Конструктор крупнокалиберных авиационных пушек
К 110-летию со дня рождения А. Э. Нудельмана
На рубеже 1930 — 1940-х годов самолеты стали бронированными, их топливные баки — протектированными и с инертным газом, и потому пулеметное вооружение стало неэффективным при борьбе с самолетами противника. Израсходовав весь пулеметный боезапас и не добившись уничтожения врага, советские истребители шли на таран.
Данное обстоятельство требовало заменить, где только возможно, пулеметное вооружение на артиллерийское (пушечное), чтобы гарантированно сбивать самолеты противника, и желательно с первой атаки.
Поэтому начавшаяся война с фашистами заставила устанавливать на самолеты известную советскую авиационную пушку ШВАК (Шпитального — Владимирова авиационная крупнокалиберная). Но она, разработанная в 1936 году, не всегда удовлетворяла летчиков. Ее использовали главным образом в ближнем воздушном бою. Также и для поражения многих наземных целей противника ШВАК оказалась недостаточно эффективной, хотя за годы войны ее выпустили в количестве 100 тысяч штук.
Для повышения эффективности поражения воздушных и наземных целей, особенно танков, жизнь требовала увеличить калибр вооружения. Так, в атмосфере соревнования в грозном 1941 году была сконструирована 37-мм пушка НС-37. Ее разработали Александр Эммануилович Нудельман (1912 — 1996), Александр Степанович Суранов (1913 — 2009), а также Г. А. Жирных, В. Я. Неменов, С. Г. Лунин, М. П. Бундин.
У пушки НС-37 был короткий ход ствола, пружинный гидравлический накатник, ленточное питание патронами. Механизм подачи боеприпасов работал от специальной пружины, взводившейся при откате ствола. Государственные летные испытания НС-37 закончились в марте 1942 года. Автоматика пушки НС-37 и на самолете действовала надежно. Живучесть изделия была высокой.
Однако Б. Г. Шпитальный опередил А. Э. Нудельмана: его пушка Ш-37 уже пошла в серийное производство. Для нее предназначался снаряд, отличавшийся от снаряда пушки НС-37 отсутствием бурта на гильзе. Тогда была поставлена сложная задача: переделать пушку НС-37 под снаряд с гильзой без бурта. В течение трех месяцев коллектив Нудельмана переработал конструкцию и изготовил новый образец пушки НС-37 под такой боеприпас. В заводских условиях казалось, что НС-37 более перспективна по сравнению с Ш-37, однако надо было испытать оружие в бою. Для этого решено было выпустить 40 пушек для самолетов-истребителей. Это потребовало мобилизации всех сил конструкторов и механиков.
Кто-то из коллег Нудельмана вспоминал: «Особенно напряженным был заключительный этап работы — сдаточный отстрел пушек в тире. Мы (Г. А. Жирных, А. Э. Нудельман, А. С. Суранов, наши механики) прожили две недели в тире. Гильзы, вылетавшие из пушек при автоматической стрельбе, ударялись об кровати. Однако, несмотря на стрельбу, на удары гильз, мы после 20-часового рабочего дня спали, и стрельба этому не мешала. Работа в тире ладилась, пушки уходили из тира одна за другой». 18 октября вышла первая пушка, а к 7 ноября 1942 года были готовы все 40 пушек. Их сразу отправили на Северо-Западный фронт.
В книге Героя Советского Союза Ф. И. Шинкаренко, в то время командира 42-го истребительного авиационного полка, вооруженного истребителями Як-7Б, говорится: «По замыслу конструкторов 37-мм пушка предназначалась для борьбы с бомбардировщиками противника, вести из нее огонь по истребителям было труднее: цель меньше и увертливее. Но на Северо-Западном фронте мы редко встречали бомбардировщики». Однако после полета летчики доложили: «Огнем из пушки сбито четыре Ме-109. У нас потерь нет». Командир полка Шинкаренко делает вывод: «Теперь появилась возможность уверенно поражать вражеские самолеты с расстояния в несколько сот метров. Одного-двух снарядов было достаточно, чтобы фашистский истребитель загорался или буквально разваливался на части».
В течение трех месяцев наладили серийное производство НС-37. Боекомплект пушки НС-37 состоял из бронебойно-зажигательно-трассирующих и осколочных снарядов. Бронебойные снаряды на дальности 200 метров пробивали 50-мм броню. Был разработан подкалиберный снаряд, повысивший бронепробиваемость до 110 мм.
По наземным целям действуют прежде всего штурмовики. Поэтому в марте-апреле 1943 года на штурмовиках Ил-2 были установлены по две пушки НС-37 в крыльевом варианте с боекомплектом по 50 снарядов на ствол. Начались испытания на фронте. Обратную связь дали пленные фашисты. Они показывали, что войска несут большие потери в живой силе и технике от самолетов с «большой пушкой». Отмечалось, что пушки НС-37 самолетов Ил-2 поражают даже танки «Тигр».
После появления на фронте истребителей с НС-37 фашистские летчики, увидев самолеты с выступающим из втулки винта стволом, старались не вступать с ними в бой. Пушки наводили страх на немецкие бомбардировщики. Достаточно было попадания снаряда пушки, стрелявшей с дальней дистанции, чтобы уничтожить фашистский бомбардировщик. Началась охота за НС-37. Лучшим немецким асам поручили добыть истребитель с этой пушкой, прозванной «летающим фердинандом». Наконец им удалось подбить один истребитель с НС-37. Тут же из Германии с завода «Фокке-Вульф» прибыла комиссия для изучения «летающего фердинанда». Однако сделать у себя в Германии что-либо подобное немцы не смогли. Самый большой калибр у них не превышал 30 мм.
С фронта приходили новые сообщения об эффективности НС-37. Только за четыре дня боевой работы летчики 133-го истребительного авиационного полка сбили 49 самолетов противника с помощью НС-37, потеряв при этом только четыре своих самолета. С 25 августа по 13 октября 1943 года летчики этого полка уничтожили 70 самолетов противника.
В эксплуатации пушка НС-37 была очень проста, мало загрязнялась и не имела задержки по вине автоматики, за исключением единичных случаев поломки звена ленты и выпадения патрона из звена. Эти недостатки были быстро устранены. В 1943 году Ижевский завод изготовил 4730 штук НС-37. Всего же за годы войны было выпущено около 8000 этих пушек.
В результате изучения опыта боевого применения на фронтах НС-37, а также американских 37-мм пушек М-4 в мае 1943 года была поставлена задача разработать еще более мощную пушку — калибром 45 мм. Такого изделия еще никто не конструировал. Специалисты говорили, что выстрелы из 45-мм пушки будут уменьшать скорость самолета, а это нежелательно в воздушном бою. Однако через год по результатам испытаний на вооружение была все-таки принята пушка НС-45. Особенно сложным было создание ее ствола, который должен был помещаться в стандартную втулку самолетных двигателей ВК-105, ВК-107 (самолет Як-9). Тонкостенный ствол удалось сделать. Толщина дульной стенки составляла всего 4 мм. Применение штатного снаряда массой 1065 г обеспечило его начальную скорость 820 м/с, что значительно увеличивало дальность стрельбы. К этому необходимо добавить, что разрушающее действие 45-мм снаряда было вдвое (!) больше, чем у снаряда калибра 37 мм. В отчете по войсковым испытаниям на боевое применение самолетов Як-9К (крупнокалиберный) было отмечено, что на первом этапе с 13 августа по 15 сентября 1944 года и на втором этапе с 15 января по 15 февраля 1945 года проведено 75 воздушных боев 51 самолета Як-9К против 321 самолета противника. За это время из пушек НС-45 произведено 2617 выстрелов и уничтожено: самолетов противника — 18, автомашин — 129, паровозов — 1, вагонов — 7. Свои потери — 4 самолета Як-9К, в том числе 3 — небоевые потери.
Немного из биографии дважды Героя Социалистического Труда Александра Эммануиловича Нудельмана. В 1935 году он окончил Одесский политехнический институт. Работал в Опытном конструкторском бюро ОКБ-16 в Москве. В мае 1941 года стал главным конструктором ОКБ-16 (сейчас это АО «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А. Э. Нудельмана»). В 1942 — 1986 годах — начальник — главный конструктор. После выхода на пенсию в 1987 году продолжал работать консультантом в родном КБ. В 1987 — 1991 годах — консультант в Министерстве оборонной промышленности. С 1991 года — научный консультант в КБ «Точмаш».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ