Тяжести Воздушного кодекса
115 кг – камень преткновения, который рикошетом ударит по авиации
Российские авиаторы не на шутку обеспокоены возможным принятием поправок в Воздушный кодекс РФ — основной авиационный закон, по которому они живут.
Проект закона о поправках должен быть принят или отклонен. В настоящий момент выразить свое отношение к поправкам можно до 9 июля с. г. на сайте www.regulation.gov.ru.
Это площадка, которая специально придумана для того, чтобы законодатели получили обратную связь от тех, кого в той или иной мере касается их законотворчество.
Автором законодательной инициативы в данном случае выступило Министерство транспорта Российской Федерации. Общий характер поправок можно описать как очередные запретительные меры в отношении владельцев воздушных судов авиации общего назначения. Планерное сообщество уверено, что эти меры могут нанести непоправимый вред малой авиации и, в частности, развитию планеризма в стране.
Разумный подход
Авиаторы – люди разумные. Они понимают, что в любой отрасли, в том числе авиационной, нужны меры государственного регулирования. Но эти меры должны быть понятными, доступными и выполнимыми. Иначе цепочка развития дальнейших событий будет простой – ввод очередных обременительных для владельцев воздушных судов требований приведет к массовому неисполнению законодательства, далее будут ужесточены меры наказания за неисполнение, далее вместо тысяч летающих пилотов останутся единицы, авиационный спорт умрет, в воздух подниматься будут только самолеты авиакомпаний. Об экономической несостоятельности такого развития событий и говорить не надо – ясно, что страна потеряет миллиарды.
– Одна из главнейших поправок, которая касается планеристов напрямую, – это отмена возможности обучения инструкторами в индивидуальном порядке, которая прописана в ныне действующей редакции Воздушного кодекса. Это означает, что люди, которые хотят научиться летать на планере, должны будут примерно три-четыре месяца «с отрывом от производства» заниматься получением планерной лицензии в специальной организации! Причем учиться негде! Авиационных учебных центров (АУЦ) для планеристов на сегодняшний день в стране существует ровно… один! Причина того – фантастически забюрократизированная процедура создания АУЦ. Необходимо пройти не только сертификацию в Росавиации, но и лицензирование в Министерстве образования! А между тем научиться управлять планером просто. В рамках любой утвержденной программы подготовки надо налетать не более 10 часов, после чего можно летать самостоятельно. Планеризм – самый доступный вид авиации! – возмущается президент Федерации планерного спорта России Дмитрий Тимошенко.
Действительно, в стране существует единственный планерный АУЦ – в авиакомпании S7, где за три года еще не подготовили ни одного пилота-планериста. И это, к слову, трактуется Федеральным агентством по воздушному транспорту как отсутствие спроса на предложение. На самом же деле причина в неподъемной стоимости (около 400 тыс. руб.) и длительности данного обучения, связанной с забюрократизированностью процесса получения лицензий и сертификатов самим АУЦ.
Надо очень любить планерный спорт, чтобы три месяца (два-четыре месяца теоретического обучения и один месяц летной практики) с отрывом от производства заниматься исключительно обучением в этом АУЦ. Это абсолютно нереально!
Индивидуальное обучение могло бы быть достойной альтернативой обучению в АУЦ. Но его запрещают…
Как учат в Европе?
Пилот-инструктор Дмитрий Боровик уже много лет живет и работает во Франции.
– Европеец даже понятия не имеет о подобных проволочках. Тот, кто хочет научиться летать на планере, приходит в аэроклуб, где его прикрепляют к инструктору, который обучает его летать до момента сдачи экзаменов. Далее обучаемый сдает теоретический (самостоятельно изучив лишь одно учебное пособие, содержащее все аспекты планеризма) и летный экзамен другому инструктору (экзаменатору) и получает заветное свидетельство пилота, – объясняет Дмитрий Боровик. – Все быстро, просто и понятно. Справедливости ради стоит отметить, что аэроклуб во Франции все же является учебной организацией. Но о такой системе сертификации и лицензирования, как в России, там и не слыхивали.
В России же есть всего один инструктор, который имеет право производить первоначальное обучение полетам на планере. Когда он после серии судов получил это право, радовались планеристы всей страны. Однако новые поправки в Воздушный кодекс сведут на нет положительные подвижки этой инициативы. Хотя инструктор уже обучает пилотов, которые прекрасно и безопасно летают на планерах. И нет никаких предпосылок, чтобы они вдруг стали героями авиационных событий или происшествий, а потому нет никаких оснований предполагать, что такой способ обучения является опасным или нежизнеспособным.
Как учат в Америке?
А вот там буквально весь процесс проходит в индивидуальном порядке. Будущий пилот приезжает на аэродром, выбирает инструктора, который безо всякого АУЦ начинает учить его летать на планере. Потом сдается теоретический и летный экзамен – и пожалуйста, можно получать лицензию пилота-планериста. При этом контроль уровня подготовки на экзаменах будет строгим, но это контроль результата обучения, а не процесса обучения, как в нашей стране.
Производитель с российским адресом
Самый известный планер весом меньше 115 кг производят в Пензе в ООО «Авиастроитель». Называется АС-4-115. Это своего рода велосипед. Летает медленно, устроен просто, весит мало. По мнению планеристов, это самые лучшие безмоторные летательные аппараты в своем классе для так называемого фэн-флая – для полетов в свое удовольствие вокруг аэродрома и для начального уровня спортивных тренировок.
С введением новых поправок в ВК, прежде чем получить удовольствие, пилот должен будет пройти тот самый курс дорогостоящего обучения в АУЦе и выполнить множество бюрократических формальностей, в том числе поставить планер на государственный учет.
Раньше ничего подобного пилоты делать не должны были, и безопасность полетов на таких планерах от этого не страдала.
Кстати, о безопасности.
— С участием планеров до 115 кг в стране не было никаких авиационных происшествий, — комментирует Дмитрий Тимошенко. – В том числе и потому, что налёт на этих воздушных судах обыкновенно невелик. Владельцы не стремятся устанавливать рекорды – им бы посмотреть на землю сверху. Да и сезонность полетов влияет – планеризм же летнее занятие.
Производитель готов выпускать по 10 – 15 планеров в год. И так бы оно и было, если бы не перспектива принятия этого и прочих законопроектов, не улучшающих жизнь планериста. Тем более что, по мнению пилотов, АС-4-115 является, по сути, лучшим, что создано конструкторской мыслью в категории ВС (воздушных судов) до 115 кг. Причем не только в России, но и во всем мире.
– Если поправки в ВК (Воздушный кодекс) будут приняты, мы будем вынуждены закрыться, потому что спроса на нашу продукцию не будет, – говорит директор «Авиастроителя» Николай Тугушев. – Многократное бюрократическое обременение уж точно не будет способствовать развитию планеризма и, соответственно, нашего предприятия, для которого производство планеров – это единственная специализация.
Теперь алгоритм начала летной деятельности на планере менее 115 кг будет выглядеть примерно так – человек покупает планер, тратит изрядное время, силы и средства на его учет (чего раньше он не обязан был делать), в процессе процедуры которого к нему для осмотра приходит чиновник, который запросто может запретить ему летать. Но даже если планер поставлен на учет, пилот-планерист должен пройти еще кучу процедур, в том числе признающую его авиационным персоналом.
– И все это во имя безопасности и ради контроля летательного аппарата, который, по мнению мировых экспертов, несет настолько минимальную угрозу окружающему миру, что повсеместно разрешено летать на нем без регистрации и каких-либо других бюрократических заморочек, – отмечает Дмитрий Тимошенко. – История этого класса началась с того, что страховые компании когда-то оценили возможный ущерб от полётов планера весом до 115 кг и пришли к выводу, что этот летательный аппарат абсолютно безопасен — максимум, что может случиться, так это повреждение воздушного судна и травма самого пилота. Больше не пострадает никто.
После принятия поправок ЮПШ окажутся вне закона
Но самый большой удар новые поправки в Воздушный кодекс могут нанести детскому планеризму.
В стране действует с десяток ЮПШ – юношеских планерных школ. Ребята начинают учиться летать в 12 лет на легком планере весом менее 115 кг, буксируемом за лебедкой. Высота полета не более 5 метров. Скорость – не более 50 км/ч. Полеты производятся в рамках деятельности детских юношеских спортивных школ. Такие полеты являются спортивными, правила этого вида спорта утверждены Министерством спорта. Разыгрываются первенства страны. Новые поправки в ВК потребует от юных пилотов перед тем, как сесть в кабину легкого планера, пройти обучение в АУЦ и получить свидетельство пилота-планериста. А вот это невозможно, так как, кроме всех прочих преград, упомянутых выше, стать пилотом можно только после 16 лет.
Дисциплина планерного спорта «класс – начальный» перестанет существовать. Другими словами, поправки выгонят на улицу мальчишек и девчонок, которые ранее были четко ориентированы на авиационное будущее. Не стоит забывать, что они еще и наш с вами мобилизационный резерв. «От модели к планеру, с планера на самолет» – помните?
— Моя доченька недавно прошла курс обучения полетам на планере и вылетела самостоятельно на аэродроме в Щекино. А в прошлом году она летала в Усмани, вместе с другими подростками — делала первые шаги в авиацию. На сегодняшний день дорога в авиационный спорт для нашей молодежи очень сложна: отсутствие финансирования, авиационной техники или и, конечно же, непростое законодательство, по которому спортивными полетами может заниматься только человек, имеющий пилотское удостоверение, получить которое можно лишь закончив или учась в высшем образовательном заведении. Это абсурд… В планерном спорте было попроще.
– …С введением новых поправок в Воздушный кодекс жесткие меры коснутся и летательных аппаратов весом менее 115 кг, а значит, и наших детей, которые смогут подняться в небо лишь после обучения в специальном авиационном центре, заплатив за это немалые деньги и потратив несколько месяцев из школьной жизни. И никого не интересует, как это будет возможно. Мы потеряем детский авиационный спорт навсегда! – считает прославленная пилотесса, 7-кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, член Высшего совета всероссийской политической партии «Единая Россия», доверенное лицо президента России В. В. Путина Светлана Капанина.
Летать будет дорого и негде
Еще одна поправка в ВК требует установить на каждое воздушное судно оборудование, которое будет давать контролирующим органам данные о местонахождении воздушного судна. Речь идет о так называемых транспондерах, которых раньше на планерах не было в силу того, что все они летают в пространстве G – по определению неконтролируемом воздушном пространстве. То есть планеристов хотят контролировать в неконтролируемом пространстве…
Все эти поправки в ВК, уверены пилоты, двигают отрасль в сторону партизанщины, поскольку не оставляют честным людям возможности летать просто, доступно и по закону. Люди предвидят вариант развития событий — сначала будут новые поправки, потом последует ужесточение наказания за нарушения требований, а потом останется зачищенное поле вместо авиационной деятельности.
Уже сегодня планеристы задаются вопросом, есть ли смысл летать, если это дорого, бюрократически обременительно, труднодоступно, а вскоре и вообще будет негде, поскольку владельцам планерных аэродромов и посадочных площадок станет экономически нецелесообразно содержать свою инфраструктуру…
И это не считая срыва всех спортивных мероприятий, связанных как с воздушными судами до 115 кг, так и с обычными планерами, в Единых календарных планах Российской Федерации, что негативно скажется на показателях всех уровней органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта. И, конечно, удара по внутреннему туризму, ведь уничтожение целого класса воздушных судов приведет к снижению туристической привлекательности регионов, являющихся традиционными центрами их полетов.
PS. Выразить свое мнение по поводу поправок в Воздушный кодекс можно на сайте regulation.gov.ru до 9 июля с. г.
Марина Калинина.
Фото: Юрий Богорад. www.belpressa.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ