Как приземлялся первый космонавт Юрий Гагарин
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток-1». Такой ракеты мощностью 20 млн лошадиных сил и массой 290 515 кг тогда не было ни в одной стране. У американцев подобный носитель появился только в 1962 году. В головной части «Востока-1» был установлен космический корабль с космонавтом. Его общая масса составляла 4725 кг. Двигатели «Востока-1» вывели за 11 минут пилотируемый спутник на околоземную орбиту. В корабле находился летчик-космонавт, гражданин Советского Союза, майор Военно-воздушных сил Юрий Алексеевич Гагарин (1934 — 1968 гг.). Сделав вокруг Земли один оборот, Ю. А. Гагарин и спускаемый аппарат (СА) приземлились примерно в 30 км от г. Энгельса.
Для «Востока-1» и последующих пяти кораблей серии «Восток» применялось раздельное приземление, то есть космонавт катапультировался из СА и приземлялся от него отдельно. Вокруг этого факта появилось немало домыслов и вымыслов, которые тиражируются некоторыми СМИ до сих пор.
Так как же на самом деле приземлялся Гагарин?
Корабль вышел на орбиту над Сибирью в 9 часов 18 минут и далее полетел с первой космической скоростью 28 476 километров в час. В 9 часов 22 минуты сигналы корабля-спутника запеленговала на Алеутских островах американская военная станция слежения Шамия. Через пять минут с этой станции в Пентагон пошла соответствующая шифровка. Вскоре президент США Джон Кеннеди поздравил СССР словами: «Народ Соединенных Штатов разделяет удовлетворение народа Советского Союза в связи с благополучным полетом астронавта, представляющим собой первое проникновение человека в космос».
Через час после старта корабль должен был идти на посадку, и поэтому при подлете к Африке началось его торможение. Для штатной посадки было запрограммировано отделение приборного отсека (ПО) с ТДУ (тормозной двигательной установкой) от СА.
В отчете Гагарин писал: «Я ждал разделения. Разделения нет! Я знал, что по расчету это должно произойти через 10 — 12 секунд после выключения ТДУ. Корабль начал вращаться вокруг своих осей (…). Земля у меня проходила во «Взоре» (иллюминаторе. — С. Е.) сверху вниз и справа налево, скорость вращения была около 30 градусов в секунду (один оборот за 12 секунд. — С. Е.), все кружилось, я ждал разделения. При выключении ТДУ все окошки на ПКРС (пульт контроля режима спуска. — С. Е.) погасли. По моим ощущениям, времени прошло больше, но разделения нет, вращение продолжается (…). Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КВ (коротковолновому. — С. Е.) каналу, что ТДУ отработала нормально, но разделения не произошло. Я рассудил, что ситуация не аварийная. Шума не стал поднимать. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть км есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь км. Значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. (…) Доложил, что разделения не произошло. Ключом передал: «В. Н.», – все нормально. (…) Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал».
Как видим, самообладания Юрий Алексеевич не терял. Позже наземные службы выяснили, что ПО отошел от СА с задержкой в 10 минут благодаря скоростному напору воздуха.
На земле в 10 часов 48 минут радиолокатор Энгельсского аэродрома зафиксировал корабль, летящий с юго-запада страны на высоте 8 км и на дальности 33 км.
На корабле на высоте 7 тысяч метров произошел отстрел крышки люка, а через несколько секунд в люк катапультировался в кресле Гагарин. На высоте 4 тысячи метров открылся основной парашют, и сразу автоматически отделилось кресло.
Гагарин пишет: «Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался? (…) В этот момент произошел выстрел, и я катапультировался. (…) Ничем я не стукнулся, все нормально. Дальше ввелся в действие стабилизирующий парашют. Почувствовал, что меня вращает. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Придется приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Я стал спускаться на основном парашюте. Трудно было с открытием клапана дыхания наружным воздухом. Минут шесть я старался его достать. С помощью зеркала вытащил тросик клапана и открыл его. Опять меня развернуло к Волге. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. (…)
В облачке поддуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют, и возле него лежит черный, обгорелый шар. (…) Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Как раз спиной меня несет. Пробовал развернуться, в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернешься. Перед землей, примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5 — 7 (в секунду. — С. Е.). Только успел я это подумать, смотрю земля. Ногами «тук». Приземление было очень мягкое. (…) Задний парашют упал на меня, передний парашют пошел вперед. Погасил его».
Первыми встретили приземлившегося Юрия Гагарина колхозница Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита.
Заметим, что в 10 часов 55 минут приземление Гагарина произошло не юго-восточнее Сталинграда (переименованного в Волгоград 10 ноября 1961 года. – Ред.), как было запрограммировано, а в Энгельсском районе, в полутора километрах от д. Смеловка.
СА (капсула) массой 2,3 т опускался с более высокой скоростью, чем Гагарин. Поэтому он приземлился в 10 часов 52 минуты в полукилометре от д. Узморье. В целях безопасности Гагарин по указанию С. П. Королева приземлялся на парашюте, хотя ранее возвращение из космоса собак в «шарике» было успешно апробировано. С появлением кораблей «Восход» приземление космонавтов стало осуществляться в спускаемом аппарате. Так это делается и сейчас.
…Механик Анатолий Мишанин первым примчался на мотоцикле к СА и сначала прикоснулся к «шарику». Обшивка аппарата была еще горячей. Анатолий залез внутрь через открытый (еще на высоте) люк. Подоспели и другие колхозники. Каждый старался что-нибудь поиметь от СА или хотя бы от его парашюта. Поэтому приехавшие военные и прилетевшие специалисты увидели шар с достаточно общипанной обшивкой.
Между тем командир войсковой части 40218 майор А. Н. Гассиев на тягаче подъехал к Гагарину. Тот начал докладывать старшему по званию: «Товарищ майор! Старший лейтенант Гагарин…», но Гассиев космонавта остановил: «Какой старший лейтенант, майор! Только что передали, что Вы — майор!» Солдат и офицеров в части поразило, как Гагарин, спрыгнув с подножки тягача, несколько раз подпрыгнул, словно мяч. Оказалось, что сапоги у космонавта пружинящие, чтобы легче было приземляться.
Все познается в сравнении. В 1957 году США уступили первенство СССР в запуске первого спутника Земли, а в 1961 году — в первом полете человека в космос. Американец Алан Шепард совершил свой полет 5 мая 1961 года. Капсула с Шепардом в автоматическом режиме осуществила тогда суборбитальный полет (баллистический полет со скоростью, недостаточной для вывода аппарата на орбиту) длительностью 15 минут 28 секунд. Достигнув высоты 186,5 км и пролетев 486 км, капсула приводнилась в Атлантическом океане. Тем не менее по версии Международной авиационной федерации Шепард — «второй человек в космосе».
В СССР 6 — 7 августа 1961 года космонавт Герман Титов сделал на «Востоке-2» уже 17 оборотов вокруг Земли.
Третий полноценный орбитальный (после Гагарина и Титова) полет американца Джона Гленна (четыре витка) состоялся только 20 февраля 1962 года.
Актуальными сегодня являются слова, которые Гагарин написал перед катапультированием: «Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна эта планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ