Как строился лучший в мире истребитель И-16
Авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов (1892 — 1944) после разработки истребителя-биплана И-5 вновь вернулся к схеме истребителя-моноплана. Первая машина — моноплан И-1 (1923 год) — у него была неудачной. И все-таки моноплан имеет меньшее лобовое сопротивление, а это должно дать большую скорость. С другой стороны, в начале 1930-х годов начали появляться мощные авиационные двигатели. На них тоже рассчитывал конструктор.
И-16 создавался как скоростной истребитель, но одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности. Для этого центр тяжести самолета отстоял от центра приложения подъемной силы на 31 % средней аэродинамической хорды крыла. Однако испытательные полеты показали, что И-16 стал не только маневренным, но и недостаточно устойчивым.
Но останавливало ли это советских летчиков? На этот вопрос красноречиво отвечает дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев, сбивший 55 вражеских самолетов. Он пишет: «Началось освоение И-16 — лучшего истребителя наших Военно-воздушных сил того времени. Прекрасный, памятный самолет… Маневренный и юркий — на нем любую пилотажную фигуру выполнишь в несколько секунд, — четко и быстро переходил из одной фигуры в другую. На такой машине можно, как говорится, отвести душу. А полет в зону для меня был всегда радостью, огромным удовольствием. Правда, выдерживать направление на разбеге для взлета и при пробеге после посадки было все-таки трудно. Незначительная невнимательность или небрежность могла обернуться неприятностью — поломкой. При ошибке на пилотаже в зоне самолет легко срывался в перевернутый штопор. И наконец, с лыжами вместо колес мог переходить в отрицательное пикирование, из которого выводить машину было очень трудно. Все эти капризы не пугали нас, а приучали к собранности, вниманию, что очень скоро пригодилось в воздушных схватках с врагом».
Практически каждая историческая эпоха отмечена незабываемыми символами, достижениями, появлением чего-то нового. В 1930-е годы таким символом у нас в стране стал самолет И-16 — маленький скоростной истребитель с мощным двигателем.
Маленький, «как мушка», И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и тем выгодно отличался от любых бипланов. По тому времени — декабрь 1933 года — это был действительно выдающийся самолет, первый в мире серийный и массовый истребитель-моноплан, положивший начало распространению такой схемы.
Первые типы И-16 имели двигатели М-22 мощностью 435 л. с. Летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов (1904 — 1938) 30 декабря 1933 года впервые поднял в воздух И-16. Первый вариант этого самолета за 1934 — 1936 годы был выпущен в нескольких сотнях экземпляров. Его внешнее отличие — очень большой диаметр капота. Вооружение — два пулемета ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный). Выстрелы происходили вне диска винта. Масса серийных самолетов — 1345 кг. В начале 1934 года И-16 был самым легким истребителем в мире.
Но появилось сомнение в благополучном выходе его из штопора. В течение двух дней — 1 и 2 марта 1934 года Чкалов произвел 75 срывов в штопор, которые показали, что при потере скорости и нейтральном управлении И-16 в штопор не входил: свалившись на крыло и сделав полвитка, самолет снова переходил в прямолинейный полет. В случае принудительного ввода И-16 входил в штопор с устойчивым характером вращения. Вывод из вращения без проблем осуществлялся при нейтральной установке рулей. Правда, самолеты имели множество недостатков. В основном это были недостатки, связанные с шасси и вооружением. Не без труда устранили неполадки шасси. А недостатки с вооружением были обусловлены тем, что ШКАС смонтировали в перевернутом виде. Когда же пулемет поставили правильно, отказы прекратились. При взлетном весе 1333 кг (вес пустого — 961 кг) нагрузка на крыло составляла всего 91 кг/м2 — хороший вариант маневренной машины.
18 февраля 1934 года В. П. Чкалов впервые поднял И-16 с двигателем М-25 мощностью 700 л. с. На этот самолет впервые была поставлена 8-мм бронеспинка сиденья летчика. Скорость истребителя достигала 455 км/ч на высоте 4000 метров.
Однако самолет не встретил дружной поддержки со стороны некоторых летчиков-испытателей и части военных летчиков. Вот, например, мнение летчика-испытателя М. М. Громова, который даже не летал на И-16: «Вплоть до появления реактивных самолетов я летал, за малым исключением, почти на всех типах самолетов. Не летал, хорошо помню, только на И-16 конструкции Н. Н. Поликарпова, потому что он был неустойчив и с плохим обзором».
Были возражения против фонаря. Летчикам казалось, что это стесняет обзор. Не верилось, что фонарь откроется при необходимости покинуть самолет. Не нравилась большая скорость И-16. Чувствовался осторожный подход к новой технике, что особенно сказывалось в строгом пилотировании И-16 с двигателем М-25, по сравнению с которым даже И-16 с М-22 представлялся более простым. Поликарпов пошел навстречу: убрал фонарь, и кабина стала открытой.
Применялся в Испании, где все еще превосходил по скорости лучшие истребители мира, однако практика боев в Испании показала, что время выполнения виража — 15 с. — у него несколько велико и И-16 не могли поражать в бою на горизонталях менее скоростные самолеты.
В ноябре 1934 года на Центральном аэродроме И-16 был показан И. В. Сталину и другим партийным руководителям. В. П. Чкалов выполнил показательный пилотаж. Но капризное шасси застряло на выходе. Чкалов дожал шасси на выпуск перегрузкой, выполнив несколько «мертвых петель», что, кстати, ему приходилось делать уже не раз. Это понравилось Сталину, и он познакомился с Чкаловым. Высказали предложение построить пять облегченных И-16 для выполнения групповых показательных полетов в 1935 году. Ведущим «пятерки» стал В. К. Коккинаки. Было решено влететь на Красную площадь в проезд между ГУМом и Историческим музеем ниже высоты зданий, то есть появиться там, откуда выезжали танки. 1 мая пятерка ярко-красных И-16, снизившись ниже крыш зданий, ворвалась на Красную площадь и с оглушительным ревом ввинтилась в небо.
Вечером участники пилотажной группы, в том числе и Чкалов, были приглашены на торжественный обед в Кремль. Там Сталин произнес свою известную фразу о том, что жизнь советского летчика дороже любой машины.
Но вернемся к работе конструкторов. На И-16 устанавливались пушки. Он так и был назван — И-16П (пушечный). Это был серийный самолет с усиленным вооружением — два ШКАС над двигателем и две пушки ШВАК (Шпитального — Владимирова авиационная крупнокалиберная) калибра 20 мм. Но прошло еще два года до окончательной установки ШВАК на серийных И-16.
В серии освоили модификацию И-16 с двигателем М-25А с увеличенной взлетной мощностью и И-16 с М-25В мощностью 775 л. с. События в Испании привели к многочисленным пожеланиям улучшения И-16, повышения его технических характеристик и боевых возможностей.
Не будем вдаваться в подробности изменений конструкции И-16 с М-25В. Вооружение было усилено, добавлен синхронный пулемет Березина БС калибром 12,7 мм разработки 1938 года. Костыль был, наконец, заменен хвостовым колесом.
Был еще И-16 с М-25В и турбокомпрессором (ТК). И-16 с ТК на высоте 8600 метров имел скорость 494 км/ч. Потолок — 11 000 метров. Было решено добиться большего — построить И-16 с двигателями М-62 (1000 л. с.) и М-63 (1100 л. с.). Но эти двигатели оказались ненадежными. Частые отказы имели место во время Советско-финляндской войны. В результате постановлением Комитета обороны от 11 октября 1940 года все работы по переоборудованию И-16 с двигателями М-25А и М-25В на М-62 и М-63 были прекращены.
С самолетом И-16 связаны многие события в истории советской авиации. В августе 1939 года в воздушных боях на Халхин-Голе впервые в истории авиации на самолете И-16 были применены реактивные снаряды. На самолетах И-16 участвовали в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками летчики дважды Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, А. В. Ворожейкин, Б. Ф. Сафонов. В июле 1941 года первыми в Великой Отечественной войне получили звание Героя Советского Союза летчики П. Т. Харитонов, М. П. Жуков и С. И. Здоровцев.
Это был первый в мире истребитель, изготовляемый в массовых масштабах. Вместе со спарками общее количество построенных И-16 в период с 1934 по 1942 год составило 10 292 экземпляра.
Сергей Елисеев.
Фото авиару.рф
ЛЮДИ ГОВОРЯТ