Виртуозы неба определили лучших
В Усмани прошел XXX чемпионат России по самолетному спорту
Соревновательный день каждого пилота начинается рано утром, часов в 6 — 7. И первым делом у них вовсе не самолеты, а зарядка. Хорошая физическая подготовка — залог успеха в небе.
— Утром обычно встаешь, отжимаешься, приседаешь, принимаешь контрастный душ. Ну и конечно, хорошо завтракаешь, — поделился Константин Боровик, чемпион мира 2021 года по высшему пилотажу в командном зачете.
К полету каждый пилот готовится по-своему. У каждого свои секреты — кто-то их называет привычками, кто-то ритуалами.
У Дмитрия Самохвалова, чемпиона мира по высшему пилотажу 2021 года, они свои.
— Конечно, каждый спортсмен придумывает свой ритуал — это важно. Ты делаешь определенные вещи в определенной последовательности и так настраиваешься — завязываешь шнурки, надеваешь одежду, в определенной своей манере садишься в кабину, пристегиваешься. И когда происходит какой-то сбой, если тебя поторопили или что-то поменялось, это немного сбивает, — рассказал пилот.С 25 сентября по 3 октября на аэродроме Усмань-Шаршки проходил XXX чемпионат России по самолетному спорту, который стал главным событием в спортивном сезоне по высшему пилотажу на поршневых самолетах в 2021 году. Спортсмены соревновались в четырех категориях: Лига Як-52, Intermediate, Advanced и Unlimited.
На аэродроме Усмань-Шаршки соревнования по высшему пилотажу проводились не один раз, но чемпионат России здесь состоялся впервые. В числе организаторов — Федерация самолетного спорта России, Воронежская региональная общественная организация «Физкультурно-спортивное общество самолетного спорта Воронежской области», ДОСААФ России, Верхнехавский АТСК «Сапсан» ДОСААФ России, что само по себе залог высокого уровня проведения турнира. Ну и конечно, на высочайшем уровне участники чемпионата — исключительно звезды высшего пилотажа.Например, Константин Боровик минувшим летом в Польше стал чемпионом мира в классе Advanced в командном зачете.
— Чемпионат мира прошел для нашей команды очень хорошо. Мы выиграли все медали, забрали все золотые. Стали абсолютными чемпионами мира как в общем классе, так и в командном зачете. Я бы сказал, что это настоящий фурор, — отметил Константин Боровик.
Россияне собрали в Польше всё золото, так что все участники и организаторы турнира выучили наизусть Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Чайковского, который сейчас заменяет российским спортсменам гимн.
В борьбу за медали национального чемпионата по высшему пилотажу вступили 23 пилота из 6 регионов — Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа и Воронежской области.
Приехала в Усмань и главная звезда недавнего мирового турнира в Польше — Дмитрий Самохвалов. Он завоевал там звание абсолютного чемпиона мира в классе Advanced. Правда, в Усмани Самохвалов выступал в классе «без ограничений» (Unlimited), где спортсмены выполняют самые сложные фигуры высшего пилотажа. К сожалению, на этот раз в Unlimited заявились всего два спортсмена, так что для Дмитрия полеты в Усмани стали скорее тренировочными.— Такие полеты дают возможность проверить свою технику пилотирования объективно, ведь на тебя смотрят беспристрастные судьи, которые видят и оценивают все твои ошибки. Демонстрационный полет перед судьями — это такая уникальная возможность проверить себя, пройти психологическую тренировку. Буду стараться показать максимум результата, — поделился Дмитрий Самохвалов перед началом полетов.
И со своей задачей он справился блестяще, показав лучший результат в своем классе.
В промежуточном классе (Intermediate) выступал Александр Мякишев — заслуженный тренер России, мастер спорта, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52.
— Нынешний чемпионат России отличает ряд факторов, но главное в том, что он, пожалуй, один из самых представительных за последние годы, поскольку собрал на одной площадке все четыре лиги. Я выступаю за команду ХМАО-Югра и очень надеюсь, что наши ребята покажут хорошие результаты. Конечно, соревнования всегда несут в себе элемент неожиданности, особенно когда собирают сильнейших. К тому же в нашем спорте многое зависит от везения, погоды, жеребьевки и других характеристик, которые могут легко уравнять сильного со слабым, — отметил Мякишев.
Каждый спортсмен уникален. Но в авиационных видах спорта эта уникальность вовсе не образное выражение.
А вот что объединяет всех без исключения — это тренировка «пеший по лётному». Программу, которую пилоты показывают в небе, они сначала много раз отрабатывают на земле, повторяя всем телом каждое действие и движение, совершаемое в воздухе.
— Кому-то достаточно повторить 3 — 5 раз, а кому-то и 20 раз не хватает, — сказал Ясави Хазипов, самый возрастной участник чемпионата России по высшему пилотажу.
Ясави с детства мечтал стать летчиком, но волею судьбы получил профессию водолаза. Лишь десятилетия спустя он смог осуществить свое желание и добиться в небе высоких результатов — в свои 67 лет он неоднократный призер всероссийских соревнований по самолетному спорту, чемпион ЮАР в классе Як-52.
— Радует, что в нашем спорте с каждым годом становится всё больше молодежи, в том числе девушек, отчаянных и красивых, — добавил пилот. И с ним невозможно не согласиться.
Кстати, в прошедшем чемпионате России принимала участие Ирина Гришина — подающая надежды пилотесса из Москвы.
— Лет до 14 — 15 я ничем не отличалась от обычных девушек. Да и сейчас ничем не отличаюсь. Единственное, что сподвигло заняться самолетным спортом, так это, наверное, случайный полет на Л-29. Мне тогда показали все элементы высшего пилотажа. И после этого полета я поняла, что просто летать на гражданском самолете неинтересно. Просто осваивать маршрутные полеты полезно, но опять-таки это не для меня. Я поняла, что мне не хватает драйва и экстрима в жизни! — призналась Ирина.
Ирина Гришина — воспитанница легендарной Светланы Капаниной, семикратной абсолютной чемпионки мира. Хрупкая и изящная Гришина на равных соперничала с пилотами мужчинами.
В первый лётный день пилоты продемонстрировали обязательно-произвольную программу, к которой готовились на протяжении нескольких месяцев. Такая программа состоит из 5 обязательных упражнений и 5 произвольных. Обязательные подаются в международную комиссию примерно за полгода до чемпионата. И уже тогда пилоты начинают с ними работать, дополняя еще пятью произвольными упражнениям. А вот дальше в программе соревнований — программы неизвестные («темный комплекс»), которые и демонстрируют истинное мастерство пилотов. Ведь для их подготовки отводится всего 12 часов.Оценки участникам выставляет бригада судей, от их взгляда не ускользает ни одна, даже малейшая неточность в исполнении.
— Есть критерии оценки всех фигур. Каждое отклонение от линии на 5 градусов — это минус один балл от максимальной оценки, — объяснил Виктор Смолин, главный тренер сборной команды России по высшему пилотажу. — Но есть и другие критерии — к примеру, петля должна быть абсолютно круглая. Если же она получилась как дынька, то спортсмен уже не может рассчитывать на высокие оценки. Кроме того, каждая фигура имеет еще свой коэффициент сложности. Есть фигуры, которые «весят» 10 — 12 баллов, а есть и 68.
В первую очередь пилот выполняет фигуры безопасности и таким образом проверяет все системы самолета, задействованные во время полета. После дается три отмашки крыльями, и можно уже начинать показывать соревновательный комплекс. Такой алгоритм обязателен для всех участников — без скидок на регалии и мастерство.
Чемпионами России 2021 года стали:
Лига Як-52 – Андрей Павленко
Intermediate – Иван Барсов
Advanced – Александр Васильев
Unlimited – Дмитрий Самохвалов
В числе судей был и легендарный Михаил Мамистов — самый титулованный российский пилот, обладатель более 100 медалей разного достоинства, — звезда советского самолетного спорта, семикратная чемпионка мира Лидия Леонова, неоднократные чемпионы мира, России и Европы Валентин Барабанов, Олег Шполянский, Елена Климович, Светлана Лупанова, Антон Беркутов, Владимир Ражин — каждое имя вписано в летопись российской авиации.Высший пилотаж — зрелищный и технически сложный вид спорта, требующий от летчиков предельной концентрации и собранности. Виртуозы неба рисуют в воздухе такие фигуры, от которых на земле захватывает дух. Многие из них признаются, что сделав хоть раз фигуру высшего пилотажа, невозможно это забыть и бросить. И поэтому из раза в раз они устремляются ввысь, чтобы вновь переживать эмоции, не сравнимые ни с чем.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ