Автошколы вчера и сегодня
С 1 апреля вступает в силу новый порядок сдачи экзаменов на право управления автомобилем. До сих пор подвергаются сомнению принятые изменения. Но жизнь есть жизнь, и автошколы ДОСААФ так же, как и все остальные, будут адаптировать процесс обучения к новым реалиям, но при этом сохраняя традиции.
Первые разрешения на вождение автомобилей стали выдавать в России в 1900 году. Это была карточка с фотографией и информацией о владельце, который предварительно сдавал экзамен. Водить разрешалось с 17 лет, при этом скорость движения не должна была превышать 13 км/час, а точнее — 12 верст в час, тогда метрическая система еще не была в ходу.
В 1909 году Россия присоединилась к Международной конвенции о передвижении автомобилей и стала выдавать «дорожные свидетельства» международного образца. Появились требования к автомобилям, штрафы и дорожные знаки. У шоферов появилось понятие квалификации. Автомобили разделились на 2 класса: А (двигатель внутреннего сгорания) и Б (электрический двигатель).
В 1906 году в Санкт-Петербурге появилась «Императорская школа шоферов», позже были основаны и частные автомобильные курсы. Первым примером такой коммерческой школы стал «Первый Техникум», открытый в 1910 году. В 1913 году появились «Курсы шоферов» при «Русском Автомобильном Заводе И. И. Пузырева» и «Классы шоферов» при «Семеновском» и «Крестовском» гаражах и при гараже Г. Рейса, а к 1917 году автошкол уже стало целых шесть.
После Октябрьской революции 1917 года документы на управление автомобилем дореволюционной России не менялись и были в ходу до 1923 года. В СССР с этого года всех водителей поделили на три категории, две из них предназначались любителям, а одна — для профессиональных водителей. Отличие между ними было в уровне подготовки – любителей готовили по сокращенной программе и в их удостоверениях указывалось «Без права работы по найму».
В 1936 году выдачей удостоверений стали заниматься органы внутренних дел, а не местная администрация и права приобрели единый стандарт и новое название – «удостоверение шофера».
Для подготовки водителя низшей, третьей категории отводилось 576 часов, из которых практика занимала до 30 часов. Обучение проходило как с отрывом (три месяца), так и без отрыва от производства (полгода).
Вот некоторые правила из инструкции шоферам начала 20-х годов прошлого века (интересно, что слово «шофер» тогда писали с удвоенной буквой «ф»):
— Каждый шофер должен заботиться о своей машине, как о самом себе.
— Трогать автомобиль с места, переключать скорости и останавливать — все это надо делать так, чтобы это возможно менее чувствовалось пассажирами автомобиля.
— При встрече с пугливыми лошадьми не подавать сигналов, а замедлять ход и в случае нужды совершенно останавливать автомобиль.
— При израсходовании всех запасных камер для возможности движения до ближайшего этапа, плотно набивать покрышку тряпками, чистыми концами, травой, соломой или обматывать обод колеса плотно бечевкой, чаще поверяя это временное приспособление. Двигаться при этом тихим ходом.
— Во время управления автомобилем шоферу воспрещается разговаривать.
В ноябре 1968 года СССР подписал международную Венскую конвенцию о дорожном движении, которая тогда вводила 3 класса водителей, к 1971 году классов стало 5. Сейчас действует такая же система, только классы называют категориями.
Так как частного предпринимательства в СССР быть не могло, будущих водителей обучали в ДОСААФ, в автоклубах, рабочих обучали прямо на заводах. Кроме того, школьники могли вместо уроков труда выбрать автодело и уже в 16 лет сдать на права (которые, правда, начинали действовать со дня 18-летия).
Самым «простым» в получении был 3-й класс — его получение давало право управлять легковыми и грузовыми автомобилями категорий B и C. Постановление ВЦСПС от 1976 года «Об утверждении квалификационных характеристик профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта» говорит, что водитель 3-го класса должен знать много чего:
— правила дорожного движения и основы безопасности движения;
— устройство и принцип действия агрегатов автомобиля, его обслуживание;
— способы обнаружения и исправления неисправностей в автомобилях;
— правила проведения технического обслуживания автомобилей;
— правила хранения автомобилей в гаражах и на стоянках;
— приемы оказания первой помощи при несчастных случаях;
— правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;
— правила обкатки новых автомобилей и автомобилей после капремонта и многое другое.
Действительно, основной упор в подготовке водителей делался именно на знание технического устройства автомобиля и умение его ремонтировать. Курсанты подробно разбирали устройство каждого узла и агрегата машины и после окончания курсов могли производить самостоятельный ремонт. Возможно, по этой причине в советское время среди водителей было не так много девушек — для них это было сложно физически.
Поступить в автошколу было достаточно легко. Но из-за сложности обучения половина претендентов не доходила до экзаменов. Стоимость обучения была разная: в рамках УПК для школьников или для рабочих на заводах оно могло быть бесплатным; призывнику это тоже ничего не стоило, а остальные за обучение платили – от 80 рублей в 1977 году, около 130 рублей в 1981 году и больше 250 рублей в 1986-м. Обучение занимало до полугода, причем это были ежедневные занятия, часто по 6 дней в неделю.
Сейчас автомобиль стал просто средством передвижения, поэтому водительские права нужны всем. И обучение поставлено на конвейер. На сегодняшний день программа подготовки водителей в автошколах ДОСААФ рассчитана на 2 — 3 месяца, она состоит из теории и практики.
Профессиональная подготовка осуществляется на основании Образовательных программ, составленных в соответствии с требованиями Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года № 1408 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 09 июля 2014 года, регистрационный № 33026). Образовательная программа подготовки водителей транспортных средств категории В адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ