Какие гражданские самолеты будет строить Россия в 2020-е годы?
В начале 2021 года в России под патронажем «Ростеха» — Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции — сформирован облик линейки перспективных отечественных гражданских самолетов на ближайшее десятилетие. При этом «Ростех» исходил из предпосылки, что сотрудничество с Западом в авиастроении чревато огромными рисками. Поэтому российскими авиастроителями во главу угла при проектировании и постройке новых самолетов ставится принцип максимальной независимости от импорта.
Итак, рассмотрим авиационную линейку 2020-х годов от самолетов местных авиалиний до магистральных авиалайнеров.
Местная авиация
Самолет «Байкал» на 9 — 12 пассажиров представляет собой легкий многоцелевой самолет, который должен заменить на местных авиалиниях Ан-2. Его дальность полета — 1500 км. Двигатель: ВК-800С производства Объединенной двигателестроительной корпорации «ОДК-Климов» — ведущего российского разработчика газотурбинных двигателей. Эта корпорация включает в себя конструкторское бюро, производственную и экспериментальную базу; входит в состав «Ростеха». Первый полет «Байкала» с отечественным двигателем планируется в июле 2021 года. Получить подтверждение соответствия самолета требованиям, установленным Росавиацией к воздушному судну (сертификацию), планируется в 2022 году. Серийное производство предполагается развернуть в Улан-Удэ с 2023 года. Спрос оценивается в 750 самолетов, из них 250 — для России.
Самолет Л-410 (обновленный) на 17 — 19 пассажиров с дальностью полета 675 км. Сертификацию в чехословацком исполнении прошел в 1971 году. Сейчас самолет находится в процессе модернизации и импортозамещения узлов и агрегатов.
В связи с обновлением в настоящее время в России чешских самолетов нельзя не отметить, что видное место в реализации программы создания отечественных местных и региональных воздушных судов принадлежит Акционерному обществу (АО) «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) — российскому авиационному предприятию в г. Екатеринбурге, занимающемуся производством и ремонтом авиационной техники и ее компонентов; крупнейшему частному авиапромышленному предприятию в России.
Пока самолет Л-410 строится на УЗГА с двигателями GE H80-200 чешско-американской разработки. В 2021 году планируется начать устанавливать на Л-410 двигатели ВК-800С (то есть те же, что и на самолет «Байкал»). Спрос на Л-410 до 2030 года оценивается в 150 — 200 самолетов, в том числе 100 — 150 — для России.
Региональная авиация
Самолет Л-610 на 40 — 48 пассажиров с предполагаемой дальностью полета 2420 км. Изначально разработку Л-610 вела чешская Aircraft Industries, но в связи с ее банкротством в 2006 году все ее акции были приобретены Уральской горно-металлургической компанией. Таким образом, разработка обновленного Л-610 — это уже фактически российский проект. Чехословацкий Л-610 совершил первый полет еще в 1988 году. Теперь на том же УЗГА планируется модернизировать и запустить Л-610 в производство с отечественными двигателями ТВ7-117СТ (2000/2800 л. с.).
Сертификация обновленного Л-610 должна быть пройдена в 2022 — 2023 годах. Серийное производство начнется в 2024 году. Интерес к проекту проявляет Казахстан. Спрос до 2030 года оценивается в 100 самолетов. Десять самолетов заказала отечественная авиакомпания «Полярные авиалинии».
Самолет Ил-114-300 — это модернизированная версия советского регионального самолета Ил-114-100 с новыми двигателями и системами. Рассчитан на 68 пассажиров или на 6,5 т другой нагрузки. Дальность — 1500 км. Производство было перенесено из Ташкента в Россию в 2014 году.
Первый полет Ил-114-300 был выполнен 16 декабря 2020 года. Самолет представляет собой двухдвигательный низкоплан с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 производства «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург) мощностью по 2650 л. с. и малошумными воздушными винтами.
Сертификация намечена на 2021 — 2022 годы. Производить Ил-114-300 будет Луховицкий авиазавод (Московская область). Спрос до 2030 года оценивается в 150 — 200 самолетов.
Магистральная авиация
Самолет «Сухой Суперджет 100» — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет на 108 пассажиров с дальностью полета 4500 км. Это первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР.
В настоящее время идет работа над вторым поколением самолета, которое будет полностью избавлено от зарубежных комплектующих и санкционных рисков.
Сейчас на этом самолете стоят двигатели российско-французской разработки SаM146. В 2023 году планируется их заменить на российские ПД-8 производства «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы».
Первый полет «Сухой Суперджет 100» совершил 19 мая 2008 года. Производство с 2007 года идет на авиазаводе имени Гагарина, в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край). Выпущено 205 самолетов. В эксплуатации — с 2011 года.
В 2023 году планируется провести сертификацию новой версии Суперджета, в которой не будет импортных комплектующих. Спрос на «Сухой Суперджет 100» до 2030 года оценивается в 200 — 250 самолетов.
Самолет МС-21 — cреднемагистральный самолет на 211 пассажиров с дальностью полета в 6000 км. Он является реальным конкурентом зарубежным воздушным судам этого класса Airbus А-320 и Boeing-737 МAX. Западные санкции, направленные против
МС-21, показывают, что развитие этого российского проекта Запад всячески стремится затормозить. Тем не менее 15 декабря 2020 года самолет, оснащенный отечественными двигателями ПД-14, провел успешный полет.
Пока американская двигателестроительная компания Pratt&Whitney не изменила планы поставки двигателей PW1400G, строятся МС-21 и с ними, но в случае ее отказа от своих обязательств по сотрудничеству с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) все самолеты будут оснащаться ПД-14.
Разработка и проектирование МС-21 осуществляется на предприятии «Иркут» и ОКБ им. А. С. Яковлева в составе ОАК. Первый полет МС-21 был проведен 28 мая 2017 года. Сертификация завершится в 2021 году. Спрос до 2030 года оценивается в 500 самолетов.
Самолет CR929 — проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ранее обозначался – ШФДМС) на 250 — 320 пассажиров с дальностью до 14 000 км решено разрабатывать и производить совместно с Китаем (аббревиатура CR означает «Китай – Россия»). Проект будет представлен на авиасалоне МАКС-2021. На самолет планируется устанавливать двигатель ПД-35 с тягой на взлете 40 тонн.
Разработку ведет CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp.) — совместное предприятие российской ОАК и Китайской корпорации гражданского авиастроения (СОМАС).
Первый полет планируется в 2023 году. Сертификация завершится в 2025 году. В России будут производиться крылья, оперение, двигатели и другие системы, а сборка — в г. Шанхае (Китай). Спрос оценивается приблизительно в 1000 самолетов.
В заключение приводим слова вице-премьера Юрия Борисова, которые он сказал в эфире телеканала «Россия 1»: «В России с 2024 года необходимо нарастить ежегодный выпуск гражданских самолетов до 100 штук в год. (…) Мы балансировали в последние годы на уровне 35 — 40 самолетов в год. Это, конечно, не тот уровень, который должен быть. В планах и в программе финансового оздоровления ПАО «ОАК», которые мы накануне заседания правительства приняли, — начиная с 2024 года мы должны выйти на показатель свыше 100 самолетов по гражданскому направлению».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ