Есть планеризм – есть авиация
На этапе зарождения авиации никого не надо было привлекать к планеризму – летать хотели все! Примитивные конструкции тех дней позволяли получить путевку в небо на планере, сделанном своими руками. Простор для творчества был широчайший, так как строгих канонов еще не существовало. Кружки любителей планеризма и авиации, возникающие во множестве, дали старт в профессию пилота многим тысячам людей. С планера начинали многие авиаконструкторы, ставшие впоследствии гордостью и славой отечественного самолетостроения: Олег Константинович Антонов, Андрей Николаевич Туполев, Сергей Владимирович Ильюшин, Александр Сергеевич Яковлев, Сергей Павлович Королёв. Планеризм в то время был массовым и популярным увлечением молодежи, а планерные аэроклубы — центрами, объединяющими энтузиастов.
Однако планеризм был интересен не только для полета инженерно-конструкторской мысли — его широко использовали и в военных целях. Есть немало интересных эпизодов применения планеров в военных операциях. А летное военное училище в Сызрани во время Великой Отечественной войны готовило боевых планеристов, которые участвовали в заброске разведчиков-диверсантов.
В послевоенные годы планеризм перешел под крыло ДОСААФ, тогда же начался бурный рост планерного спорта. Часть молодежи, пройдя курс обучения, с удовольствием летала на планерах и участвовала в соревнованиях, часть уходила в «большую» авиацию. Была также возможность остаться работать в аэроклубах в качестве инструктора — готовить новых пилотов.
70 — 80-е годы XX века можно по праву считать годами расцвета отечественного планеризма: в стране много планерных школ и аэроклубов, советские спортсмены регулярно выступают на мировых соревнованиях, производятся серийно планеры, ставятся рекорды… Однако в начале 90-х начался заметный спад: финансирование аэроклубов резко сократилось, многие объекты инфраструктуры были закрыты либо оказались на территории других государств. В частности, в России уже никто не строил отечественные планеры — планерный завод ДОСААФ остался на территории Литвы. Всё это отразилось на состоянии планеризма. Поставки планеров в ДОСААФ прекратились. Иначе и быть не могло — в Советском Союзе обеспечение аэроклубов планерами и буксировщиками проводилось в основном в рамках договоров СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Польша выпускала планеры «Муха», «Фока», «Янтарь» и другие, а также буксировщики «Вильга». Чехословакия поставляла в СССР легендарный планер «Бланик». Планеры ЛАК литовского завода ЭЗСА после развала страны оказались заграничной продукцией. Своего производства планеров наше государство так и не наладило — до сих пор основу планерного парка России составляют воздушные суда, закупленные при социализме.
Постепенно количество аэроклубов, специализирующихся на планеризме, сокращалось. На сегодняшний день под крылом ДОСААФ России работают пять планерных клубов: Орловский, Верхнехавский, Владикавказский, Новосибирский, Пензенский.
— Мы планируем, что в ближайшее время будет открыто еще три планерные школы. Одна из них — на аэродроме Сиворицы в Ленинградской области, где в настоящее время восстанавливаются воздушные суда. Надеемся, что в следующем году там будет возобновлена подготовка планеристов, — говорит директор Департамента авиации ДОСААФ России Андрей Шумский. — Планируем также возродить планерную подготовку в Кирове, восстановить работу Крымского авиационно-технического центра.
На сегодняшний день в России около 270 единиц планеров различных типов. К сожалению, исправных среди них не более 60, но с развитием аэроклубов число летающих воздушных судов может увеличиться.
— В последние годы наблюдается подъем планеризма — возобновили работу Орловский и Новосибирский аэроклубы, что сразу же дало большой прирост налета, увеличило количество соревнований. И это, безусловно, предмет гордости для Федерации планерного спорта России, с которой у нас выстроены хорошие партнерские отношения, — отмечает Андрей Шумский.
И действительно, Федерация планерного спорта России — одна из немногих, кто сумел в этот непростой пандемийный год выполнить календарный план соревнований полностью.
Высочайшим спортивным достижением года стали две яркие победы отечественных спортсменов-планеристов. На чемпионате мира по пилотажным дисциплинам в категории Unlimited (без ограничений) МСМК Владимир Ильинский стал бронзовым призером в многоборье, а также завоевал бронзовую и серебряную медали по отдельным программам. В группе дисциплин Advanced блестящие результаты показала Мария Гаврилина: серебро в многоборье и бронза в неизвестном комплексе (тренер сборной Николай Никитюк).
— У нас есть четкое направление, в котором мы идем рука об руку с ДОСААФ России, — это юношеские планерные школы, — говорит президент Федерации планерного спорта России Дмитрий Тимошенко. — Идею их возрождения активно поддерживает Центральный совет, а также организации, входящие в его структуру. Так, например, АО «Московский АРЗ ДОСААФ» и его директор Павел Ненастьев активно участвовали в проведении первенства Центрального федерального округа, класс начальный.
— Важно, что мы возродили эту дисциплину, которая поможет привлекать детей в авиацию, станет для них мотивацией для дальнейшего развития, — считает Сергей Рябчинский, директор учебного центра легкомоторной авиации и планеризма ДОСААФ России, один из организаторов юношеских соревнований.
Хочется верить, что подобные состязания будут иметь продолжение и станут традиционными в спортивном календаре планеристов.
Проблемы, тормозящие развитие
Одна из главных проблем современного планеризма — отсутствие в необходимом количестве летной техники. Практически все воздушные суда в авиации ДОСААФ России относятся еще к советскому периоду производства. Запчастей и комплектующих практически нет, что с каждым годом приводит к сокращению парка.
— Всё, что касается количества планеристов и полетов, в аэроклубах ДОСААФ зависит от количества и состояния материальной части. К сожалению, с каждым годом ситуация становится всё хуже — организациям, у которых налажены прочные связи с инвесторами, удается поддерживать летное состояние своих планеров и самолетов-буксировщиков. Но совсем плохо обстоят дела там, где нет сторонней финансовой поддержки. Аэроклубы выживают как могут, ресурс техники во многих организациях выработан, и что они будут делать в ближайшие годы, непонятно. Мы же авиационные люди и понимаем, что летать на воздушных судах с выработанным ресурсом небезопасно и попросту нельзя, — уверен Дмитрий Тимошенко.
Вторая большая проблема современного планеризма — подготовка кадров, которая не решается ни в рамках государственной, ни в рамках гражданской авиации. Попытки создания учебных авиационных центров в связи с отсутствием финансирования и наличием новых бюрократических обременений ни к чему не приводят вот уже который год.
Не определен статус и порядок получения документов, которые выдают планеристам после окончания первоначального курса обучения на планерах. Во-первых, они имеют силу только лишь на аэродромах ДОСААФ. Во-вторых, выдача свидетельств авиационных специалистов ДОСААФ вообще приостановлена.
Эта ситуация не может не огорчать, особенно на фоне передового мирового опыта, где планеризм широко используется для первоначальной подготовки пилотов и привлечения молодежи к занятиям авиационными видами спорта.
— Мы понемногу движемся в сторону улучшения, реализуя, например, пилотные образовательные проекты. Так, на базе Верхнехавского АТСК «Сапсан» ДОСААФ России воспитанники Неклиновской школы-интерната в этом году прошли первоначальную летную подготовку на планерах. Схожий проект был реализован и в Новосибирске вместе с курсантами Сибирского авиационного кадетского корпуса имени А. И. Покрышкина. На аэродром в Щекино приезжали 15 кадетов из Шахтинского генерала Я. П. Бакланова казачьего кадетского корпуса — для проведения сборов по летной подготовке, — отмечает Андрей Шумский.
Но главное, что тормозит развитие спорта, — отсутствие государственной программы развития авиационных видов спорта, соответственно, дефицит средств на их поддержание. Если раньше государство хотя бы закупало матчасть для подготовки спортсменов сборных команд страны, то сейчас эта поддержка прекратилась, а сборные держатся на энтузиазме отдельных людей. Их вклад, конечно, не переоценить, однако повлиять в глобальном масштабе на решение всех проблем они, к сожалению, не могут. Это всё же задача государства.
Планы и перспектива
ДОСААФ России планирует продолжать развивать юношеский планерный опыт. Отрабатывается идея привлечь к первоначальной планерной подготовке курсантов Тверского суворовского военного училища, которое подчинено главнокомандующему Воздушно-космическими силами страны.
— Мы бы хотели, чтобы суворовцы тоже имели возможность приобщиться к летной подготовке, полетать на планерах. Сейчас ведем переговоры с руководством учебного заведения и Главным управлением кадров Министерства обороны России с тем, чтобы реализовать этот проект. А в дальнейшем — распространить опыт на все профильные учебные заведения в системе Министерства обороны РФ и Министерства просвещения РФ. Надеемся, в следующем году эти планы воплотятся, — делится Андрей Шумский.
Зачем России планеризм?
Таким вопросом сами планеристы обычно не задаются. Им просто очень нравится свободный полет. Однако для всех остальных можно напомнить, что планеризм — это профориентация молодежи с 12 лет, это значимая часть Стратегии развития спорта в России до 2030 года, инициированной президентом страны в части создания современной модели развития спорта. А еще — пропаганда активного образа жизни, работа с подростками, которые с большой долей вероятности могут уйти в виртуальные миры, а то и, за отсутствием развлечений, просто пойти по пути деградации. Увлечение же планеризмом как техническим творчеством может стать стержнем, вокруг которого легко строятся проекты патриотической, воспитательной и образовательной направленности.
В более же широком смысле планеризм — это то, что позволяет стране иметь авиацию. Нет планеризма — нет авиации.
Марина Калинина.
Фото АТСК «Сапсан».
ЛЮДИ ГОВОРЯТ