«Наука побеждать» по Александру Покрышкину
К 35-летию издания книги А. И. Покрышкина «Познать себя в бою»
Прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин (1913 — 1985) еще при жизни стал легендой. Для него итогом войны были 59 побед над воздушным врагом, а также много обученных по особой методике, которую можно с уверенностью назвать «Наукой побеждать» по Покрышкину, летчиков. Изложена она великим летчиком в книге «Познать себя в бою» и представляет собой тактику борьбы с противником, однако не на земле (как у А. В. Суворова в его «Науке побеждать»), а в воздухе. Работу над книгой А. И. Покрышкин завершил незадолго до своей кончины в 1985 году, а издавалась она в 1986 и 1993 годах. С тех пор прошло много времени, и, может быть, не все читатели «Вести ДОСААФ» знают о существовании этой замечательной книги.
Когда Покрышкина спросили, не будет ли в новой монографии повторения его предыдущих книг (например, «Крылья истребителя» и «Небо войны»), он ответил так: «Это будет совершенно другая книга о тех же событиях. Только не перечень воздушных боев, а их анализ, раздумья о развитии бойцовских качеств у летчика-истребителя, росте его боевой выучки, мастерства. Задача, конечно, нелегкая, но опыта у меня, думаю, должно хватить. Я и название своей книги уже придумал: «Познать себя в бою…»
В газетном материале можно остановиться только на нескольких поучениях-выводах, выработанных Покрышкиным с мая (начала переучивания на самолет МиГ-3) по 31 декабря 1941 года, но даже прочитав эту небольшую публикацию о Покрышкине, читатель увидит, что в его новаторстве много общего с «Наукой побеждать» А. В. Суворова.
«Тяжело в учении — легко в бою» — так говорил Суворов, а Покрышкин пишет: «Самолет (МиГ-3. — С. Е.) был создан для боя на вертикалях и, пилотируя его, я старался усвоить вертикальные фигуры. <…>
При скорости полета более пятисот километров в час одна секунда равна ста сорока метрам. Решил учитывать это при маневрировании.
У нас пилотов учат вести учебный бой с выполнением левых разворотов. Постепенно это становится привычкой многих. Правые развороты летчики выполняют хуже и избегают их в учебных боях.
Учитывая психологическую привычку к левым разворотам, я стал тренировать себя на выполнение резкого маневра в правую сторону. <…>
Наши споры иногда доходили до ссор:
— Семен! Когда ты перестанешь пилотировать самолет в замедленном темпе? Между фигурами пилотажа делаешь паузы. Так истребителю действовать нельзя, — доказывал я. — Этим дашь противнику время на атаку и прицеливание.
— Знаешь что? Ты летай по-своему, а я буду летать так, как положено.
— Меняй свое мнение, иначе в первом же воздушном бою тебя собьют!
Трудно было доказать Овчинникову, что становление бойца, формирование его качеств — профессиональных, моральных, волевых — идет сейчас. В ходе полетов, в дни учебы».
Война трагически разрешила этот спор. Покрышкин о первых ее днях писал: «При отражении налета погиб Семен Овчинников».
26 июня 1941 года. Бой на вертикалях. «Чуть не врезавшись в Ме-109, проскакиваю над ним и перевожу свой самолет в вертикальную горку. В верхней точке сваливаю «мига» на правое крыло и ищу правее себя проскочившую под нами тройку «мессершмиттов». Она после лобовой атаки пойдет левым боевым разворотом. Привычка к левым боевым разворотам у немецких летчиков подтвердилась. Тут же, не теряя ни секунды, ловлю в прицел ведущего тройки «мессеров». Только успел прицелиться, как правее крыла моего самолета проносится трасса: подоспела верхняя пара Ме-109, она и атаковала меня».
Сам погибай, а товарища выручай! «Делаю снова рывок вверх. Темно от перегрузки. В верхней точке зрение восстанавливается. Уверен, что преследовавшая меня пара Ме-109 не могла создать такую перегрузку и находится впереди и ниже. Сейчас надо атаковать. Но в это время поймал взглядом самолет Семенова. Он ниже меня и его атакуют. Тогда, прекратив преследование пары, перевожу свой самолет в вертикальное пикирование на тройку Ме-109 (это первый в его боевой практике «соколиный удар». – С. Е.). Решаю: «Надо сбить ведущего». Из-за большой скорости и просадки самолета на выводе я оказался ниже Ме-109. Делаю горку. Вот он, самолет врага. В упор даю очередь по «животу», потом вторую… Из чрева «мессера» вырвалось пламя.
В эти секунды я забыл обо всем. Забыв об осторожности, глядел на этот факел в небе. Беспечность тут же была наказана. Взрывы снарядов, удары пуль сотрясли мой «миг». С трудом вывернул самолет и продолжал вести бой. Один против четырех. <…> Однако здравый смысл подсказал: «Семенов уже в безопасности, и надо уходить, пока не сбили. Вертикальным пикированием вышел из боя». <…>
Реальный бой вскрывает многое. Но познавать себя, готовить к решающей схватке надо задолго до нее. <…>
Первая победа повышает престиж летчика, вызывает доверие командования. Но самое главное, вселяет веру летчика в себя и свое оружие, исчезают робость и неуверенность. Даже внешне летчик, имеющий личные победы, выглядит иначе».
Два – третий лишний! «С самого начала войны я был сторонником пары. Она лучше обеспечивает маневр в воздушном бою. <…> Группа из трех самолетов сковывает маневр не только ведущего, но и ведомых. Свобода маневра для перестроения ведомых обеспечивается только при боевом порядке пары».
В 1970-е годы из-за опасения столкновения самолетов в воздухе эти правила были подзабыты некоторыми нашими авиационными начальниками. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года исполняющий обязанности командующего ВВС 40-й армии генерал-майор авиации В. П. Шпак в январе 1980 года приказал исключить одиночные полеты нашей военной авиации в небе Афганистана. В результате этой меры в 1980 году в Афганистане было спасено не менее трех экипажей советских вертолетов, совершивших вынужденную посадку. Эвакуацию своих товарищей осуществили тогда экипажи вторых вертолетов из вылетевших на задание пар.
Итак, вывод — «Один в поле — не воин»? Да, но это древнее изречение не годится для воздушных разведчиков, которые выполняют задачу в тылу противника, причем подчас на технике противника (Покрышкин иногда летал на разведку и на «мессершмитте»). В главе «Когда один в небе» он пишет: «Когда ты один в небе и за тобой охотится враг, психологическое состояние летчика крайне напряженное. Небо кажется чужим, враждебным. Рядом с тобой нет даже напарника, присутствие которого развеяло бы чувство одиночества, повысило уверенность в успехе боевого вылета. <…> Одиночный разведчик, как и минер, ошибается только раз».
Сбить ведущего. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую главную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941 года, подбить ведущего значило привести противника в состояние растерянности, что часто заставляло его вернуться на свой аэродром. Чтобы деморализовать врага, вспоминали однополчане, он «соколиным ударом» пикировал на ведущего в группе и, прорываясь сквозь огонь, сбивал его.
Заслуживают внимания краткие поучения Покрышкина: «Не спрашивай, сколько противника, спрашивай, где он». Сравните это с известной репликой Суворова, брошенной перед успешным захватом города Ландсберга: «Я пришел сюда бить противника, а не считать!»
Восемьдесят лет назад, в декабрьские дни 1941 года, состоялась дивизионная конференция, на которой выступил А. И. Покрышкин. Он изложил свои взгляды на тактику истребителей и указал на недостатки отечественной авиатехники. Кое-кому из руководства дивизии выступление Покрышкина не понравилось. В результате он не стал Героем Советского Союза в 1941 году за сбитые 11 самолетов. Был, однако, награжден орденом Ленина за выдающуюся разведку танков Клейста.
С весны 1943 года крылатая формула победы «высота – скорость – маневр – огонь», выведенная Покрышкиным, стала применяться многими летчиками-истребителями в воздушных боях.
Мария Кузьминична Покрышкина, супруга Александра Ивановича, писала в предисловии к книге «Познать себя в бою»: «Кажется, лишь на время он покинул тот самый кабинет, где родилась масса замыслов <…> Незаконченная докторская диссертация… Учебник для летчиков…»
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ