семью планеристок мирового уровня, надо пройти специальный обряд посвящения в Бабу-ягу с переодеванием в костюм сказочной героини и целым ритуальным действом. Почему в Бабу-ягу? Потому что это символ летающей, пусть и на метле, женщины. На самом деле путь в планерный спорт для женщин ничем не отличается от мужского. Аэроклуб ДОСААФ, КУЛП, полеты, соревнования, спортивные разряды, победы… Мы собрали несколько женских историй о девушках-планеристках.
Ольга Колесникова, Новосибирск:
— В планерный спорт я пришла в 2007 году. Это был Новосибирский областной спортивный аэроклуб ДОСААФ России. Сначала летала в Евсино, сейчас летаю в аэроклубе «Решёты».
О полетах узнала по объявлению в вузе — в то время набирали группы среди студентов университета, я и пришла. Моим первым инструктором была замечательная Марина Андреевна Калаева (она сейчас работает летчиком-инструктором, учит летать на самолетах на аэродроме Мочище в Новосибирске), которая довела меня до третьего разряда.
Никогда не сталкивалась с мнением, что планерный спорт — не женское дело. Наоборот, в планеризме, кроме полетов, есть много занятий, где требуется женская усидчивость и выдержка. Например, переобтяжка «Блаников». Это такой очень длительный процесс с шитьем, клейкой, вырезанием и прочее. У парней обычно не хватает терпения.
Правда, сейчас с каждым годом все сложнее привлекать в планеризм новых пилотов. Много ребят приходят на ознакомительные полеты, но учиться остаются единицы. Людей пугает перспектива тратить много времени, сил и денег на это увлечение. А молодежи хочется быстрых результатов — здесь и сейчас.
С 2014 года я участвую в соревнованиях — региональных и российских. Замечала, что девочки с удовольствием приходят учиться, но не многие из них хотят соревноваться. Может, потому, что они осторожничают там, где нужно рискнуть и проявить смелость.
Ирина Ерофеева, Орел:
— Я с детства мечтала прыгнуть с парашютом и в 17 лет осуществила свою мечту. А когда попала на аэродром и впервые узнала о существовании планеров, мне настолько стало интересно, что же это такое, что я договорилась в аэроклубе о зачислении меня в группу планеристов и экстерном сдала все необходимые экзамены. Этим же летом впервые поднялась в небо.
Летаю с 17 лет. Участвовала в разных соревнованиях, в прошлом году на чемпионате России в Орле вместе с Ниной Шальневой мы заняли третье командное место. Очень рада, что Орловский аэроклуб возобновил полеты — считаю его своим «домашним» аэроклубом.
Планеризм научил меня быть терпеливой, не сдаваться и использовать разные пути выхода из сложной ситуации. А еще верить, что мир не без добрых людей. Однажды, когда я села на площадку, туда приехали мама с дочкой, привезли термос с чаем и пирожки. В другой раз комбайнер выкосил специально для меня полосу, а фермер благодарил, что я смяла минимум его кукурузы. Очень добрые и забавные истории случаются…
А вообще планеризм — это ведь не просто спорт, не просто увлечение. Это образ жизни, который очень жестко диктует свои условия, вплоть до того, где и с кем проводить свой отпуск. Но мне нравится.
Анастасия Быховская, Воронеж:
— Я летаю уже 8 лет, правда, с небольшими перерывами. Летаю исключительно на планерах, в основном в Усмани, где базируется аэроклуб «Сапсан» ДОСААФ России.
Почему пришла в авиационный спорт? Вопрос очень сложный. Мне тогда было 16 лет, и я поначалу выбирала между самолетным и парашютным спортом, а в результате стала планеристкой.
Авиационные дисциплины освоить было несложно, но насколько они важны, мне было непонятно вплоть до первого полета. А когда я первый раз вылетела, то осознала, что аэродинамика на практике — более понятный предмет, чем в теории.
Хорошо помню свои первые ощущения в воздухе. И эти ощущения я частично смогла сохранить — такое приятное возбуждение, восхищение, небольшие перегрузки немного воздействуют на мозг, на тело, на состояние души. И дают невероятное счастье полета. А когда ты отцепляешься от самолета, то понимаешь, что остаешься один на один с небом — у тебя есть только матчасть и твои крылья.
Мой налет — около 250 часов, из них самый длительный полет занял около 6 часов. Сейчас я летаю по маршруту, и здесь важно не просто болтаться в воздухе, а летать с определенной целью. А еще уметь анализировать текущую ситуацию и вовремя менять тактику полета. Вообще, планерист всегда находится в режиме анализа и прогноза того, какая задача будет следующей на его пути. И это очень здорово! Собственно, это то, что мне нравится в планерном спорте.
Ирина Махова, Казань:
— Мой роман с планерным спортом начался в 2007 году, хотя, признаться, я не планировала становиться спортсменкой. Я тогда училась в Казанском авиационном институте и просто хотела на чем-то летать. Однажды мой товарищ, который занимался в аэроклубе ДОСААФ, показал мне фото и видео с полета на планере — мне очень понравилось.
В то время была возможность научиться летать на планере бесплатно, но с условием, что периодически участвуешь в соревнованиях и повышаешь спортивные разряды. Я ездила на соревнования, занималась общественной работой, а потом и вовсе устроилась в аэроклуб инструктором. Целых четыре года моей жизни!
Участвовала в региональных, всероссийских и даже в международных соревнованиях — в Италии и в Чехии на предчемпионате мира. Была членом сборной России, причем, что интересно, сначала попала туда не как спортсменка, а как техник! Я ведь по специальности техник самолето- и вертолетостроения — могу собрать, разобрать любую летную технику.
Близкие никогда не разделяли моего восторга по поводу авиации, постоянно спрашивали, когда закончу баловство. А я не могу вычеркнуть планеризм из сердца. Зато мои дети практически выросли на аэродроме. Они еще разговаривать не умели, зато легко находили в воздухе планеры и самолеты-буксировщики. Правда, желания учиться летать у дочерей пока не возникло.
Зарина Багаева, Владикавказ:
— В свое время в нашем клубе занималось много девушек, и даже проводился чемпионат республики в 1987 году среди женщин. Мы помним имена сестер Ермаковых — Натальи, Любови и Веры, с которых, по сути, началась эра женского планеризма в Северной Осетии. У нас летали Ирина Медведева, Елена Рогачева, Зарема Хозиева, Людмила Кусаева, Вера Горб, Елена Хмельницкая, Ирина и Наталья Сорокины, Фатима Кодзаева…
Мой первый самостоятельный полет состоялся 17 августа 1983 года, накануне Дня авиации. Тогда, как сейчас помню, во Владикавказе был большой праздник, и мне уделили много внимания как первой женщине-осетинке, вылетевшей на планере, — даже квартиру предлагали!
В составе сборной была чемпионкой России в 2013 году, в личном первенстве лучшим результатом стало третье место в упражнении, которое я заняла в соревнованиях в Италии в 2015 году.
Сейчас, к сожалению, девушек-курсантов у нас нет. По многим причинам, в том числе финансовым. На 2021 год желание учиться летать на планере изъявили четыре новобранца, среди них — ни одной женщины.
Елизавета Орищенко, курсант первого года обучения в АТСК «Сапсан» ДОСААФ России (аэродром Усмань-Шаршки), так объяснила свое желание научиться летать на планере:— Во всем мире полеты на планере — это вполне привычная история, которой точно никого не удивишь. Я подумала: а что, если поеду в Европу и там окажусь «белой вороной», не умеющей летать? Будет стыдно и за себя, и за страну. Хорошо, что есть аэроклуб «Сапсан» и его программа бесплатного обучения ребят.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ