Лидия Леонова: Чтобы стать чемпионом, надо иметь талант и природные данные
Прошедший в конце сентября чемпионат России по самолетному спорту в Усмани собрал много авиационных звезд, которые выступали в роли спортсменов и судей. В их числе была и заслуженный мастер спорта СССР, семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу Лидия Семёновна Леонова.
Она бесконечно радовалась приглашению организационного комитета принять участие в чемпионате и очень честно и добросовестно выполняла функции судьи. — Большое спасибо, ребята, вам за то, что приглашаете нас, ветеранов, на соревнования. Для нас это продолжение нашей летной жизни. Лично я получаю очень большой заряд энергии и настроения. Желаю вам всем как можно больше летать, побеждать и улучшать свои спортивные качества, — сказала Лидия Семёновна на церемонии закрытия чемпионата.
Путь в авиацию
Родилась будущая многократная чемпионка мира 20 мая 1942 года в деревне Лаврово Ефремовского района Тульской области. Жизнь ее могла бы сложиться любым, даже самым обыкновенным образом. Однако судьба повела ее дорогами авиации.
По словам Лидии Леоновой, всё началось с обыкновенной прогулки по городу, когда они с подругой случайно и набрели на аэроклуб ДОСААФ. Из любопытства девушки заглянули внутрь и увидели много ребят и девчат, снующих возле авиамодельной техники, самолетов, планеров, парашютов… Вся эта картинка настолько приглянулась Лидии, что она без раздумий отправилась записываться на обучение. Выбрала самолетное отделение. Правда, поначалу ее не приняли, поскольку занятия уже начались. Однако настырная девушка приходила в аэроклуб каждый день, пока ее наконец не зачислили. Это был 1963 год. Лидии тогда было 20 лет.
— В то время записаться на самолетное отделение в аэроклуб ДОСААФ мог любой человек старше 18 лет. Всё довольно легко и, главное, бесплатно, — вспоминает Лидия Семёновна.
Занятия проходили 5 дней в неделю по 4 часа. В остальное время Лида работала на заводе штамповщицей на линии по производству заготовок для гильз. Просилась в ночную смену, чтобы не прогуливать теоретические занятия и полеты в аэроклубе. Спала по нескольку часов в сутки, не высыпалась, но молодой организм всё легко выдерживал и со всем справлялся. А вообще девушке часто помогала деревенская закалка — она была крепкой, физически развитой, активной. В детстве могла с трехметровой вышки прыгнуть в речку «ласточкой», лазала по деревьям, ходила в школу по нескольку километров в день.
— Мой первый самостоятельный вылет я помню до сих пор. Это было 3 июня 1963 года, когда я полетела без инструктора. Было страшно, хотелось кричать, размахивать руками, но было не до этого — надо было держать самолет и безопасно приземлить его. С этого началась моя жизнь в авиации, — вспоминает чемпионка.
Навсегда в память врезались слова инструктора Галины Алексеевны Карповой: «Учти, женщине в авиации не простят того, что простят мужчине». Лидия Семёновна руководствовалась этим правилом не раз, побеждая и доказывая свое право летать.
Начинала летать девушка на тяжелом Як-18, а потом в какой-то момент ее пересадили на более легкий и маневренный самолет Zlin-326 чешского производства.
— Я не помню, чтобы со мной кто-то сильно возился. Приходила на аэродром, садилась в самолет и летала так, как считала нужным, — интуитивно, чувствуя самолет «пятой точкой», — говорит Лидия Леонова.
А когда всё-таки она в первый раз попала в руки к инструктору и он показал ей правильное выполнение фигуры обратного пилотажа, Лидия махнула рукой и сказала: «Да нечего тут делать!» — и плавно, но уверенно стала переворачивать самолет «на спину».
Способную летчицу тут же заметили и стали приглашать на сборы — сначала кандидатом, а потом и членом сборной СССР.
В 1970 году советская спортсменка поехала на свои первые международные соревнования — на чемпионат мира в Англии. Выступила хорошо и стала чемпионкой в произвольном упражнении.
— Мне не хватило методической подготовки — думаю, был бы у меня персональный тренер, то и результаты были бы еще лучше. Хотя по итогам всех упражнений я с большим отрывом победила соперников и впервые стала чемпионкой мира.
С 1971 по 1980 год Лидия Леонова семь раз побеждала на чемпионатах мира по высшему пилотажу, пять раз была чемпионкой Европы по различным видам программы, двадцать два раза удостаивалась звания чемпионки Советского Союза, из них пять раз — абсолютной чемпионки, восемь раз одерживала победы в международных соревнованиях.
Летала на Як-18У, Як-18П, Як-18ПМ, Z-326, Z-226, Як-50, Як-52, Як-55. Но, по словам отважной пилотессы, самый родной самолет — Як-50.
Преференции от государства
— Нам тогда очень здорово помогал и ДОСААФ России, да и все госчиновники, — вспоминает Лидия Леонова. — Нас, спортсменов, часто вызывали в ЦК партии и настраивали на победу. И у нас не было ощущения, что мы выступаем за себя лично — мы ковали победу Родине. Кроме того, мы знали, что, если на международных соревнованиях выступишь неудачно, можно вылететь из сборной страны. Благо скамейка запасных была довольно длинной.
Пилотов часто награждали, в том числе и государственными наградами. Например, после того, как Леонова стала абсолютной чемпионкой в 1976 году в Киеве, ей вручили орден Трудового Красного Знамени. Позже наградили орденом «Знак Почёта».
— За спортивные победы спортсменам-чемпионам давали квартиры — мне сначала дали однокомнатную, потом через год 2-комнатную, а после рождения ребенка дали 3-комнатную квартиру. Еще я почётный гражданин города Тулы, и это звание сегодня часто меня выручает, давая существенную прибавку к пенсии.
Не забывал об отважной летчице и родной ДОСААФ. Лидия Леонова — почётный член ДОСААФ России, имеет три ордена 1-й, 2-й и 3-й степени «За заслуги перед Отечеством», две медали Покрышкина, юбилейные медали ДОСААФ.
А несколько лет назад родной аэроклуб в Туле закрылся — один из лучших аэроклубов Советского Союза.
— Не передать словами, как мне жаль, — говорит Лидия Леонова. — То, что ДОСААФ сегодня не в состоянии компенсировать расходы на обучение нашей молодежи, приводит к тому, что в авиационных видах спорта сегодня остаются только те, у кого есть деньги, желание и талант. А раньше, чтобы летать, достаточно было иметь желание и талант. Если в ближайшее время государство не возьмется за возрождение этой сферы, всё закончится печально. Мы в свое время летали по 100 с лишним часов в год и поэтому показывали результаты. Современные же спортсмены такого налета не имеют, и им в миллион раз труднее завоевать место на спортивном пьедестале.
В 1980 году на чемпионате мира в Венгрии у Лидии Леоновой повредился во время полета вестибулярный аппарат, она три дня пролежала в больнице, после чего ее мягко отстранили от полетов.
— Можно было бы, конечно, побороться, сдать медкомиссию и снова начать летать, но, видимо, я устала, — объясняет свое решение летчица.
После ухода из большого спорта Лидия Семёновна работала тренером сборной команды России по самолетному спорту (первым в истории самолетного спорта нелетающим тренером), передавала свои знания, огромный опыт молодым летчикам.
После того как Лидия Леонова закончила летать, она больше никогда не садилась в кабину самолета. Она уверена, что, если прозвенел звонок, испытывать судьбу не надо: уходя — уходи…
Как стать лучшим?
— Чтобы стать чемпионом, надо иметь талант и природные данные, чувствовать самолет, хорошо ориентироваться в пространстве. Быть волевым и трудолюбивым человеком. Можно, конечно, взять вершину за счет длительных тренировок и большого налета, но это очень долгий путь. А еще надо иметь хорошего тренера и верить в себя. Это, наверное, главное.
Марина Калинина.
Фото из архива Л. С. Леоновой и открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ