От Белого моря до Чёрного
Знаменитый российский путешественник Фёдор Конюхов вместе с парапланеристом Игорем Потапкиным решили пересечь страну с севера на юг. С 5 по 22 июня состоялся их рекордный трансконтинентальный перелет протяженностью около трех тысяч километров на двухместном мотопараплане в поддержку федерального проекта «Чистая Арктика».
Уникальный проект «Перелет-2022» поддержали Русское географическое общество и Объединенная федерация спорта сверхлегкой авиации России. А его участниками стали легендарный путешественник, обладатель мировых рекордов Гиннесса, писатель и художник Фёдор Конюхов и мастер спорта международного класса Игорь Потапкин.
Экспедиция стартовала в Архангельске во Всемирный день защиты окружающей среды. Маршрут многоэтапного перелета изначально был проложен через Архангельск, Плесецк, Вологду, Ярославль, Москву, Тулу, Ефремов, Усмань, Ростов-на-Дону, Краснодар и Новороссийск. Однако в процессе некоторые точки изменились — так на карте маршрута появился Грозный.
Идея перелететь страну с севера на юг родилась после того, как вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России, двукратный чемпион мира Игорь Потапкин в 2020 году пересек нашу страну на параплане с запада на восток, пролетев от Санкт-Петербурга до Владивостока маршрут протяженностью 9700 км.Для реализации новой идеи парапланерист пригласил Фёдора Конюхова. Всемирно известный путешественник согласился, однако лететь просто так ему было неинтересно, и именно поэтому «Перелет-2022» в процессе проработки оброс дополнительными задачами и подзадачами разной степени амбициозности.
«Почему бы не побить мировой рекорд по дальности беспосадочного полета на мотопараплане?» — подумали пилоты, и 8 июня на маршруте Вологда — Рязань Потапкин и Конюхов пролетели 631 километр по прямой без посадки и без дозаправки (напомним, действующий рекорд принадлежит польским пилотам — 427 км). А через несколько дней пилоты смогли улучшить свой результат, преодолев дистанцию в 1039,7 км за 13 часов 17 минут по маршруту Усмань (Шаршки) Липецкой области — село Баклазан, Шелковской район Чеченской Республики.
Надо сказать, что проект «от Белого моря к Чёрному» является этапом подготовки Фёдора Конюхова и Игоря Потапкина к организации другого уникального проекта — первого в истории достижения Северного полюса на мотопараплане. Напомним, Фёдор Конюхов является амбассадором проекта «Чистая Арктика», и в прошлом году он провел в белом безмолвии 249 часов 25 минут — в одиночку на дрейфующей льдине. Доставку команды к месту старта (остров Рудольфа, Земля Франца-Иосифа) и подбор в районе Северного полюса осуществит ледокол «50 лет Победы». Даты уникальной экспедиции по покорению ледяного материка – 1 — 13 августа 2022 г.— Приятно видеть, как проект «Чистая Арктика» развивается, объединяя людей со всех уголков нашей страны. Фокус внимания миллионов людей сосредоточился на уникальной территории, которая нуждается в защите и особом, бережном отношении, ведь за чистой Арктикой будущее. Первое, что нужно сделать для развития региона, — избавиться от накопленных со времен активного освоения Арктики отходов. На мой взгляд, именно с этого отношения человека и природы начнут меняться, уровень экологической культуры повысится, а ответственное поведение станет нормой. Это отразится на уровне и качестве жизни самих жителей арктических регионов, — уверен Фёдор Конюхов.
Что осталось за кадром
Надо сказать, что полет трех паралётов (а именно столько воздушных судов было задействовано в проекте) — это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Организаторы проделали колоссальную работу по обеспечению самой возможности полета в условиях «закрытого неба» в средней полосе России, согласовав свои действия с различными ведомствами, обеспечив технической поддержкой и обычными бытовыми условиями. Поэтому за пилотами, летящими в небе, всегда следовала группа сопровождения на земле.— В некоторых местах, как, например, на аэродроме в Усмани, созданы прекрасные условия — есть коттеджи, душевые и прочие удобства. Но бывает так, что мы по различным причинам можем приземлиться прямо в поле, на неприспособленные площадки или дороги, и тогда помощь организаторов, наших друзей и жен просто незаменима, — признаётся Игорь Потапкин.
Одна из целей проекта «Перелет-2022» — привлечь внимание властей к аэродромам АОН и ДОСААФ России, инфраструктуру которых надо восстанавливать.
— Когда мы встречаем на пути аэродромы ДОСААФ, то понимаем, что многие из них, конечно, подзаброшены, но и сегодня они сохранили большой ресурс, — говорит один из организаторов проекта Оскар Конюхов. — Первый рекорд, который выполнили пилоты, стартовал как раз с такого аэродрома — Вологодского РАУСЦ ДОСААФ России.
Рекорды в условиях импортозамещения
Проект «Перелет-2022» оказался достаточно бюджетным по сравнению с другими рекордными экспедициями Фёдора Конюхова — около 2 млн рублей. И практически полностью российским — многие зарубежные партнеры взяли паузу в активном взаимодействии, и в нынешнем проекте доля международного участия оказалась минимальной. Параплан сделан в России, крыло пошито в России, машины сопровождения — отечественные, маршрут — по России. Единственная международная составляющая — организация содействия авиации и космонавтике FAI, которая будет фиксировать рекорды.— Признать новые мировые рекорды в нынешних политических условиях будет непросто, ведь FAI временно приостановила действие лицензий всех российских спортсменов. Будет ли это правило распространяться на Фёдора Конюхова — обладателя золотой медали, звания «Пилот года — 2016», диплома Монгольфьера и пр. – посмотрим. В любом случае мы готовимся к долгому процессу, — говорит Оскар Конюхов.
«Мы должны воспитывать в детях романтиков»
За плечами путешественника Фёдора Конюхова полсотни экспедиций, 5 кругосветок, в том числе одна на воздушном шаре, восхождение на 7 вершин, в том числе на Эверест, 160 дней в одиночку в Тихом океане, в общем и целом — 25 мировых рекордов!
Увидев своими глазами самые отдаленные уголки земли и познакомившись с тысячами людей из разных стран, Фёдор Филиппович сохранил редкую способность, присущую детям, — восторженный взгляд на мир и его обитателей.— Я бы хотел, чтобы наши дети росли романтиками, любили нашу страну и всю планету, созданную Господом Богом. Она настолько красивая, величественная и масштабная, что ни одному человеку невозможно ее увидеть целиком и познать. Бог создал мир необычайно красивым — джунгли, степи, пустыни, тундра, тайга… На земном шаре нет некрасивых мест, как нет некрасивых людей, и в основе вероисповедания людей всего мира лежат добро и любовь. Я очень люблю нашу планету, люблю людей, живущих на ней. Иногда сам себя спрашиваю: «Разве можно уйти из жизни и не увидеть, как прекрасна наша земля?» — говорит Фёдор Конюхов.
Знаменитый путешественник признаётся, что учится всю жизнь: 4 года в мореходке на штурмана, 4 года — на полярного механика, 3 года служил на Балтийском флоте, учился на юриста, в Академии изящных искусств в Париже, в духовной семинарии.
— Я учился не для того, чтобы получить диплом и зарабатывать много денег, — я шел за своей мечтой, — уточняет легендарный путешественник. И добавляет: — Когда я лечу и смотрю на мир вокруг, то испытываю настоящее счастье от того, что родился в России. Когда мы вылетели из Архангельска, то увидели до самого горизонта лесные дали… Вологодская, Ярославская, Московская области — все покрыто лесами, реками… А я лечу и любуюсь. Ради этого живу и путешествую, — говорит Фёдор Конюхов.
Марина Калинина.
Фото Евгения Сафронова.P. S. К сожалению, Фёдор Конюхов не смог продолжить экспедицию к Чёрному морю и в воскресенье, 19 июня, вынужденно уехал в Москву по личным обстоятельствам. Но команда клуба СЛА «Игра гравитации» продолжила запланированный маршрут и завершила начатое.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ