С досаафовского аэродрома Северный в небо поднялся Ан-2
23 марта 2022 года экипаж в составе летчиков Вологодского аэроклуба ДОСААФ России совершил над аэродромом «Северный» облет самолета Ан-2 Калининградского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России! Тем самым сделан не первый, но очень важный шаг к восстановлению авиационной деятельности в Калининградской оборонной организации. Облет самолета – необходимое действие после его капитального ремонта и вынужденного простоя.
С 2012 года пять досаафовских самолетов, не выработавших своего ресурса, сиротливо стояли на территории аэродрома Малое Исаково (Девау), ждали своего часа. И сегодня один из них, надежный Ан-2, совершил первый полет над своим домом – аэродромом Северный!
Первые шаги – они самые трудные. Так и эти шаги в небо дались не сразу. «Аннушку» сначала отправили на Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ России в Подмосковье. В марте 2020 года отремонтированный самолет в разобранном состоянии прибыл в Калининград. Здесь его собрали авиационные специалисты и их помощники-энтузиасты под руководством летчика ДОСААФ, начальника Калининградского авиационно-спортивного клуба (АСК) Талгата Курманаева. И только после того, как аэродром «Северный» был передан Калининградскому АСК ДОСААФ в июле 2021 года, приземлился на бетонку бывшего военного аэродрома. Сюда же было перебазировано все имущество и техника с аэродрома Малое Исаково.
— Большое спасибо всем! И Московскому авиаремонтному заводу ДОСААФ России, и ребятам, которые помогали собирать самолет после ремонта, не считаясь со временем, в любое свободное от основной работы время. Ровно два года простоял самолет после ремонта, мы сообща подготовили его к облету. Нас всегда поддерживал департамент авиации ДОСААФ России, очень помогли давние друзья-гвардейцы из Вологодского аэроклуба, из Ленинградской области. Конечно, самолет – это мое детище и я счастлив, что он сегодня совершил облет над аэродромом, — волнуясь говорил Талгат Курманаев.
Ровно полвека, с 1952 по 2002 годы, на Северном (его еще называют аэродром Нивенское, потому как одноименный поселок рядом) здесь базировался прославленный 689-й гвардейский авиаполк имени маршала авиации, первого трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина. До января 1949 года полк именовался 16-м гвардейским, в нем в годы Великой Отечественной войны служили 22 Героя Советского Союза и которым некоторое время командовал воздушный ас Александр Покрышкин. В 2002 году полк перебазировался на аэродром «Чкаловский». А «Северный» стал приходить в запустение и лишь спустя 20 лет здесь вновь закипела жизнь!
Возрождали аэродром всем миром! Огромную работу проделали члены ДОСААФ — энтузиасты Федерации автомобильного спорта Калининградской области под руководством Артема Елагина и Калининградского парапланерного клуба во главе с Сергеем Кандыбко. Талгат Курманаев дневал и ночевал на аэродроме… Помогало авиационное сообщество Калининградской области, руководители многих учреждений, фирм, предприниматели, заинтересованные в возобновлении авиационной деятельности в ДОСААФ.
— Аэродром Северный – место боевой славы воздушных защитников нашей Родины. Он связан с именем Александра Покрышкина, который десять лет руководил оборонным обществом Советского Союза и многое сделал для подъема и развития ДОСААФ СССР. Аэродром особенно дорог нам, досаафовцам, поэтому мы будем делать все, чтобы его потенциал использовался не только для возобновления допризывной подготовки ребят и развития авиационно-технических видов спорта, но и для военно-патриотического воспитания молодежи, — отметил председатель Регионального отделения ДОСААФ России, депутат Калининградской областной думы Олег Урбанюк.
…Мы остановились у края рулежной дорожки. И все, кто был в это время там, следил за Ан-2, который кружил в голубом небе над аэродромом. Обратили внимание на ровный звук мотора самолета. Руководитель полетов Андрей Житенев по рации переговаривался с экипажем, делал пометки в тетради. Он прилетел из Ленинградской области, где работает заместителем начальника по лётной подготовке авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России «Сиворицы», что под Гатчиной.
Впрочем, не он один был в команде авиационных специалистов, которым официально предстояло дать «добро» на эксплуатацию самолета Ан-2. В Калининград прибыли: заместитель директора департамента авиации – начальник управления авиационной деятельности Центрального совета ДОСААФ России Павел Шибаев; начальник отдела аэродромно-технического и радиотехнического обеспечения департамента авиации Центрального совета ДОСААФ России Валерий Глущенко, а также специалисты Вологодского регионального авиационного учебно-спортивного центра ДОСААФ России — аэроклуба «Вологда»: директор центра, летчик 1-го класса Андрей Саватин; заведующий полетной подготовкой, летчик 3-го класса Сергей Логунов; заместитель директора по инженерно-авиационной службе аэроклуба «Вологда» Сергей Соловьев.
Задача комиссии — проверить все системы воздушного судна перед выдачей сертификата лётной годности.
Ровно в 9.30 инженер Сергей Соловьев начал прогрев и запуск двигателя. Через несколько минут в кабине его сменили летчики. За штурвалами биплана — командир экипажа Андрей Саватин и второй пилот Сергей Логунов. Едут по рулежной дорожке на взлетную площадку. 150 метров разгона по бетонке и Ан-2 красиво взмывает в небо!
За сорок минут летчики проверили устойчивость и управляемость самолета на разных режимах и высотах, всех его систем, работу силовой установки.
— Полет нормальный! – время от времени тихо говорил Талгат Курманаев. — Сегодня «аннушка» поднимется на 1200 метров, а вообще допустимая высота – 4 тысячи метров. Самолет налетал всего 240 часов. Из-за какой-то поломки простоял 20 лет! На заводе все агрегаты и механизмы полностью перебрали, мотор родной оставили, но что-то заменили. Одним словом, обновили самолет и сейчас он как новенький! Его ресурса в 900 часов хватит еще на пять лет, а то и больше. Правильно говорят про него – «антоновский долгожитель»!
40 минут пролетели незаметно. Ан-2 штатно приземлился и возвратился к ангару.
Андрей Саватин, имеющий полторы тысячи часов полета, кратко доложил:
— Отличная матчасть! Все в пределах ТО. Облет выполнен. Все хорошо. Замечаний нет.
Не было и замечаний у второго пилота Сергея Логунова, имеющего почти пять тысяч часов полета на военных вертолетах
— Сейчас моя задача как авиатехника – проверить все системы после облета самолета. Все-таки он два года не летал после ремонта. Осмотр показывает, что все в порядке, — заверил инженер Сергей Соловьев.
Работой команды Калининградского АСК доволен начальник отдела аэродромно-технического и радиотехнического обеспечения департамента авиации Центрального совета ДОСААФ России Валерий Глущенко:
— Сегодня здесь впервые проходит облет гражданского самолета. Аэродром подготовлен в соответствии со всеми требованиями. Проведена регистрация посадочной площадки, получено разрешение на ее использование в территориальном управлении Росавиации в Санкт-Петербурге, подготовлена соответствующая инструкция.
В этот же день совершал полеты на Ан-2 и Талгат Курманаев, летчик-инструктор 2-го класса. За его плечами – большой опыт, но из-за перерыва в управлении самолетом надо было сдать зачеты. Он выполнил программу контрольных полетов и получил все необходимые допуски. Члены авиационной комиссии во главе с Павлом Шибаевым дали «добро» и самолету — Ан-2 официально введен в эксплуатацию!
— В настоящее время подбираем инструкторско-летный состав, а потом начнем работать с парашютистами, будем организовывать туристические полеты. Со временем непосредственно у нас, в Калининградском АСК, будут проходить теоретическое обучение и лётную подготовку штатные работники аэроклуба, а после сдачи зачетов специальному совету допущены к полетам и прыжкам с парашютом, — пояснил Талгат Курманаев.
— Организация полета – очень сложное и ответственное мероприятие. Это и вопросы безопасности, технической и инженерной подготовки… Тут мелочей быть не может. Поэтому за внешней красотой полёта, который мы сегодня наблюдали, стоит серьезная работа. Большой труд вложен многими авиационными специалистами, инженерами. Мы им очень благодарны! Они не первый раз откликаются на наши просьбы, всегда готовы помочь нам. В этом большая заслуга руководства АСК и его актива, которые преодолели массу трудностей, подготовили аэродром и самолет к эксплуатации, — отметил Олег Урбанюк. — По нашему обращению в Калининград прибыли представители Департамента авиации ДОСААФ России, команда аэроклуба ДОСААФ России из Вологды для того, чтобы провести облет самолета, а затем получить сертификат лётной годности. Сертификат получен! А дальше начинается авиационная деятельность в полном объеме. Планов у нас много. Это подготовка допризывной молодежи по военно-учетным специальностям, прыжки с парашютом перворазников и спортсменов, проведение фестивалей и мероприятий военно-патриотической и спортивной направленности на знаменитом аэродроме «Северный».
Тамара Волкова. Фото автора.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ