Чтобы ни одна буква не пошатнулась
Московский морской учебный спортивно-технический центр ДОСААФ России — наследник и продолжатель традиций Московской морской школы. Удивительно, среди всех катаклизмов современных веяний в области социальных ценностей, отношения к допризывной подготовке, изменения в образовательной политике Морской центр, как мощный военный корабль, проявляет остойчивость, сохраняя верность традициям. Для этого постоянно совершенствуется материально-техническая и методическая база. И, как положено военному кораблю, умело маневрирует среди вызовов современности: например, весной 2020 года одним из первых, наравне со школами и вузами, организовал полноценное дистанционное обучение по ряду профилей.
В чем же сила Морского центра ДОСААФ России? И почему именно военно-морская подготовка допризывной молодежи была и остается значимой? Только ли романтика ленточек на бескозырках влечет молодежь?
В самом названии ДОСААФ крепко и издавна сплетены в могучий кулак три составляющих нашей обороны — Армия, Авиация и Флот.
В разные времена акценты смещались. Еще со времен Осоавиахима особым ореолом романтики была окружена авиация, а уж когда она открыла путь в космонавтику, то самым популярным направлением стал аэроклуб.
Затем, на волне событий и переоснащений последних десятилетий, изменился внешний облик солдата, появилась романтика спецназа на экранах телевизоров.
Никто не спорит, замечательно, что молодых людей, а теперь – и с каждым годом всё больше – и девушек привлекает возможность научиться прыгать с парашютом, владеть оружием, преодолевать полосу препятствий. Важно, с какими мыслями и чувствами в душе они этим занимаются! Сам по себе военно-прикладной навык еще не делает человека защитником Отечества. Необходима кропотливая воспитательная работа, в том числе и на конкретных жизненных примерах, включая личный пример. И ДОСААФ, тщательно подбирающий кадры для работы с молодежью, это может обеспечить!
Наша задача, задача ДОСААФ – в первую очередь отсечь всех недобросовестных деятелей, готовых за деньги потакать сиюминутным желаниям неокрепшего сознания подростка. Как грибы после дождя растут лубочные «центры» и «клубы», где зачастую не только не формируется правильный, выверенный специалистами комплекс оборонно-спортивных навыков, но еще и создаются неполные, странные представления о воинской службе.
И это очень метко подмечают во всех своих публикациях методологи движения Юных пожарных-спасателей к. п. н. Людмила Скрипник и к. п. н. Людмила Эюбова. В частности, они неустанно пишут о том, что педагогическое значение имеет возможность школьнику, подростку прикоснуться к основам профессии, попробовать на вкус ее сущность, а не копировать внешнюю картинку. Следовательно, надо найти такие направления подготовки юношества, которые позволят в полной мере приобщиться к высоким традициям Вооруженных Сил России, при этом не ограничиваясь только изучением истории и встречами с ветеранами.
Как этого добиться? Рано или поздно школьник, преждевременно, без сформированных моральных устоев, познакомившись с приемами стрельбы и рукопашного боя, задастся вопросом: а в кого стреляем? Легко применит навык кулачного боя в школьной столовой…
Как совместить воинскую подготовку и избежать обвинения в формировании жестокости, склонности к насилию — как раз то, за что и приходится критиковать доморощенные «центры подготовки будущих спецназовцев»? Руководители Дружин спасателей нашли свой путь — борьба с огнем и стихией всегда наполнена риском (даже если это учебный противень с легковоспламеняющейся жидкостью), товариществом, взаимовыручкой. Быстро меняющаяся обстановка ЧС требует умения принимать быстрые и правильные решения. При этом, как подчеркивают они, разбушевавшаяся стихия является очевидным врагом для абсолютного большинства жителей планеты вне зависимости от их убеждений.
А что делать ДОСААФ? Вспомнить про третью составляющую — Ф! Флот! Ведь все это, причем еще ярче, представлено на флоте! И не случайно романтика Военно-морского флота всегда будоражила воображение детей и подростков! Если даже следовать на поводу у современных педагогических тенденций, то совсем не обязательно начинать знакомство с флотом с морского боя! Вспомните, и советская педагогика не с этого начинала! Но дети росли в бескозырках и матросках, уже в детском саду танцевали «Яблочко», в начальной школе пели «Ходят волны кругом вот такие!», а в старших классах маршировали с песней «Экипаж». Это не было внешним подражанием, это было постоянное приобщение к героике российского Военного флота. Формировались представления о дружбе, о волевых усилиях при достижении общей цели. Море постоянно ставит перед человеком задачи, бросает вызовы. Чтобы проявить героизм при заделке пробоины в ледяной воде, спасти упавшего за борт, делить по каплям остатки пресной воды и поддерживать товарищей вовремя сказанным умным словом, вовсе не обязательно встретить вражеский линкор. Достаточно попасть в шторм.
Военно-морская тематика интересна и современным детям! И мероприятия, которые проводит Морской центр ДОСААФ России в школах, детям нравятся! Это доказывает опыт: в том числе в ГБОУ Школа № 2101 в 2018 — 2020 годах мы реализовали программу «Море детям, дети морю» — целый цикл мероприятий для 1 — 5-х классов, включавший в себя и занятия на полигоне борьбы за живучесть на базе Морского центра ДОСААФ, посещение нашего музея, и множество интерактивных соревнований и праздников, серьезных бесед, для проведения которых выезжали наши преподаватели: «Морским судам быть!» в честь Дня создания Российского флота, «Подвиг краснофлотцев в обороне Москвы», «День открытия Антарктиды» и многое другое.
Морское направление обороны Родины активно интересует и подростков. Ежегодно выпускаются учебные группы по юнармейской специальности «Морской спасатель», при освоении которой курсанты-старшеклассники московских школ получают практические навыки оказания первой помощи, использования спасательного снаряжения, борьбы за живучесть корабля, знания по основам устройства и управления плавсредств.
Это стало возможным благодаря уникальным учебным комплексам, имеющимся в МЦ: имитационный тренажер для отработки всех возможных аварийных ситуаций (борьба с пожаром и задымлением на борту, заделка пробоин), электронные тренажеры по управлению плавсредствами, оснащение кабинета медицинской подготовки.На учебном корабле МЦ ДОСААФ — рейдовом водолазном катере РВК-187 — часто проводятся экскурсионные занятия для воспитанников кадетских классов, школьных патриотических объединений. Абсолютно всех без исключения притягивает полигон борьбы за живучесть, часто даже педагоги идут на тренажер вместе с детьми, подбадривая и показывая пример, — но, может, им просто это интересно? Все они в детстве пели на уроке музыки: «Море, ты слышишь, море, твоим матросом хочу я стать!»
Да, меняются времена. Но героизм даже повседневной морской службы неизменен, как неизменно само непредсказуемое море. Меняются модели кораблей, совершенствуются навигационные приборы. Но морская дружба, крепкая морская закалка, взаимовыручка и истинное товарищество — неизменны. И педагогика моря неисчерпаема, как само море, в деле формирования будущих защитников нашей страны и просто порядочных людей.
Владимир Печерников, заместитель директора Морского центра ДОСААФ России, подполковник;
Николай Шахматов, преподаватель Морского центра ДОСААФ России, капитан-лейтенант запаса.
Фото Юлии Смагринской и ММУСТЦ ДОСААФ России.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ