Ил-76МД-90А и другие самолеты отечественной военно-транспортной авиации
Совсем недавно на экранах телевизоров многократно было показано, как российские самолеты доставляли в Казахстан военнослужащих миротворческого контингента из стран — участниц Организации договора о коллективной безопасности. Люди спрашивали друг друга: «Что за самолеты, по трапам которых разгружается военная техника и десантники?» Интерес к этой военной операции обозначил тему для материала о военно-транспортных самолетах семейства Ил-76.
Сначала немного истории. Перед Великой Отечественной войной в СССР фактически не было самолетов, с которых можно было бы выбрасывать и высаживать Воздушно-десантные войска с боевой техникой. Правда, во время войны предпринималась попытка использовать для этой цели гражданские самолеты и устаревшие бомбардировщики ТБ-3, но это не было решением проблемы. В послевоенные годы с ростом военно-технической оснащенности войск до 80 % их веса стали составлять вооружение и боеприпасы. С другой стороны, транспортный самолет Ли-2, который в основном использовали Воздушно-десантные войска, имел боковую дверь шириной 70 сантиметров. Через нее нельзя было взять на борт самолета ни орудия, ни другую крупногабаритную технику. Открыв такую дверь в воздухе, можно было выбрасывать парашютистов только с личным оружием и лишь в один поток. Между тем для исключения разброса десантников и грузов требовалось сократить время отделения парашютистов от самолета хотя бы до 30 секунд. Очевидно, что на самолетах нужно было бы иметь большеразмерные люки, позволяющие людям и технике оставлять самолеты за минимальное время.
Но и это еще не все. Необходимо было иметь военные транспортники, способные совершать взлет и посадку на грунтовые взлетно-посадочные полосы (ГВПП) или площадки с минимальным разбегом и пробегом. Требовалось оборудовать самолеты современными средствами навигации и точного десантирования и установить оборонительное стрелково-пушечное вооружение.
И вот, как результат исследований и учета опыта войны, в апреле 1955 года в СССР был образован новый вид ВВС – Военно-транспортная авиация (ВТА). Началось ее вооружение соответствующими самолетами.
С тех пор прошло 67 лет, и в настоящее время ВТА имеет на вооружении шесть типов военно-транспортных самолетов, среди которых сверхтяжелый дальний Ан-124, тяжелый Ил-76, средний Ан-12 и легкий Ан-26. Неофициально принято считать самолеты ВТА грузоподъемностью менее 10 тонн легкими, 11 — 40 тонн — средними, 41 — 100 тонн — тяжелыми и свыше 100 тонн — сверхтяжелыми.
Ил-76 — российский тяжелый военно-транспортный самолет, разработанный в Опытном конструкторском бюро им. С. В. Ильюшина под руководством академика Генриха Васильевича Новожилова (1925 — 2019). Он предназначен для парашютного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров и др. Может использоваться для перевозки больных и раненых, для тушения пожаров. Принимал активное участие в войне в Афганистане (1979 — 1989).
Первый полет Ил-76 состоялся в 1971 году. Через два года началось его серийное производство. Экипаж — шесть человек. Нагрузка в десантном варианте — 140 солдат или 128 парашютистов.
Ил-76 непрерывно модернизировался, выпускался в 37 вариантах. Как качественный этап в развитии Ил-76, в 1978 году появился «ил» с усиленным фюзеляжем и повышенной грузоподъемностью, получивший наименование Ил-76М.
В 1981 году состоялся первый полет модифицированного дальнего Ил-76МД. В машине многое изменилось: грузоподъемность повысилась до 48 тонн, дальность полета с загрузкой в 40 тонн увеличилась до 4200 км. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик тележки шасси были поставлены перпендикулярно продольному сечению корпуса. Обеспечена возможность подвески авиабомб.
Третья модернизация Ил-76 с установкой мощных, экономичных и малошумных двигателей ПС-90А-76 привела фактически к созданию нового самолета, названного Ил-476. Однако, сохраняя преемственность семейства «семьдесят шестых», решено было утвердить название Ил-76МД-90А.
Самолет Ил-76МД-90А отличается от предшественников новым модифицированным крылом с применением длинномерных панелей кессона, модернизированной топливной системой, цифровыми прицельно-навигационным комплексом и системой автоматического управления, а также новой «стеклянной кабиной», в которой приборы выполнены на основе жидкокристаллических дисплеев. Всего в самолете имеется девять экранов. Шесть — в кабине летчиков, два — у штурмана, один у борттехника. Теперь летчик может видеть, как происходит процесс десантирования.
Грузоподъемность Ил-76МД-90А увеличилась до 60 тонн, дальность полета выросла на 18 процентов. Самолет может эксплуатироваться при экстремально низких и высоких температурах окружающей среды. Модернизированные высокопрочные шасси способны выдерживать максимальную взлетную массу в 210 тонн, включая 60 тонн полезной нагрузки. Машина построена из отечественных комплектующих, систем и оборудования, не требует дополнительной техники и людей для погрузки и разгрузки.
Продолжая традицию неприхотливости по отношению к аэродромам военно-транспортных «анов», самолеты Ил-76МД-90А (как и Ил-76М и Ил-76МД) могут осуществлять взлет-посадку на ГВПП, хотя это и не просто. Ведь при работе с грунта необходимо учитывать: 1) укороченность полосы; 2) неровности на ее поверхности; 3) трудность определения высоты при выравнивании и выдерживании самолета перед посадкой; 4) необходимость увеличения интервалов между летательными аппаратами из-за облака пыли и др.
Поскольку все познается в сравнении, посмотрим, как обстоят дела с работой с грунта у американцев. Например, у них есть средний военно-транспортный самолет С-130. По характеристикам он почти такой же, как Ан-12, но если наш «двенадцатый» обладает возможностью работы с ГВПП (причем многократно доказанной), то С-130, сев случайно мимо бетонной полосы, тут же попал в серьезную аварию, что наглядно было «продемонстрировано» на снимках, мгновенно распространившихся в Сети.
Конфуз С-130 вызвал поток комментариев, изобиловавших сравнением российских транспортников с американскими.
Сопоставление оказалось далеко не в пользу самолетов ВТА США. В опубликованном Министерством обороны РФ материале демонстрируются всему миру успешные взлет-посадки наших военно-транспортных и других военных ЛА (например, штурмовиков Су-25) на неподготовленные ВПП и ГВПП. Такие тренировки проводятся в России на учениях ежегодно. В ходе них садятся и взлетают с ГВПП не только легкие и средние, но и тяжелые корабли Ил-76, Ил-76МД и Ил-76МД-90А. Обладают такой же способностью и сверхтяжелые Ан-124.
Впрочем, есть данные, что тяжелый американский военный транспортник С-17 (аналог нашему Ил-76), сухая масса которого составляет 122 тонны, тоже может работать с ГВПП. Действительно, С-17 в ходе испытаний показал такую возможность, однако регулярные учения со взлет-посадками на грунт в американских ВВС не проводят по причине резкого снижения ресурса самолета С-17 до неприемлемого после нескольких подобных упражнений. Поэтому неудивительно, что «Боинг» (производитель «С-17-го») не рекомендует строевым летчикам тренироваться на этих машинах в работе с грунта. Озабоченность американцев в отношении уменьшения срока эксплуатации С-17 можно понять, если обратить внимание на то, что этот ЛА является самым дорогим в мире военно-транспортным самолетом — одна машина продается за 330 млн долларов. По оценке экспертов, такого же класса российский самолет
Ил-76МД-90А в экспортном варианте будет стоить не больше 100 млн долларов. Сейчас пользователи семейства Ил-76 имеются на всех континентах.
В заключение заметим, что в настоящее время Ил-76МД-90А производится на Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП». Идет постепенная замена этим самолетом устаревших машин Ил-76М и Ил-76МД. Всего к настоящему времени с 1973 года выпущено более 960 самолетов семейства военно-транспортных «ил». По открытым источникам, в Минобороны на сегодня имеется более 120 военных «илов».
Как показала операция миротворческих сил ОДКБ в Казахстане, ВТА России способна эффективно решать весьма сложные задачи.
Сергей Елисеев.
Фото с сайта Минобороны РФ mil.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ