Быть на своем месте
10 июля исполняется 60 лет начальнику Тобольской автомобильной школы ДОСААФ России Махмадюнусу Кадырову
Советский Союз
1961-й был годом больших исторических событий — от первого полета человека в космос до денежной реформы в СССР. А на родине нашего героя, в Таджикистане, Сталинабад переименовали в Душанбе и началось строительство крупнейшей в Средней Азии Нурекской ГЭС. В этот насыщенный событиями год в селе Марксизм Курган-Тюбинской области в большой крестьянской семье и появился на свет Махмадюнус.
Мальчик рос с десятью братьями и сестрами. Трудолюбие и уважение к старшим — основа воспитания. Как и у всех советских детей — детсад, школа. Когда спрашиваешь Махмадюнуса о детстве, о воспоминаниях, отвечает емко: «Хлопок. Хлопок для той местности, где мы жили, был основой и экономики, и благополучия каждой отдельной семьи. Поэтому нас с малолетства привлекали к сбору этой культуры».
1973 год стал самым памятным из детства. За победу в соцсоревнованиях отца премировали новым автомобилем ВАЗ-2101. Это было первое частное авто в их селе.
Махмадюнус считает, что именно машина помогла ему стать тем, кто он сейчас есть: «Этот русский «фиат» влюбил меня в технику, благодаря ему я стал разбираться во всех мелочах, связанных с устройством и обслуживанием автомобилей».
Дальше — окончание десятилетки, армия (Подмосковье, войска ПВО). Не успел отгулять дембель — родители женили. До распада СССР работал в торговле (от грузчика до заведующего складом), мечтал отучиться на врача. Но не суждено было, в 1993 году в Таджикистане началась гражданская война, которая круто изменила жизнь не только нашего героя, но и почти половины населения этой среднеазиатской республики.
Россия, 1990-е
В 1994 году Махмадюнус приехал в Россию, в славный город Тобольск, благо здесь жили родственники, отправившиеся в Сибирь на строительство нефтехимического комбината. Первые годы работал водителем на «Урале», возил грузы по городу и району. Машина принадлежала частнику, поэтому много заработать было невозможно. В 1998 году знакомый предложил идти в РОСТО инструктором по вождению. Вот тогда Махмадюнус и вспомнил про отцовскую машину: «Дали рухлядь. Двигатель заклинило. Делать нечего, засучил рукава, за ночь перебрал. Утром никто не поверил, что машина рабочая. Создали комиссию, все тщательно проверили и только потом выдали путевку».
Дальше — больше. Трудолюбие, знания и умения — и вот Кадыров уже механик. Хоть и доказывал, что это не его работа: «Не хотел, говорю, буду курсантов учить. А мне начальник автошколы пояснил — или так, или за ворота. Но все равно работал инструктором в свободное время. Я тогда понял, что эта профессия — мечта моей жизни».
Через год Махмадюнус познакомился со своей будущей женой — второй. Она пришла постигать азы вождения, теперь вместе уже больше двадцати лет. В счастливом браке родились сначала дочь Диана, потом сын Махмадали.
Становление и развитие
Зарекомендовав себя умелым специалистом, в 2001 году Махмадюнус Кадыров стал заместителем начальника автошколы. На новом для себя поприще сталкивался с проблемами, которые никогда раньше не решал. «Пришлось учиться заново. Школа большая, база достойная, а в городе мало кто знает. Говоришь про РОСТО, спрашивают: «А где это? Чем вы занимаетесь?» Пришлось многое менять, прорубать дорогу к современным реалиям.
В 2002 году неожиданно Кадырову поступило предложение возглавить Курганскую ОТШ. Однако надолго задержаться на новом месте не вышло. В 2003 году в результате проверки сняли начальника Тобольской автошколы. Это привело к развалу коллектива и ухудшению всех показателей. Школу надо было вытаскивать из сложившейся ситуации. И Кадырова вернули обратно в должность исполняющего обязанности начальника. А через несколько месяцев приставку «и. о.» убрали. «Мог ли я когда-нибудь подумать, что буду начальником школы? Даже в самых смелых мечтах такого не было».
И работа закипела. Первое, с чего начал новый начальник, — создал совет ветеранов, куда вошли заслуженные работники Тобольского ДОСААФ во главе с Дмитрием Николаевичем Ильиных — легендой, человеком, благодаря которому оборонная организация здесь не умерла в 1990-е. «Он сильно мне помогал. Он знал все изнутри, каждый совет был для меня очень ценным».
Следующим шагом стало создание первичной организации, потом — обновление автопарка, учебной базы, ремонт гаражей и так далее. Всего за несколько лет Тобольская автошкола изменилась — стала современной, отвечающей всем требованиям и нормам. «2005 — 2012 годы — лучшие и для школы, и для меня как руководителя. Сделано очень много».
Одно из главных достижений — общественное значение автошколы в жизни Тобольска. Все мероприятия освещались в СМИ. Ежемесячно на местном ТВ в эфир выходила программа «Современный ДОСААФ (от Осоавиахима до РОСТО)». В 2006 году автошкола стала учредителем, а Кадыров — председателем крупнейшей общественной организации Тобольска, Союза автотранспортников, в который вошли 28 предприятий. На базе автошколы возродились конкурсы профессионального мастерства водителей и автослесарей, открылся клуб «Автоледи», радиокружок для подростков, был восстановлен и приведен в порядок стрелковый тир. В 2009 году Тобольскую автошколу РОСТО — ДОСААФ признали образцовой автошколой России.
Север
В 2016 году Махмадюнуса Фаезовича назначили начальником Ханты-Мансийской и по совместительству Няганьской автомобильных школ.
«Долги по налогам, долги по зарплатам, учебный парк автомобилей прошлого века. Не было денег даже на ГСМ, чтобы запустить процесс». Было сложно, но главное — был опыт, наработанный в Тобольске. Очень помогли председатель регионального отделения ДОСААФ России Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Марина Прудникова и начальник учебного центра ДОСААФ Нового Уренгоя Дмитрий Мандыч. За год удалось стабилизировать ситуацию, рассчитаться с долгами и прибрести несколько новых автомобилей. «Для меня самое тяжелое было, что семья не со мной. Дочка школу оканчивает, сын в школу пошел, а я их вижу раз в месяц в лучшем случае. 600 километров до дома — много не наездишь».
В январе 2018 года северная эпопея закончилась. Кадыров вернулся в Тобольск, в родную автошколу. Правда, пришлось по совместительству полгода поработать председателем регионального отделения ДОСААФ России Тюменской области. «Начало подводить здоровье, поэтому от должности председателя попросил освободить. Хватает забот и работы в школе».
Настоящее и будущее
Три года прошло после возвращения Махмадюнуса Фаезовича в Тобольск. Как выглядит сегодня автошкола, что сделано и что предстоит сделать?
Проведен косметический ремонт классов, заменены стеклопакеты и двери во всем здании. Проведен капитальный ремонт четвертого этажа АБК. Заново отстроены десять гаражей для легковых автомобилей. Открыты три удаленных класса в селах Уват, Вагай и Байкалово. Причем последний — в собственности ДОСААФ, с площадкой под автодром. Открыто обучение новым профессиям: на водителей погрузчика, квадроцикла, машинистов бульдозера и экскаватора, судоводителей, диспетчеров, контролеров и так далее. Обновлен на 95 % парк легковых автомобилей, автошкола имеет новый автобус и трактор-погрузчик, всего более 30 единиц техники. Школа готовит свыше 1000 специалистов в год. Более 400 школьников и учащихся средних учебных заведений проходят на базе автошколы учебно-полевые сборы.
Что в будущем? Развитие удаленных классов в сельских районах области. Ремонт класса и строительство трактородрома в Байкалове, обновление учебно-материальной базы для обучения курсантов по ВУС (автомобили, тренажер, пособия), оснащение парка автомобильной техники системами ГЛОНАСС.
«Я смотрю в будущее с уверенностью. ДОСААФ сегодня флагман в подготовке специалистов технических профессий в России. Тобольская автошкола плодотворно сотрудничает с администрацией города, военным комиссариатом, органами Гостехнадзора и ГИБДД. Надо делать так, как тебе велит сердце. Великий Омар Хайям изрек: «Лучше голодать, чем есть что попало». Вот так я пытаюсь жить».
Эдуард УСЕНКОВ.
Махмадюнус Фаезович Кадыров
Начальник Тобольской автомобильной школы ДОСААФ России с 2003 года (с перерывом в 2016 — 2018 годах).
Родился 10 июля 1961 года в селе Марксизм Курган-Тюбинской области Таджикской ССР.
Образование – высшее (Московская академия водного транспорта. Менеджмент и управление).
Семейное положение – женат, двое детей.
Награды – почетная грамота губернатора Тюменской области (2007 год), почетная грамота главы города Тобольска (2006 год), нагрудный знак «Почетный работник Российского автотранспортного союза» (2010 год), медаль «Первый трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин» (2012 год). Кавалер ордена ДОСААФ России «За заслуги» трех степеней. Лауреат областной премии имени В. И. Муравленко (2013 год).
ЛЮДИ ГОВОРЯТ