Михаил Удалов: «Чтобы сделать этот спорт массовым, нужно привлекать молодежь»
Планеризм — один из удивительных видов спорта, который был чрезвычайно популярен в советские годы. Спортсмены занимались в аэроклубах ДОСААФ СССР, ставили всесоюзные рекорды, успешно выступали на международных соревнованиях.
О том, чем тогда жили планеристы, как приходили в спорт, каких побед добивались, мы спросили у Михаила Ивановича Удалова — планериста с огромным стажем, пик спортивной карьеры которого пришелся на 70 — 80-е годы XX века.
Несмотря на свой солидный возраст, он продолжает летать на планере — после 25-летнего перерыва в 2013 году принял участие в Кубке России в Орле, в 2014 году выступил в родной Пензе на чемпионате страны, где занял второе место. Пять лет назад по просьбе руководства ООО «Авиастроитель» Михаил Удалов тестировал их планер, облётывал, давал оценку характеристикам. В общем, связь с планерным сообществом не теряет.
— В планеризм я пришел уже взрослым — мне был 21 год, — вспоминает Михаил Иванович. — Представляете, приснилось, что я летаю, как птица! Под впечатлением тут же пошел в местный аэроклуб, где записался в планерное отделение. Тогда это было все легко и просто — было бы желание и позволяло здоровье.
Теоретическую и летную подготовку мы проходили в аэроклубах. Программа была практически идентична той, что в летных училищах, но в сокращенном варианте. И многое, естественно, зависело от самого спортсмена — его желаний, способностей и трудолюбия. Тот, кто прошел первоначальную летную подготовку и научился летать самостоятельно до окончания школы, мог пойти в большую авиацию, реально зная, что его ждет на этом пути. А тот, кто по тем или иным причинам не стал профессиональным летчиком, мог продолжить обучение в аэроклубе, стать спортсменом и повышать свое летное мастерство.
Начав летать в 1975 году, я довольно быстро освоил планер. Этот летательный аппарат покорил меня с первого взгляда. Летать, как птица, без мотора, на расстояния в несколько сотен километров за счет своего мастерства — занятие фантастически интересное, но требующее не только знаний, но и трудолюбия. Полет на планере — это «шахматы» под облаками.
Когда выполнял первые самостоятельные полеты по маршруту на второй разряд, показал скорость мастера спорта, притом дважды в один и тот же день.
В 1976 году удачно выступил на чемпионате РСФСР, и меня пригласили на учебно-тренировочный сбор в составе сборной страны. В 1977 году стал участником чемпионата страны в Литве. На этом чемпионате, по результатам выступления спортсменов, впервые сформировалась высшая лига из числа 18 сильнейших. В последующие годы в высшей лиге оставались только первые 12 сильнейших пилотов, все остальные выбывали и заменялись шестью лучшими спортсменами из лично-командного чемпионата страны. Имея небольшой летный стаж, я тогда вошел в группу сильнейших.
В 1979 году был третьим на Спартакиаде народов РСФСР, а в 1980-м стал абсолютным чемпионом РСФСР. В 1982 году на чемпионате РСФСР был вторым, а на лично-командном чемпионате страны в Литве стал первым. В 1987 году второй раз стал абсолютным чемпионом РСФСР. Неоднократно был призером и чемпионом СССР в отдельных упражнениях.
Я активно выступал на соревнованиях до 1988 года, параллельно работал в аэроклубе сначала летчиком-инструктором, командиром звена, позже — заместителем начальника по летной подготовке. И в какой-то момент стало довольно сложно сочетать спортивную и инструкторскую деятельность. Тренировок становилось все меньше, соответственно, падали и результаты. Вообще, во всех видах спорта есть прямая зависимость — чем больше тренировок, тем больше спортивных побед. Сборная СССР проводила много сборов, спортсмены налётывали за сезон по 500 — 600 часов. У меня такой возможности не было — от силы получалось потренироваться часов пять перед соревнованиями.
За свою спортивную карьеру мне повезло участвовать на первых всесоюзных соревнованиях. Так, в 1981 году я выступал на первом соревновании на Кубок СССР имени Ю. А. Гагарина. Среди участников там были абсолютные чемпионы республик и первая шестерка из высшей лиги. Помимо планерных турниров, выступал за сборную РСФСР на первом и единственном чемпионате СССР по аэронавигации в Литве. Спортсмены летали на самолетах «Вильга-35», среди участников были призеры чемпионатов мира из Польши.
Вообще, мне очень повезло в жизни — я летал на планере вместе с лучшими планеристами нашей страны: Леонидом Васьковым, Александром Сильвановичем, Анатолием Морозовым, Юрием Кузнецовым, Михаилом Герасимовым, Владимиром Панафутиным и другими.
Хотел бы вспомнить добрым словом и Александра Фафурина (начальник аэроклуба с 1972 по 1989 год), отметить его вклад в развитие планерного и парашютного спорта у нас в Пензе. Мастер спорта, призер чемпионата РСФСР по планерному спорту, он собрал коллектив единомышленников и отдавал все силы на развитие авиационных видов спорта. Наша команда планеристов была одной из лучших в РСФСР, а в 1979 году на Спартакиаде народов РСФСР стала первой. За эту победу клубу тогда презентовали новый планер — «Янтарь-стандарт». В этот период серебряными призерами РСФСР были В. Самушкин, В. Ланщаков, М. Мышляева, Н. Просвирнина.
Какое главное качество для планериста, спрашиваете вы? Знаете, на заре моей летной карьеры мы летали без аэронавигаторов, поэтому большое значение играло умение читать карты. Те, кто не умел, теряли ориентировку, тратили много времени на то, чтобы определить свое местоположение. Еще планеристу очень важно, как мне кажется, иметь абстрактное мышление, аналитические способности и развитую зрительную память. К примеру, после полета я мог запросто воссоздать его, как документальный фильм, по картинкам, которые остались в памяти. Мог увидеть свои ошибки, проанализировать полет. А когда не было возможности летать, садился на стул, закрывал глаза и просто представлял себе момент взлета, силу потоков, возможные перегрузки.
Уверен, что будущее у планерного спорта есть. Человек всегда мечтал летать, как птица, и эта мечта для человека стала осуществима благодаря самому совершенному летательному аппарату в мире — планеру.
Планеризм всегда держался на фанатах, какие бы времена в историческом плане ни наступали. Достаточно посмотреть на работу коллектива предприятия «Авиастроитель» в Пензе, единственного завода по изготовлению планеров у нас в России, во главе с Николаем Тугушевым, который выпускает планеры конструктора с мировым именем Владимира Федорова.
Но чтобы сделать этот спорт массовым, нужно привлекать молодежь. Мне кажется, можно проводить юношеские соревнования на симуляторе, а потом лучшим из лучших давать возможность обучаться в реальности, устраивать сборы, проводить соревнования. Это сильно снизит затраты на обучение и привлечет тех, кому этот спорт действительно интересен.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ