Авиация дальнего действия СССР и ее командующий
В июне 1941 года дальнебомбардировочная авиация (ДБА) имела пять авиакорпусов, а также пять истребительных авиадивизий (четыре из них находились в стадии формирования). Истребители этих дивизий должны были прикрывать дальнебомбардировочные самолеты. Корпуса размещались в стратегически важных военных округах: 1-й — в Ленинградском военном округе (г. Новгород), 2-й — в Харьковском (г. Курск), 3-й — в Западном особом (г. Смоленск), 4-й — в Одесском (г. Запорожье); 5-й дальнебомбардировочный авиакорпус еще только завершал формирование на Дальневосточном фронте (г. Хабаровск). Это была огромная сила. В нее входило 1500 самолетов.
Началась Великая Отечественная война. Четыре авиакорпуса, находившиеся в западных районах страны, вступили в бой. Война заставила использовать дальнебомбардировочные авиакорпуса не по назначению — надо было остановить врага. И тяжелые самолеты, которые должны были бомбардировать объекты в глубоком тылу противника, применялись против танковых группировок противника, бомбили мосты и переправы и всячески задерживали продвижение врага на восток.
Александр Евгеньевич Голованов (1904 — 1975) перед войной командовал 212-м авиаполком. Ему было поручено сформировать полк и приступить к обучению военных летчиков полетам в сложных метеоусловиях и ночным полетам. Но война заставила полк воевать с целью задержки наступления врага. Лишь иногда 212-й авиационный полк выполнял боевые задания по глубоким объектам противника, получаемые непосредственно от Ставки Верховного Главнокомандования. Это и определило назначение А. Е. Голованова в августе 1941 года на должность командира отдельной 81-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии специального назначения, подчиненной непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования.
В первые дни войны соединения ДБА получали боевые задачи от различных инстанций: командующих войсками фронтов, командующего ВВС Красной Армии и наркома обороны СССР. Были случаи, когда командиры авиационных соединений и частей получали одновременно несколько, причем совершенно различных, боевых задач. В это время у ДБА фактически отсутствовал командующий. В директиве Ставки 4 июля 1941 года право постановки задач ДБА было возложено на начальника Генерального штаба, но это мало что изменило в практике работы ДБА.
Напряженные боевые действия вела и 81-я авиадивизия под командованием полковника А. Е. Голованова. Штаб авиадивизии разместился в Москве в здании Петровского подъездного дворца, расположенного непосредственно у Центрального аэродрома.
За шесть месяцев войны дальнебомбардировочная авиация, действуя в интересах фронтов, произвела 20 741 боевой вылет (из них 5781 — ночью), ею было сброшено 270 850 бомб различного калибра общим весом 11 162 тонны. При этом было уничтожено 690 самолетов на аэродромах и 460 в воздухе, 2023 танка, 5186 автомашин, 192 орудия, 587 автоцистерн с горючим, 118 складов горючего, до 312 железнодорожных составов, разрушено 26 крупных мостов и большое количество вокзалов, полустанков, было уничтожено и повреждено несколько военно-промышленных объектов в Берлине, Варшаве, Данциге, Кёнигсберге, Вене и Плоешти. Конечно, эти «несколько военно-промышленных объектов», пораженных в глубоком тылу, были небольшим вкладом из того, что должна была уничтожать ДБА.
За полгода ведения войны части ДБА понесли потери. В результате на 22 декабря 1941 года в ДБА осталось только 266 исправных самолетов.
Постановлением Государственного Комитета Обороны от 5 марта 1942 года части и соединения дальнебомбардировочной авиации были преобразованы в авиацию дальнего действия (АДД), подчиненную непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. Командующим АДД был назначен генерал-майор авиации А. Е. Голованов.
Александр Евгеньевич оказался на редкость знающим командующим. Например, в августе — сентябре 1942 года немецкая авиация, действовавшая с аэродромов в Финляндии и Норвегии, наносила бомбардировочные удары по нашим и английским судам и караванам в Баренцевом море. Возникла необходимость подавить эту авиацию.
Вопрос решался у И. В. Сталина. Были приглашены крупные военачальники. Среди них и командующий АДД Голованов. Большинство присутствовавших предлагали для нанесения мощных бомбовых ударов по аэродромам немецкой авиации использовать четырехмоторные бомбардировщики Пе-8, которые для этого должны были перебазироваться на аэродромы Заполярья.
Командующий АДД Голованов молчал. И. В. Сталин покуривал трубку, а затем, взглянув на Голованова, спросил, что он думает по этому поводу.
— Решение о применении самолетов Пе-8 было бы неправильным, — отметил Александр Голованов, — так как оно не обеспечит достижения поставленных боевых задач.
Сталин заметил, что речь идет об обеспечении крупных операций нашего флота и флота союзников. Тем самым он, видимо, подчеркивал особую важность предстоящей задачи и предостерегал Голованова об ответственности за возможные последствия.
— Но самолеты Пе-8 не могут взлетать с аэродромов Заполярья, имеющих ограниченную длину взлетно-посадочных полос. Я считаю целесообразным использовать для этого части, вооруженные самолетами Ил-4, — сказал Голованов.
Предложение А. Е. Голованова оказалось правильным. Ближайшим соединением к Заполярному району была 36-я авиационная дивизия, на вооружении которой стояли самолеты Ил-4. В сентябре 1942 года два полка этой дивизии были перебазированы на аэродромы в Заполярье, с которых они нанесли ряд эффективных ударов по немецким аэродромам.
Только в один из крупных налетов советских самолетов на аэродром Лаксэльва (Норвегия) было уничтожено 60 самолетов, убито большое количество немецких солдат и офицеров.
В результате продвижения советских войск на запад линия фронта сократилась, ее протяженность от Балтийского моря до Карпатских гор к концу 1944 года составила 1200 км, а объекты для ударов дальних бомбардировщиков приблизились настолько, что стали досягаемыми для самолетов фронтовой авиации. В этих условиях отпала необходимость иметь в непосредственном подчинении Ставки такую мощную ударную силу, какой являлась АДД. Постановлением Государственного Комитета Обороны № 7082 от 6 декабря 1944 года АДД была реорганизована в 18-ю воздушную армию ВВС Красной Армии. В ее состав вошли четыре бомбардировочных авиакорпуса: 1-й гвардейский Смоленский (командир генерал-лейтенант авиации Г. Н. Тупиков), 2-й гвардейский Брянский (генерал-лейтенант авиации Е. Ф. Логинов), 3-й гвардейский Сталинградский (генерал-лейтенант авиации В. Е. Нестерцев), 4-й гвардейский Гомельский (генерал-лейтенант авиации Г. С. Счётчиков), кроме того, в нее были включены отдельная бомбардировочная авиадивизия, отдельная авиадивизия ночных перехватчиков и вспомогательная авиадивизия транспортных самолетов. Всего к началу 1945 года в 18-й армии (19 дивизий) насчитывался 1461 самолет.
Так командующий авиацией дальнего действия стал одним из командующих воздушными армиями. Простые летчики не просто уважали своего командира, но любили и даже боготворили его. Стиль Александра Евгеньевича — это собрать личный состав полка на летном поле, усадить людей на траву и тут же, на месте, с офицерами из штаба, решить все наболевшие вопросы. Такое отношение со стороны командира любого солдата подкупит.
Голованова оценивали на отлично не только подчиненные. Все фронты хвалили действия дальней авиации. Сталин лично звонил Голованову, чтобы поздравить с очередным повышением.
Между тем после окончания Великой Отечественной войны карьера маршала пошла вниз еще быстрее, чем взлетала. «По синусоиде», — как однажды сказал сам Александр Евгеньевич в дружеском разговоре. Последним достойным назначением главного маршала авиации была должность командующего дальней авиацией в 1946-м. А через два года Голованов был снят с поста, и выше командующего воздушно-десантным корпусом больше не поднимался, даже после окончания академии Генерального штаба.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ