Директор авиационного департамента ДОСААФ России — о текущем состоянии парка воздушных судов оборонного общества
Директор авиационного департамента ДОСААФ России, кандидат технических наук Андрей Викторович Шумский, принял участие в круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, на тему «Производство легких воздушных судов в условиях ограничения доступа к иностранным комплектующим».
Андрей Викторович рассказал о текущем состоянии парка воздушных судов ДОСААФ России, основных проблемах и внес предложения по некоторым мерам, обеспечивающим эффективное поддержание их лётной годности.На сегодня парк воздушной техники легкого и сверхлегкого класса в ДОСААФ один из самых крупных, даже в сравнении с большими авиакомпаниями. Это 1270 самолетов и вертолетов 33-х типов. Авиационные организации располагаются на 89 аэродромах ДОСААФ и на 8 посадочных площадках практически по всем регионам страны. Абсолютный показатель исправности составляет 190 единиц авиационной техники. Основная причина такой исправности заключается в невостребованности услуг, отсутствии четкого государственного заказа, попросту для такого парка техники сейчас нет работы в аэроклубах.
Еще одна из проблем, которую озвучил Андрей Викторович — отсутсвие назначенных отечественных разработчиков типов авиационной техники по многим типам воздушных судов и авиационных двигателей. Почти 90% парка ДОСААФ России зарубежного производства. К примеру самолеты Ан-2, Вильга В-35, планеры Янтарь, вертолеты Ми-2 производились в Польше, Як-52 в Румынии, остальные типы планеров в Чехии. ДОСААФ России давно столкнулся с этой проблемой. Пришлось на своих заводах МАРЗ и ШАРЗ освоить практически полный цикл поддержания летной годности этих типов воздушных судов. Однако, многие вопросы требуют техническое сопровождение разработчика. К примеру в связи с введёнными санкциями в отношении нашей страны многие логистические связи поставок запасных частей разорваны. Для реализации программы импортозамещения на отечественных предприятиях требуется разрешение разработчика типа авиационной техники.
Отдельно Андрей Викторович обратил внимание на поддержание жизненного цикла самолета Ан-2, основного самолета, который эксплуатируется в аэроклубах и в интересах Министерства обороны. Самолет Ан-2 незаслуженно исключен из перспективных планов развития отечественной авиации. Объемы его применения до недавних пор снижались. Одной из причин этого отмечается морально устаревший двигатель и авионика. Все эти проблемы обсуждались в апреле на совещании с Министерством обороны и Минпромторгом России, а также проходившей в марте на базе Московского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ ежегодной конференции эксплуатантов самолета Ан-2. Участники указанных собраний согласились, что замены Ан-2 в ближайшие годы не будет. Потенциал этого самолёта способен обеспечить решение государственных задач, рассчитанных на данный класс воздушных судов. С учетом внешнеполитической и текущей экономической ситуации — применение Ан-2 наверняка возрастёт. Альтернативы ему нет. Для информации: остаток ресурса парка Ан-2 в ДОСААФ России достаточный — более 75% от общего назначенного. В этой связи перспективным является и развитие направления по модернизации самолета Ан-2. Имеются примеры удачного опыта такой работы, к примеру ТВС-2МС и Ан-2-100.
Андрей Шумский затронул важную тему первоначальной летной подготовки и начальной парашютной подготовки. В стране много школ, кадетских корпусов и училищ c авиационной направленностью, но практически все они без реальной летной подготовки, а это будущие кадровые резервы для военной и гражданской авиации. Ситуация при которой курсантов лишили летной и парашютной подготовки — большое упущение в организации работы профильных учебных учреждений. В этой связи ДОСААФ России старается возродить ранее существовавшую систему профориентации молодежи в авиации. Уже имеются достойные примеры данной работы.
В завершении своего выступления директор Департамента авиации ДОСААФ России пригласил всех присутствующих 28 — 29 мая на авиационный фестиваль «Небо: Теория и Практика», который ежегодно в мае проводится на аэродроме Московского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ, отметив что данное мероприятие не только семейный авиационный праздник, но и уникальная площадка для обсуждения важных отраслевых вопросов малой авиации.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ