Чемпионы скорости — покорители неба
На базе АТСК «Сапсан» ДОСААФ России в Усманском районе Липецкой области завершился чемпионат России в клубном и смешанном классе планеров, который проходил при поддержке Федерации планерного спорта России с 30 апреля по 11 мая.
Добро пожаловать на грид
Спортсмены стали съезжаться на аэродром за пару дней до официальных стартов, чтобы успеть потренироваться и войти в летный ритм.
На этот раз помериться силами приехали 37 спортсменов из 11 регионов страны (Приморский край, Новосибирская, Московская, Воронежская области, Краснодарский и Алтайский края, Рязанская и Орловская области, РСО-Алания, г. Санкт-Петербург, г. Москва, Республика Крым), а также из республик Беларусь и Молдова.
Из первой двадцатки российских спортсменов, представленных в мировом рейтинге ФАИ (всего в рейтинге около 5000 пилотов со всего мира), в чемпионат заявились 13 пилотов, что говорит об исключительно сильном составе участников.
В числе участников соревнований был президент Федерации планерного спорта России Дмитрий Тимошенко — спортсмен, который входит в сотню лучших планеристов планеты.
— На чемпионате России каждый из спортсменов хотел удовлетворить свое спортивное честолюбие и занять лучшее место, чем когда-либо до этого. Я не исключение, — говорит спортсмен.
Самой многочисленной оказалась воронежская команда, которая, как и ожидалось, вошла в число лидеров, уступив новосибирцам.
Интеллектуальные гонщики
Планеристы часто сравнивают себя с яхтсменами или небесными велогонщиками. С первыми — в силу похожести по простоте конструкции, со вторыми — в способе передвижения наперегонки с ветром.
А еще они иногда называют себя небесными шахматистами, потому что на протяжении всего полета пытаются переиграть воздушную стихию и как можно дольше удержаться на восходящих потоках.
По мировым стандартам
Примечательно, что чемпионат России в Усмани — это первые после 15-летнего перерыва в стране соревнования планеров, на которых применялся водный балласт. Это сделало их полностью соответствующими условиям чемпионатов Европы и мира.
Из разговора пилотов самолетов:
«Планеристы — странные люди!» — «Почему?» — «Моют воздушное судно бензином, заправляют водой…»
— Смысл планерного спорта заключается в том, чтобы как можно быстрее пролететь заданный маршрут, используя потоки восходящего воздуха, — комментирует старший судья по подсчету очков, спортивный судья 1-й категории Лада Баламут. — Зачастую от того, насколько быстро планер долетит до следующего потока, зависит успех всего маршрута. И здесь немалую роль играет вес планера. Полеты с водобалластом требуют большего спортивного мастерства от пилотов, позволяют им увеличивать скорости на маршруте, но при этом добавляют дополнительные факторы для анализа ситуации в полете. Но именно это делает полеты «с водой» привлекательными для амбициозных спортсменов: больше скорости, больше дистанции маршрута.
По словам главного судьи чемпионата, спортивного судьи всероссийской категории, заслуженного мастера спорта Тамары Свиридовой, на чемпионатах мира и Европы без водобалласта соревнуются только планеры так называемого клубного класса, в который собраны устаревшие модели планеров — для них использование водобалласта нежелательно ввиду излишней нагрузки на и без того «видавшие виды» крылья.
В России многие годы не было практики полетов «с водой» — Федерация планерного спорта России совместно с Верхнехавским АТСК «Сапсан» решили ее возобновить.
Еще одна отличительная черта чемпионата России — 2021 в том, что большая часть пилотов, которые участвовали в соревнованиях, — это основной костяк сборной, представляющий Россию на чемпионатах мира и Европы, где они будут выступать на тех же типах планеров, на которых отлетали на ЧР. То есть одновременно это были и соревнования среди сильнейших россиян, и подготовка к чемпионату мира.
Радует, что планы организаторов не скорректировали внешние обстоятельства, и соревнования, открывшие спортивный планерный сезон, стали ярким событием в российском планерном сообществе, очередной ступенью на пути российского планеризма к международному уровню соревнований.
Инфраструктура высокого полета
В 2013 году при содействии Верхнехавского агрохолдинга в Воронежской области был учрежден авиационно-технический спортивный клуб «Сапсан» ДОСААФ России. Одной из приоритетных задач аэроклуба стала первоначальная летная подготовка молодежи на планерах. Сегодня многие воспитанники занимаются планерным спортом, а кто-то продолжает летное обучение в высших учебных заведениях гражданской авиации или Министерства обороны России.
По словам директора аэроклуба Владимира Жилкина, аэродром в Усмани в последние годы является базой для сборных страны по планерному и самолетному спорту. Здесь проводятся чемпионаты России, всероссийские соревнования, учебные и ознакомительные полеты.
— Инфраструктура аэродрома позволяет проводить соревнования любого уровня, в том числе и международные турниры, — отметил Владимир Жилкин.
Кстати, в нелетные дни организаторы соревнований подготовили для спортсменов насыщенную программу, в том числе посещение воронежских достопримечательностей, экскурсии, русскую баню, стрельбу в тире.
Результаты соревнований опубликованы на сайте atsk-sapsan.ru
***
Мечта по линии судьбы
В прошедшем чемпионате России по планерному спорту принимал участие действующий чемпион России в открытом классе планеров Виталий Боровик. Он приехал на аэродром Усмань-Шаршки вместе с командой из Новосибирска, четверо спортсменов которой входят в десятку лучших планеристов страны.
Виталий Боровик — многократный чемпион России, участник чемпионатов мира и Европы, рекордсмен (на его счету 11 абсолютных рекордов страны из 15 установленных). На планере летает уже более 50 лет и каждый раз составляет серьезную конкуренцию соперникам.
По словам Виталия Боровика, летать он мечтал с самого детства, но толчком к тому, чтобы прийти в аэроклуб, послужила трагическая судьба соседа — летчика-испытателя, который разбился на самолете. Вместо того чтобы испугаться, парень решил научиться летать.
Планерный клуб работал тогда при Новосибирском заводе имени В. П. Чкалова, куда попасть могли только сотрудники завода.
— В то время я заканчивал авиационный техникум, проходил практику на заводе, и меня зачислили в аэроклуб, — вспоминает планерист. — Летали сначала на КАИ-12 с лебедки, потом на «Бланиках». Я вылетел самостоятельно только на третий год обучения, но не потому, что был таким уж плохим пилотом, — так сложилось. В первый год новички не успели, во второй — сломалась лебедка, а на третий все получилось. Моя любовь к планеризму возникла с первого взгляда, летать мне понравилось. Правда, лет через пять клуб закрыли, летать было негде. Но потом новосибирский аэроклуб возглавил Николай Болдырев, который после контрольного полета выпустил меня в небо.
Судя по количеству наград и спортивных побед, Виталий Боровик нашел общий язык с воздушной стихией — он понимает, о чем говорит ему ветер, воздушные потоки, облака. Он чувствует планер так же тонко, как и свое тело. Однако вместе с тем он убежден, что никакой мистики в этом нет — всем летным навыкам можно научиться.
— Планерный спорт сам по себе сложный — в нем очень много случайностей, которые могут привести как к победе, так и к поражению, — объясняет спортсмен. — Прогнозировать результат полета невозможно, как бы ты ни был готов, что, с другой стороны, вовсе не отменяет подготовку и тренировки. К слову, иногда лучшей тактикой становится не соперничество с другими пилотами, а просто удовольствие от своего собственного полета. И вообще, ошибки на маршруте делают все — всё зависит от того, насколько много их сделали другие.
И здесь очень важна система обучения. Некоторые молодые пилоты критикуют методику обучения планеристов, разработанную ДОСААФ в советское время. И я во многом с ними согласен, поскольку правила давно стоило бы пересмотреть. Во-первых, штат сотрудников, который должен быть в аэроклубе ДОСААФ, неимоверно большой и неподъемный для планеристов. Во-вторых, сегодня во всем мире принята совсем другая система подготовки — более простая и облегченная.
Советский КУЛП вышел из военной авиации — планеристы начинают летать сначала по кругам, потом по зонам, до парящих полетов доходят ко второму году обучения. На Западе же пилоты взлетели — и полетели по маршруту, а уже через 3 — 4 часа новичок усваивает основные принципы полета на планере. В плане затрат это гораздо выгоднее и доступнее для основной массы людей.
— Как думаете, за счет чего можно сделать планеризм массовым, а спорт — приблизить к мировому уровню?
— Проблема решается в два счета. Первое — авиационные правила. За границей очень простая сертификация планеров, простые требования к здоровью пилотов и очень демократичное отношение к летной технике. У нас же очень многие моменты перестраховываются, излишне контролируются и запрещаются.
Второе — инфраструктура. В стране очень мало аэроклубов с нормальными местами для проживания и хотя бы минимумом бытовых условий. А все потому, что для этого нужны деньги. Если другие государства поддерживают планеризм теми или иными способами, то у нас его игнорируют. И я не понимаю почему — в некоторых странах невозможно поступить в училище гражданской или военной авиации, не имея налета как доказательства того, что тебе нравится летать и ты готов связать с авиацией всю свою жизнь.
Марина ЦАРГАСОВА.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ