Cовместных усилий достойный финал
Операция по подъему самолета Ил-2 и его экипажа прошла в Пыталовском районе Псковской области с 22 мая по 18 июня 2021 года
В конце февраля 1944 года Красная армия вышла к линии немецких укреплений «Пантера». Гитлер о линии «Пантера» в своих выступлениях заявлял: «Эта линия отделит Европу от России». Но для Красной армии, наступательный потенциал которой во время позиционной войны с февраля до июня 1944 года был накоплен в достаточной мере, «Пантера» не могла стать непреодолимым препятствием.
Псковско-Островская операция 3-го Прибалтийского фронта, проведенная с 17 по 31 июля с целью выхода в Советскую Прибалтику, подтвердила это. Уже в первый день операции войска фронта продвинулись на 40 км. 21 июля был взят Остров, а 23 июля — Псков.
Значительный вклад в этот успех внесла 14-я воздушная армия. В ней воевал 237-й штурмовой авиаполк (шап). Он входил в состав 305-й штурмовой авиадивизии (шад).
В ходе Псковско-Островской операции было разгромлено 11 дивизий вермахта, но и с нашей стороны имелись потери.
Сегодня мы рассказываем о двух российских воинах, прах которых удалось поднять на днях в Пыталовском районе Псковской области.
17 июля 1944 года, в первый день операции, не вернулся с задания экипаж самолета Ил-2 в составе летчика младшего лейтенанта Левана Поликарповича Чанкотадзе и стрелка сержанта Федора Ивановича Зимина. В оперативной сводке о боевых действиях 237-го шап за 17 июля 1944 года появилась такая запись: «6 самолетов Ил-2… в период 17.45-17.55 с пикирования уничтожали танки и автомашины… При выходе из атаки экипаж младшего лейтенанта Чанкотадзе был атакован в лоб ФВ-190, самолет задымил и врезался в землю, экипаж погиб».
В книге учета потерь 237-го шап значится: «Чанкотадзе Леван Поликарпович, мл. л-т, летчик: Грузинская ССР, Зестафонский р-н, с. Цева, 1919 г. р. Призван Тбилисским ГВК. 17.7.44 г. при выполнении боевого задания погиб в воздушном бою юго-западнее Острова, дорога Кокшино-Потчши (неразборчиво)… Родственники в Груз. ССР, Зестафонский р-н, с. Цева, отец Чанкотадзе Поликарп Сачинович.
Зимин Федор Иванович, сержант, мастер по авиавооружению. Ивановская область, Ковровский р-н, дер. Бельково, 1920 г. р. Призван Ковровским РВК Ивановской области. 17.7.44 г. при выполнении боевого задания погиб в воздушном бою юго-западнее Острова, дорога Кокшино-Потчши (неразборчиво). Родственники: Ивановская область, г. Коврово, ул. Набережная, 2, кв. 6, мать Зимина Елизавета Григорьевна».
В середине 1980-х годов краевед и директор музея «Дружба народов» Николай Анатольевич Цветков вместе с учениками Пыталовской средней школы выяснил, что 17 июля 1944 года самолет Ил-2 упал в Кокшинское болото примерно в шести километрах от деревни Шитики Пыталовского района Псковской области. Имена летчика и стрелка стали известны в результате поисков, проведенных военкоматами. Тогда-то в д. Шитики и был установлен памятник с именами героев. Приехали родственники, но у многих осталось сожаление, что самолет поднять из топкого болота невозможно. Родственники Зимина даже высказали сомнение, что Федор летал в качестве стрелка, ведь он был наземным специалистом. Сейчас мы знаем, что практика полетов вместо штатного стрелка на Ил-2 среди наземных специалистов в штурмовой авиации была повсеместной. В основном ребята летали добровольно, хотя по статистике стрелок погибал в семь раз чаще летчика штурмовика Ил-2. Высказывалось тогда и мнение, что, может быть, в болоте лежит другой Ил-2 и с другим экипажем, который тоже не вернулся в 237-й авиаполк с задания в этот же день, то есть 17 июля 1944 года.
В 2020 году командир поискового отряда «Поиск-97» (г. Пыталово Псковской области) Дмитрий Иванович Ершов (последователь Цветкова, который теперь консультирует поисковиков) со своими бойцами путем изучения документов о падении Ил-2 и исследования огромного Кокшинского болота методом челночных переходов по нему из конца в конец установил, что небольшое озерцо посредине моховых полей и есть место падения самолета. Из местных жителей многое подсказал ныне проживающий в Пыталове Валентин Васильевич Семенов 1938 года рождения.
Решили поднимать самолет в феврале 2021 года, но даже в зимнее время болото невозможно было преодолеть без гусеничного болотохода, а он потерпел аварию. Дело отложили до весны, а болото между тем из-за дождей стало еще более непроходимым. Только 22 мая 2021 года началась эта рискованная экспедиция. Риск минимизировался лишь наличием болотохода «Арго» и двух вездеходов, которые, однако, постоянно вязли. Для их буксировки привлекались неоднократно два ГТ-С из Противопожарного лесного центра и «Российских электрических сетей». Поясним, что ГТ-С — гусеничный транспортер-снегоболотоход (ГАЗ-47).
Сил отряда «Поиск-97» явно было недостаточно, и к операции областное руководство подключило поисковый отряд соседнего Красногородского района «Первый рубеж». Когда же к вахте присоединился отряд «Феникс» Ямало-Ненецкого автономного округа, поисковое мероприятие переросло из областного в межрегиональное. Администрация Пыталовского района тоже не оставалась в стороне от патриотической вахты поисковиков, оперативно реагируя на проблемы и немедленно направляя к месту подъема Ил-2 технику и специалистов.
Вахта стартовала с краткого митинга и… досадных поломок, ремонтов и даже сварочных работ (чугун помп не выдерживал нагрузок — трескался), замен шлангов, которые от болотной жижи стали быстро выходить из строя. Постепенно, однако, дело стало налаживаться. Шланги решили чаще промывать, и откачка из озерца воды и жижи пошла энергичнее. Болотная вода вперемешку с торфом и илом не успевала затягивать колодец. Поиск шел все глубже. Но не обошлось и без ведер — их наполнял спустившийся в яму болотолаз (водолазом, несмотря на резиновую амуницию, его было бы назвать неправильно). Ведра, наполненные «болотом», передавались по цепочке, и это существенно ускоряло раскопки.
29 мая подняли с глубины 4,5 м с помощью треноги двигатель АМ-38ф № 254863 с редуктором, весивший более тонны. Номер сообщили командиру поискового отряда «Долг» Ольге Федоровне Яковлевой (Москва, школа № 1980), которая 7 июня 2021 года через Центральный архив Минобороны получила документальное подтверждение, что Ил-2, погибший в Кокшинском болоте 17 июля 1944 года, имел экипаж в составе Л. П. Чанкотадзе и Ф. И. Зимина. Эта информация была немедленно отправлена Д. И. Ершову к месту вахты. В документе (приказе по 237-му шап от 25 июля 1944 г. № 032) указывалось, что «не вернувшийся с боевого задания 17.7.44 года самолет Ил-2 № 1879986 с мотором АМ-38ф № 254863 из боевого состава полка исключить и списать по книге учета самолетов и моторов».
После двигателя вытащили топливный бак, разбитые стекла кабины, некоторые приборы, переключатели (как выяснилось — в рабочем состоянии) и ручку управления (!). 10 июня на глубине 8,5 м нашелся подшлемник пилота. В нем обнаружили осколочные отверстия. Предположили, что летчик погиб до удара самолета о землю.
Находки ободряли, хотя работа была крайне тяжелая. Донимали слепни и комары. Каждый день случалось что-нибудь непредвиденное. Но бойцы были готовы ко всему — сказывался, конечно, и их солидный опыт. Например, стало очевидным, что, не укрепляя края ямы, углубляться больше невозможно. Тогда соорудили деревянную опалубку. Яма стала похожей на широкий деревенский колодец. Однако 13 июня опалубка под давлением торфяно-водяной массы дала течь. Колодец стал быстро заплывать. Работать внизу стало опасным, так как доски и бревна опалубки выгнулись и угрожающе потрескивали, в щели пошла вода. Работы приостановили. Правда, и в этот день был «светлый луч»: подняли наверх парашют, были найдены лейтенантские звездочки, продовольственный аттестат и комсомольский билет Зимина.
Действия трех поисковых отрядов по подъему Ил-2 координировались руководителем Псковской областной военно-патриотической общественной поисковой организации «След «Пантеры» Геннадием Владимировичем Корольковым. По его приезде было проведено совещание, на котором решили дополнительно укрепить стенки опалубки и соорудить внутри колодца еще один сруб.
18 июня у памятника Левону Чанкотадзе и Федору Зимину прошел митинг в честь завершения поисковой операции. Глава Пыталовского района Вера Михайловна Кондратьева поздравила с успешным завершением подъема самолета Ил-2 и его героического экипажа.
Вахта героев, проводившаяся в Кокшинском болоте с 22 мая по 18 июня, подробно освещалась в районной газете «Наша жизнь» корреспондентом Еленой Иманаевой, а также Д. И. Ершовым в интернете.
Боец отряда «Поиск-97» Андрей Гришкевич объяснил свою и работу товарищей-поисковиков простыми словами: «То, что нашли остатки самолета, — это, конечно, хорошо, но главная цель для нас, чтобы те два героя, канувшие в болоте в далеком 1944 году, обрели свой заслуженный покой и были похоронены со всеми почестями на братском захоронении».
Замечательные стихи прочитал на закрытии вахты поисковик Аркадий Сапожников:
Погибшему экипажу Чанкотадзе
Лежали погибших два парня в болоте,
Покрытые мхом и болотной водой,
А в 44-м неслись в самолете,
Не думая, что не вернутся домой.
Один Чанкотадзе из Грузии, – статный,
Зимин из Коврова, из крепкой семьи
В тот день выполняли свой долг они ратный:
Сражались с фашистами в небе они.
«Летающий танк» их был сбит над болотом.
Горела, дымилась, трещала броня,
В осколочных дырках подшлемник пилота:
Смертельно пробита его голова.
И в те же мгновения стрелок его Федя
Геройски погиб, находясь позади,
Успев на стрельбу Фокке-Вульфа ответить,
Билет комсомольский храня на груди.
Вы сделали все, выполняя свой долг,
Грузинский наш летчик и русский стрелок!
Слава пилоту и слава стрелку,
Вам вечная память в бессмертном полку!
Бойцы отрядов почтили память героев минутой молчания. Впереди поисковые отряды ожидают новые вахты. На Псковской земле еще не все воины, погибшие в Великой Отечественной войне, вновь обрели имена среди потомков и встали в строй бессмертного полка.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ