Высший пилотаж: танцы под облаками
Целую неделю — с 24 по 30 мая — небо над Липецкой областью в районе г. Усмани наполнялось звуками от поршневых самолетов. Местные жители с интересом прислушивались к рокоту двигателей, поднимали вверх головы, пытаясь разглядеть силуэты крылатых машин, и с гордостью отмечали, что здесь проходят Всероссийские соревнования по самолетному спорту.
Нынешние соревнования собрали внушительную команду участников — 36 спортсменов из разных регионов страны приехали полетать, определить между собой лучшего и побороться за путевку на чемпионаты Европы и мира по высшему пилотажу.
— Соревнования имеют статус отборочных — победители в категории Intermediate (ПСВП класс промежуточный) будут представлять Россию на чемпионате Европы, а лучшие спортсмены в категории Advanced поедут в Чехию на чемпионат мира, — рассказала главный судья соревнований Людмила Зеленина.
Борьба между спортсменами развернулась нешуточная, что неудивительно, ведь здесь собралась практически вся авиационная элита страны — в категории Unlimited выступал 6-кратный чемпион Франции, дважды чемпион Европы в классе Advanced Роман Фаль, в Лиге Як-52 — чемпион мира на Як-52 Александр Мякишев, в категории Advanced — чемпионы мира Владимир Котельников и Василий Плотников.
Общее руководство организацией соревнований легло на Министерство спорта России и Федерацию самолетного спорта России. В числе организаторов был также Верхнехавский АТСК «Сапсан» ДОСААФ России.
— Работа организаторов соревнований не всегда на виду, тем не менее нам надо было провести большую подготовительную работу, подать заявку на проведение соревнований, получить одобрение, разработать Положение. Непосредственно перед соревнованиями разложить пилотажный квадрат на земле, выбрать поле, пригласить судейскую коллегию — к нам приехали судьи из Тулы, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска. Блестяще отработали главный тренер сборной России Виктор Смолин, исполнительный директор Федерации самолетного спорта России Елена Климович. Всем им большое спасибо, — отметил заместитель директора АТСК «Сапсан», участник соревнований Михаил Безденежных.
Яркое солнце не щадило ни пилотов, ни судей, которые практически целый день работали в открытом поле, укрывшись от палящего солнца под зонтиками. Они внимательно следили за небесным спектаклем и оценивали полеты спортсменов по самым разным критериям: геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление), точность выполнения, наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры и т. д.
Штопор, бочка, колокол, вращение на вертикали — от такого зрелища дух захватывает.
Судьи работали по принципу «темного судейства», когда не знали, кто перед ними выступает, — для непредвзятой и справедливой оценки.
Спортсмены соревновались в шести категориях: Второй и Третьей лиге, Лиге Як-52, Intermediate, Advanced, Unlimited. Это достаточно редкий случай, когда во время одного турнира встречаются спортсмены всех категорий.
— То, что в одном месте собрались спортсмены от самого начального (Третья лига) до самого высокого уровня (Unlimited), позволило не только провести обмен опытом, но и начинающим пилотам увидеть выступление победителей чемпионатов мира и Европы. Это должно послужить им дополнительным стимулом для занятий высшим пилотажем на спортивных самолетах, — отметил член судейской коллегии и самый титулованный пилот России Михаил Мамистов.
И действительно, соревнования — это самая лучшая форма для передачи мастерства. В этом процессе проверяется не только умение владеть самолетом и знание техники полетов, но и сила воли спортсмена, умение собраться и настроиться, сделать выводы и провести работу над ошибками.
В то время как судьи оценивали выступление одного спортсмена, другие повторяли свои программы, чертили руками в воздухе причудливые фигуры, двигались «пешим по-летному», отрабатывая набор фигур, которые им предстояло продемонстрировать в небе. Как и установлено правилами, им давали известные и неизвестные («темные») комплексы — последние надо было выучить за несколько часов перед соревновательным полетом.
Летали на Як-52, Як-55, Су-26 или на немецких «Экстра-330». Проблема в том, что в России больше не выпускают спортивные поршневые самолеты, поэтому спортсмены вынуждены использовать либо старую технику, либо покупать «иномарки».
— У сборной России есть два самолета, которые в этом году еще не летали из-за технических проблем и бюрократических препон. Причем они далеко не самые современные и малопригодны для полетов в категории Unlimited. И не спрашивайте, почему в стране не выпускают лучший в мире самолет для пилотажа Су-31, — никто вам не ответит, — с горечью сказал главный тренер сборной страны Виктор Смолин.
Действительно, если в других странах малая авиация достаточно хорошо развита и количество пилотов исчисляется тысячами, то в России их на порядок меньше. И такие соревнования дают возможность сохранить авиационные виды спорта, популяризировать их, привлечь внимание общественности.
— К сожалению, не все в нашем мире знают о пилотаже, о самолетном спорте, поэтому наша задача — открыть людям глаза, — отметил вице-президент Федерации самолетного спорта РФ Сергей Зайцев.
Отбор в состав команды на чемпионате Европы по высшему пилотажу категории Intermediate: Сергей Гуров, Ирина Гришина, Павел Бравков, Иван Барсов, Александр Мякишев.
Отбор в состав команды на чемпионате мира по высшему пилотажу категории Advanced: Владимир Котельников, Василий Плотников, Владимир Якушев, Дмитрий Шакуров, Михаил Безденежных, Сергей Зайцев.
На награждение спортсменов Второй и Третьей лиг приехал президент Федерации самолетного спорта России, легендарный космонавт, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации Сергей Крикалев, который сам с юности увлекается малой авиацией, выступал в составе сборной команды, завоевывал титулы чемпиона мира и Европы. По его словам, авиационные виды спорта сегодня развиваются не так хорошо, как хотелось бы.
— Мы пока все еще неплохо выглядим на фоне международных партнеров во многом за счет того задела, который был сделан раньше и той сборной, которая многие годы становилась чемпионом мира, чемпионом Европы, — подчеркнул президент федерации. — Наша авиационная школа достаточно продвинутая и базовая. К сожалению, в последние годы мы испытываем проблемы с авиационной спортивной техникой — самолеты, которые у нас делались и которые были востребованы у иностранных спортсменов, уже не производятся много лет. И наши пилоты вынуждены летать либо на старой технике, либо на импортной. Поэтому с точки зрения развития мы надеемся, что в скором времени у нас все-таки появится наш, российский самолет, и наши пилоты мирового уровня научат этот самолет летать.
Победителем в категории Як-52 стал Андрей Павленко (г. Санкт-Петербург), серебро у Александра Мякишева (ХМАО-Югра), бронза досталась Владимиру Петренко (Краснодарский край).
В классе Intermediate лучший результат показал Сергей Гуров (Московская область), ступенькой ниже расположились Ирина Гришина (г. Москва) и Павел Бравков (Московская область).
Победителем в категории Advanced стал Владимир Котельников (Пермский край), второе место у Василия Плотникова (Пермский край), и замкнул призовую тройку Владимир Якушев (Московская область).
В командном зачете первое место увезла команда Пермского края, серебро уехало в Московскую область, бронза — в столицу нашей Родины г. Москву.
Поздравляем победителей и всех участников соревнований!
Марина Калинина.
Фото с награждения — Евгении Ларицкой.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ