Авиапром России перестраивается
После начала на Украине специальной военной операции на Россию обрушились всевозможные санкции. Не обошли они и нашу гражданскую авиацию.
17 марта 2022 года РИА Новости сообщило, что генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов на фоне санкций сделал заявление: российские авиакомпании скоро начнут получать самолеты Ту-214 и Ил-96. Причем решать это необходимо в очень жесткие сроки.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров тоже оценил последствия антироссийских санкций Запада, введенных после 24 февраля 2022 года: «Самолет МС-21 остался без иностранных компонентов. Сейчас страна не получает компоненты для этого судна. Заранее предоплаченные заказы сегодня заморожены и не поставляются. Причем объяснений нет никаких». По словам Д. Мантурова, работа по серийному производству российского пассажирского самолета МС-21 начнется после завершения работ по импортозамещению. Любая компонента, которая меняется в самолете, требует проведения соответствующих процедур, испытаний для того, чтобы отвечать всем требованиям авиационной безопасности.
Коснулся Мантуров и самолета «Сухой Суперджет 100». Он сообщил: «На 19 бортов самолетов «Сухой Суперджет 100» полностью имеется зарубежная комплектация, и до конца года будут исполнены контракты в объеме 19 машин. Плюс часть бортов, которые у нас так называемые «белые хвосты». Это те машины, которые ранее не были реализованы заказчикам. Мы их сейчас доводим до летной годности, и они будут также поставлены нашим российским эксплуатантам».
Министр промышленности и торговли РФ высказался о возобновлении производства Ил-96 в Воронеже и о Ту-214, расширение производства которого начнется на Казанском авиационном заводе.
Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что Россия обсуждает возможность производства минимум десяти самолетов Ту-214 в год в столице Татарстана. Они будут использоваться российскими авиакомпаниями «Аэрофлот», Red Wings и другими. Темп производства Ту-214 в Казани с сегодняшних трех самолетов в год возрастет до десяти самолетов.
6 апреля 2022 года стало известно о запуске производства 20 самолетов Ту-214. Позднее было заявлено о производстве 70 авиалайнеров Ту-214 до 2030 года.
Итак, расширяется производство Ту-214 и возобновляется выпуск Ил-96. Что же это за самолеты?
Прямым предшественником Ту-214 был самолет Ту-204. Ту-204 — пассажирский самолет для линий протяженностью до 3500 км. Выполнен по схеме «моноплан с низкорасположенным крылом». Под крылом на пилонах установлены два турбовентиляторных двухконтурных двигателя ПС-90А. Топливо размещается в четырех крыльевых баках и одном килевом. Система расхода топлива работает в автоматическом режиме. Шасси выполнено по трехопорной схеме. Основные опоры — под крылом, убираются в нишу фюзеляжа. Передняя опора убирается вперед по полету. Стабилизатор установлен на фюзеляже. В конструкции Ту-204 широко использованы композиционные материалы, применены цифровые системы управления самолетом. Салон, рассчитанный на 214 пассажиров, имеет шаг установки кресел 810 мм. Предусмотрены варианты повышения комфорта (шаг установки кресел 960 мм) и первого класса (990 мм).
Ту-204 — один из немногих пассажирских самолетов, который на практике подтвердил возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолет Ту-204-100 № 64011 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Франкфурт-на-Майне — Новосибирск, в сложных метеоусловиях выработал все топливо за 17 км от аэропорта Омска и совершил успешную посадку с обоими неработающими двигателями. При посадке никто не пострадал, а самолет вскоре вернулся в эксплуатацию.
Система управления обеспечивает алгоритмическую защиту от касания хвостом полосы, а также в случае отказа двигателя автоматически отклоняет руль направления для парирования разворачивающего момента.
За 26 лет Ту-204 менялся, появилось около 20 модификаций этой машины. В результате сегодня мы имеем семейство Ту-204/214.
На самолетах семейства Ту-204/214 на концах крыла установлены вертикальные концевые крылышки — специально спрофилированные аэродинамические поверхности (винглеты) для снижения индуктивного сопротивления полету.
Авиалайнер Ту-214 был создан на основе Ту-204-100. От своего «родителя» эта машина отличается увеличенной взлетной массой и большей дальностью полета. Ту-214 (первоначальное обозначение — Ту-204-200) является модификацией с увеличенной до 110,75 тонны максимальной взлетной массой (103 тонны у Ту-204-100) и увеличенной до 25,2 тонны максимальной коммерческой нагрузкой (21 тонна у Ту-204). Первый полет осуществлен 21 марта 1996 года.
Осенью 1997 года два самолета под обозначением Ту-204-200 начали собирать на «Авиастаре» в Ульяновске. Затем серийное производство этого самолета под обозначением Ту-214 стало осуществляться Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова. С апреля 2010 года производится в спецкомплектациях: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (самолет-ретранслятор), Ту-214СУС (самолет — узел связи) — самолеты для Администрации Президента РФ, оборудованные специальными средствами связи, самолет-разведчик Ту-214Р, а также Ту-214ОН («Открытое небо») — самолет с цифровым аэрофотокомплексом, радиолокатором бокового обзора, инфракрасной и телевизионной аппаратурой предназначен для выполнения наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу. Благодаря своей надежности самолеты используются специальным летным отрядом «Россия», а также в качестве специальных бортов.
Вместе с тем Ту-214 — это современный эффективный магистральный узкофюзеляжный самолет с высокой топливной экономичностью и уровнем комфорта. Пассажирские самолеты Ту-214, а также двигатели ПС-90А сертифицированы Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК — негосударственная структура, образованная в 1991 году после распада СССР и его Министерства гражданской авиации). Они полностью отвечают международным требованиям по шуму на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу.
Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний большой протяженности, спроектированный в конструкторском бюро С. В. Ильюшина (1894 — 1977) в конце 1980-х годов, оборудован четырьмя двигателями ПС-90А. Совершил первый полет в 1988 году. Рассчитан на 300 — 435 пассажиров и дальность полета 9000 км. При создании самолета исключительно большое значение придавалось достижению высокой топливной эффективности. С этой целью реализовано множество нововведений. В результате расход топлива уменьшен почти в два раза по сравнению с самолетом того же класса дальности Ил-62.
Внешняя компоновка самолета традиционная: двигатели — в гондолах на пилонах под низкорасположенным крылом; горизонтальное оперение палубной схемы; шасси — с носовой опорой, главные опоры выполнены по трехопорной схеме, на каждой тележке установлены по четыре колеса. Крыло большого удлинения имеет вертикальные парусные законцовки (винглеты). Диаметр фюзеляжа — 6,08 м. Предусмотрена как одно-, так и трехклассная компоновка пассажирских салонов, отличающихся различным уровнем комфорта, креслами и шагом их размещения (полностью туристский класс или смешанный, при котором часть кресел заменяется креслами первого класса, часть — креслами бизнес-класса). Расположенные на нижней палубе два больших грузовых помещения снабжены оборудованием, необходимым для быстрой загрузки и выгрузки багажа и грузов, транспортируемых в 16 стандартных контейнерах или на поддонах. Топливо размещается в герметизированном кессоне консолей и центропланной части крыла.
Таким образом, Ту-214 и Ил-96 — российские пассажирские авиалайнеры, отличающиеся повышенной надежностью. В самолетах используются российские двигатели и только отечественные комплектующие.
Из сказанного следует, что у нас есть самолеты, которыми мы легко можем заменить импортные машины. Их производство расширяется. Санкции только помогают нам перейти на отечественные машины.
Сергей Елисеев.
Фото Объединенной
авиастроительной корпорации.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ