Авиасалон МАКС-2021. Необходимо и возможно
Коронавирус, больно ударивший по мировой экономике и, в частности, «приземливший» парижский авиасалон – фактор объективный. А санкции – субъективный. В том смысле, что производный от желания ряда субъектов (лиц и государств) ослабить Россию, нанести ей вред как экономическому и политическому конкуренту. Но выясняется, что это не так просто. Потому что есть в делах международных, особенно европейских, и объективная необходимость взаимодействия и сотрудничества с Россией – в первую очередь экономического. Это наглядно показал состоявшийся на днях в он-лайн формате российско-германский авиационно-космический форум.
Характерно, что организатором форума стала немецкая сторона – власти и бизнес федеральной земли Нижняя Саксония. В этой земле свыше 30 000 человек работает на 250 предприятиях авиационной отрасли – производственных, научных и учебных, что делает Нижнюю Саксонию одним из ведущих авиационных регионов Европы.
Взгляд со стороны…
На форуме прозвучало немало любопытных оценок.
Немецкие эксперты обратили внимание на то что экономические результаты России после пандемии 2020 года и несмотря на санкции, лучше чем в Германии. Например, пассажиропоток в авиации в России снизился на 43%, а в Германии на все 74%. На российском рынке сохраняется высокая потребность в обновлении авиапарка: к 2038 году должно быть закуплено 1470 новых самолётов. По каталожным ценам это 180 миллиардов долларов.
«Конечно, в рамках импортозамещения, большую часть составят машины отечественного производства, но возможности для международного сотрудничества сохраняются и российский рынок по-прежнему важен», – считает Герит Шульце из Germany Trade and Invest (GTAI).
Тем более, что, как отмечали участники, рост авиационных пассажироперевозок в России (3 %) прогнозируется равным среднемировому (3,2%): Скромнее китайского (больше 6%), но почти вдвое выше европейского (меньше 2%). В Европе, по мнению как немецких, так и французских экспертов, восстановление рынка займёт несколько лет.
…и из космоса
Как «весьма высокие» оценил на форуме успехи российской космонавтики глава представительства в Москве Европейского космического Агентства (ESA) Рене Пишель. Он отметил, что МКС «функционирует в нормальном режиме», все запуски за последние два года были успешными. Их действительно стало меньше, но лишь из-за сокращения коммерческих заказов.
И подчеркнул при этом, что успехи достигнуты в условиях относительно скромного финансирования: расходы России на космос составляют половину европейских и одну десятую того, что тратит НАСА. И сотрудников в космической отрасли России сейчас вдвое меньше,чем в Европе. Тем не менее космонавтика «по-прежнему играет в России важную роль», резюмировал Рене Пишель.
Взаимные надежды
Реалистичное понимание тенденций развития показал и бизнес.
Вице-президент MTU Maintenance Hannover GmbH Андреас Калина за всю жизнь полетал немало. Неудивительно – он представляет корпорацию, технологии которой использованы в двигателях 30% всех гражданских самолётов, летающих в мире. Г-н Калина отметил, что российский рынок развивался весьма динамично, особенно в последние годы.
«Причём не только группа Аэрофлот, с которой мы сотрудничаем уже около десяти лет, но и такие компании как S-7, «Якутия», – отметил бизнесмен. – Достаточно интенсивно развивается и российский авиапром. Так что рынок по-прежнему перспективен и интересен».
Только вот сам вице-президент признаётся, что из-за пандемии последний раз садился в самолёт в феврале прошлого года. И, возможно, окажется, что первую деловую поездку после кризисаон совершит как раз в Москву, на МАКС-2021.
Немало именитых клиентов и у компании Broetje-Automation GmbH. Ее сборочно-монтажные станции используют не только AIRBUS и BOEING, но и авиастроители Китая, Бразилии, Канады, Японии и ещё десятка стран. Среди них – и Россия. География поставок оборудования фирмы в нашу страну обширна: от Ульяновска до Иркутска и Комсомольска-на-Амуре.
«Российские предприятия всегда были хорошими партнерами, надеюсь так будет и впредь, – говорит Норберт Штайнкемпер, руководящий маркетингом компании. – Российский рынок очень важен. Сейчас, во времена нарастающего повсюду протекционизма, мы делаем ставку на международное сотрудничество. И поэтому будем на МАКС-2021».
Свои надежды на МАКС-2021 возлагают и российские участники авиасалона.
Академик РАН Сергей Чернышев из Национального исследовательского центра «Институт им. Жуковского» представил немецким коллегам международные проекты российских ученых и перспективные исследования. Представители корпорации «Иркут» рассказали об индустриальных проектах и выпускаемых моделях самолётов.
А Игорь Рябиков, исполнительный директор Корпорации развития Ульяновской области, обрисовал возможности авиационного кластера области, уже включающей в себя 80 компаний с 30 тысячами сотрудников. В том числе рассказал и о льготах свободной экономической зоны, созданной в Ульяновске, где сегодня работают предприятия не только из России, но и из Китая, Германии, Швеции, Индии. Рябиков надеется, что МАКС-21 добавит к ним новые.
Первая возможность
Как и другие немецкие фирмы, MTU Maintenance Hannover GmbH и Broetje-Automation GmbH будут участвовать в МАКС в составе экспозиции BDLI – Федерального союза германской аэрокосмической промышленности. Он объединяет более 250 предприятий отрасли – от огромных корпораций до стартапов.
«МАКС-2021 станет первым крупным событием отрасли после 2020 года. МАКС – это уникальная возможность для укрепления сотрудничества, место презентации передовых технологий и решений», – определила значение авиасалона в Москве представитель BDLI Мирья Шюллер.
А ещё МАКС был назван на форуме «важнейшей выставкой в России». И было совершенно очевидно, что важна она не только для россиян.
Лев Танский.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ