Синхронный прыжок на фоне гор Кавказа
Инструкторы парашютно-десантной подготовки Владикавказского АСК ДОСААФ России 16 мая совершили синхронный прыжок с планеров с высоты 1800 метров. Событие для аэроклуба нетривиальное, поскольку в последний раз подобный прыжок был зафиксирован здесь в 1988 году.
Парашютные прыжки с планера — это не спортивная дисциплина, но очень эффектный трюк, который собирает всегда массу зрителей и поклонников в интернете, а для самих участников является незабываемым приключением и проверкой себя на прочность.
Идея прыгнуть с крыла планера витала во Владикавказском аэроклубе давно, однако опытные пилоты и парашютисты решили усложнить задачу — полететь одновременно на двух планерах и прыгнуть синхронно.
Героями дня стали инструкторы парашютно-десантной службы Андрей Лаврентьев (650 прыжков) и Денис Клушин (более 600 прыжков), инструкторы-планеристы Юрий Леонов и Михаил Попов. На земле за ними наблюдал весь аэроклуб.
— Я был уверен в мастерстве наших ребят, — признается начальник АСК, военный летчик первого класса, майор запаса Руслан Козырев. — Инструкторы у нас опытные, регулярно тренируются на земле и в воздухе. Проверяют работоспособность систем спасения и отрабатывают порядок вынужденного покидания планера, поэтому никаких трудностей при выполнении синхронного прыжка у них не возникло. Ну а то, что они привнесли небольшие элементы шоу, так это для демонстрации своего мастерства и для привлечения внимания к авиационным видам спорта.
С чего все началось
— Однажды мы сидели в аэроклубе и вместе смотрели подобный ролик, который сняли пилоты другого аэроклуба, восхищались их мастерством. Но тут неожиданно кто-то с горечью отметил, что нам до такого еще далеко, — вспоминает начальник ПДС Сергей Федоровых. — А меня это так задело! Что значит «далеко»? Вы нас только в воздух поднимите, а мы там уже всё что хочешь сделаем.
Вызов был принят еще в прошлом году, но по разным причинам реализовать его не получалось. В этом году, как только погода установилась, Сергей стал всех подгонять и напоминать об обещании. А когда все случилось, оказалось, что первый блин не комом!
Ребята прыгали с парашютами «Мальва» и «Одиссей-105».
— Одновременного прыжка с двух планеров мы раньше не видели, так что наш прыжок можно смело назвать уникальным, — говорит один из парашютистов, Андрей Лаврентьев. За плечами Андрея — 650 прыжков, а начинал он в Ессентукском аэроклубе ДОСААФ России.
— У такого прыжка много сложностей. Одна из них заключается в поднятии планера на нужную высоту. А прыгнуть уже не проблема, — продолжает парашютист. — Хотя сложности начинаются еще на этапе взлета. Если обычно планер летает с фонарем (прозрачная часть пилотской кабины), то здесь мы летели в открытой кабине. Потом было непросто вылезти из кабины на высоте 1800 м, аккуратно сесть на крыло, подвинуться к самой узкой его части и ждать, когда другой парашютист займет предстартовую позицию.
— Мы видели, как нечто подобное изображали пилоты на авиашоу Red Bull, — включается в разговор второй парашютист — Денис Клушев. — Они пересаживались с крыла на крыло, но их планеры были подготовлены к такому трюку — на них как минимум были установлены ручки, за которые можно держаться (и это видно на видео). Мы же передвигались на одном энтузиазме. И хотя никакого риска в этом не было, кроме как не выполнить задуманное, определенное волнение мы все же испытывали.
Непросто в данной ситуации было и пилотам-планеристам, ведь они должны были «держать» планер, чтобы он не свалился в штопор — когда одно крыло килограммов на 100 тяжелее другого, попробуй поймай правильный поток!
В роли инструкторов выступили опытные планеристы, многократные призеры чемпионатов СССР, которые покорили небо и над равниной, и в горах, — мастер спорта СССР Юрий Леонов и судья всероссийской категории, КМС Михаил Попов.
— Полет для нас был вполне штатным. Единственное, надо было держать планер в момент, когда парашютист выходил на крыло. Сильный воздушный поток давал сопротивление, которое приходилось учитывать. Но мы справились, — комментирует Юрий Леонов.
Как это было
Был обычный тренировочный день. Спортсмены выполнили свои задачи и, чуть уставшие, сидели под шумящей кроной берез.
— Ну что, летите? — в голосе Руслана Козырева прозвучала вызывающая интонация.
— Всегда готовы, — ответила команда и пошла готовиться к полету.
Сразу два планера «Бланик L13» поднялись вслед за самолетом Ан-2 на высоту 1800 метров. Зашли со стороны Владикавказа, произвели отцепку, планеры долетели до зоны, где обычно происходит высадка парашютистов. Уверенные в своих силах парашютисты аккуратно вышли из кабины, одновременно прыгнули вниз и уже там, в воздухе, приблизились друг к другу, взялись за руки и плавно разошлись.
В этот момент планеры, словно грациозные лебеди, сделали полукруг, синхронно разлетелись в разные стороны, пройдя обратным курсом над родным аэродромом, где в этот момент ликовали все свидетели уникального прыжка.
— У вас было достаточно времени для подготовки к прыжку? — робко спрашиваю громогласного Дениса Клушина.
— А чего там готовиться? Привычное дело. Настоящий парашютист прыгнет с любой точки — главное, поднять его на высоту. Самое сильное ощущение, которое я испытал во время полета, — это чувство ответственности перед аэроклубом. Ведь любая возможная ошибка стала бы не ошибкой отдельного человека, а легла бы тенью на весь аэроклуб, — говорит суперответственный парашютист. — А этого допускать никак нельзя. Наш аэроклуб особенный, один из старейших в стране, он помнит имена десятков героев.
Денис прыгает с парашютом с 2015 года, имеет 1-й спортивный разряд. Начинал в аэроклубе ДОСААФ в Новосибирске на аэродроме Мочище под руководством известного спортсмена, призера чемпионата мира по прыжкам на точность приземления, мастера спорта Сергея Трофимова. Теперь рассекает небо над Владикавказом.
— Лететь без фонаря непривычно и захватывающе. Тебя обдувает воздух, который несколько минут назад касался горных вершин, — это очень приятные эмоции. А кроме того, ты чувствуешь себя эквилибристом, который пытается удержаться на тонком пространстве и «зеркалит» все действия друга, — делится Денис. — Но настоящими виртуозами, конечно, были не мы, а планеристы, которые давно научились понимать язык воздушных потоков и на сегодня являются, наверное, лучшими пилотами, способными летать на планере в горах.
Начальник ПДС Сергей Федоровых прыжком доволен. Но еще больше доволен реакцией на него — после просмотра импровизированного ролика, который сняли сами участники в небе, спортсмены других клубов ДОСААФ России стали им звонить, поздравлять, признаваться, что сами тоже бы хотели совершить нечто подобное. Есть звонки и от молодых людей, которые готовы записаться в аэроклуб прямо сейчас.
Вот только эффекта было бы больше, если бы в аэроклубе был высотный самолет.
— В Москве уже в сентябре закрываются парашютные полеты. А мы здесь, во Владикавказе, можем летать практически весь год. И если бы у нас был высотный борт, мы могли бы тренировать людей со всей страны, — уверен начальник ПДС.
Под высотными самолетами Сергей имеет в виду Ан-28 или Л-410. Они вместительные, быстрокрылые, легко набирают высоту 4 — 5 тысяч метров. С такими летательными аппаратами можно легко проводить сборы и любые спортивные соревнования.
…Владикавказские парашютисты решили не останавливаться на достигнутом и повторить прыжок. Правда, новый прыжок будет доработан, в том числе с точки зрения более эффектной визуализации — ребята установят еще больше камер, чтобы снятая с разных ракурсов картинка была еще ярче и зрелищнее.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ