Россия — родина ракетоносной авиации
На Украине проходит специальная военная операция. В хронике боевых действий транслируются видеоролики о применении с вертолетов и самолетов неуправляемых авиационных ракет. Ракетные системы залпового огня (РСЗО) тоже в центре внимания: на переднем плане видим мощные боевые заряды. Они уходят в небо одиночными и залповыми выстрелами. Ясно, что эта техника — наследница легендарных «катюш». Однако, наверное, не все знают, что ракетное оружие впервые в мире появилось в 1930-х годах в нашей стране и было принято на вооружение в первую очередь в Военно-воздушных силах.
Зачинателем авиационного ракетного оружия является Николай Иванович Тихомиров (1859 — 1930). После Октябрьской революции Тихомиров остался в России. В мае 1919 года он обратился в Совет народных комиссаров с сообщением об изобретении им «особого типа воздушных и водяных самодвижущих мин».
Весной 1920 года Н. И. Тихомиров и его ближайший помощник Владимир Андреевич Артемьев оборудовали на свои средства на Тихвинской улице в Москве мастерскую, где стали проводить эксперименты с дымным порохом. В 1921 году изобретатели приступили к разработке реактивных снарядов для самолетов. Главком Вооруженными силами С. С. Каменев поручил выделить им финансирование. Так, с 1 марта 1921 года при военном ведомстве начала свою работу первая в стране опытно-конструкторская организация «Лаборатория по разработке изобретений Н. И. Тихомирова». В 1924 году под его руководством была создана рецептура особого бездымного пороха. Он отличался от дымного пороха мощным и стабильным горением. В 1925 году лаборатория Тихомирова переехала в Ленинград.
3 марта 1928 года на Ленинградском научно-испытательном артиллерийском полигоне с простейшей пусковой установки был произведен пуск первой в мире ракеты на бездымном порохе — 82-мм реактивного снаряда, разработанного Н. И. Тихомировым и В. А. Артемьевым. Калибр 82 мм был обусловлен размерами выпускавшихся пороховых шашек. По тем же соображениям позднее был выбран увеличенный калибр 132 мм.
В июне 1928 года на базе лаборатории Н. И. Тихомирова образовалась газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Лаборатория начала активно работать, и к 1932 году под руководством Г. Э. Лангемака (он ввел в русский язык термин «космонавтика») и Б. С. Петропавловского (инженер-артиллерист, возглавил ГДЛ после кончины Тихомирова) в ней были сконструированы первые неуправляемые авиационные реактивные снаряды.
Для повышения устойчивости ракеты в полете летчик-испытатель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Н. П. Благин (погиб в 1935 году в катастрофе, врезавшись в самолет «Максим Горький») предложил раскручивать снаряд перед выстрелом встречным потоком воздуха. Это помогло сделать ракетное оружие более прицельным.
Осенью 1933 года Ленинградскую ГДЛ объединили с Московской группой изучения реактивного движения при Центральном совете Осоавиахима. Организация получила название «Реактивный НИИ» (РНИИ). Этот институт широко использовал труды выдающегося ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского. Его формула, определяющая скорость ракеты, известна сегодня всем ракетчикам:
где u — скорость истечения газов; m0 — начальная масса ракеты; m — конечная масса ракеты; ln — натуральный логарифм.
Константин Эдуардович присылал свои труды в РНИИ и являлся почетным членом его Технического совета. По формуле Циолковского ведутся все основные расчеты по выбору оптимальной массы топлива и ракет.
В РНИИ продолжались поиски новой рецептуры нитроглицеринового пороха. В 1936 — 1937 годах под руководством В. А. Артемьева, Л. Е. Шварца, Е. С. Петрова был освоен выпуск осколочных авиационных снарядов. Их доводкой занимались Ю. А. Победоносцев, М. К. Тихонравов, В. Т. Войнев, М. С. Кисенко и др. В ЦАГИ, где имелись условия для продувки изделий в аэродинамической трубе, проверялась устойчивость снаряда в полете при различных формах корпуса и оперения.
Наконец в 1935 году на подмосковном полигоне были проведены стрельбы реактивными снарядами с истребителей И-15, И-16 и бомбардировщика СБ. Они показали, что кучность результатов приближается к кучности артиллерийской стрельбы. Было замечено, что летящий самолет за счет своей скорости делает стрельбу более прицельной.
Начались войсковые испытания. Их проводили летчики-испытатели Н. И. Звонарев и А. И. Попович. Однако не все шло гладко. В марте 1936 года в связи со срывом сроков хода испытаний капитаны Звонарев и Попович были вызваны к начальнику ВВС РККА Я. И. Алкснису. Они объяснили, что причина приостановки испытаний — отсутствие нужного пороха. Подключилось высокое начальство, и порох был найден. Из-за проблем с поставкой пороха проведение войсковых испытаний РС-82 и принятие их на вооружение задержалось до конца 1937 года, а РС-132 — до середины 1938 года.
Однако основной критерий любого оружия — применение в боевой обстановке. Для этого в августе 1939 года в район конфликта с японцами у р. Халхин-Гол (Монголия) были отправлены пять истребителей И-16 с ракетным оружием.
22-й истребительный авиаполк, куда прибыли эти самолеты, базировался в 35 километрах от переднего края, проходившего вдоль реки Халхин-Гол. В испытаниях ракетного оружия приняли участие три летчика этого полка: Г. П. Кравченко, А. С. Николаев и В. Г. Рахов.
Было проведено групповое применение ракет РС-82. Группой из пяти истребителей И-16, по шесть РС-82 на каждом, командовал Н. И. Звонарев. В воздушном бою 19 августа его группой впервые в мире были применены реактивные снаряды РС-82. Стрельба велась залпами. Было сбито три японских самолета И-97. 23 августа В. Г. Рахов снарядами РС-82, выпущенными с И-16, уничтожил японский бомбардировщик.
По результатам применения РС-82 был составлен отчет. В нем говорилось: «В момент прибытия группы к линии фронта в бой ввязалась наша истребительная авиация, поднятая с других аэродромов, и возможность ведения стрельбы по группам противника была исключена. Участие в бою больше ста самолетов и большая динамичность боя привели к тому, что группа не смогла сохранить свой строй и «вползла» в бой двумя подгруппами. Группа из трех самолетов, не находя применения для РС, с самолетами других подразделений истребительной авиации вышла из боя. <…> Подгруппа из двух самолетов (Звонарев и Федосов) в общей «свалке» обнаружила звено И-97, по которому и дала залп 12 снарядами, но, не успев пронаблюдать за результатами своей стрельбы, подверглась атаке пулеметным огнем со стороны истребителей И-97. Самолет Звонарева получил 9 пробоин, самолет Федосова — 14 пробоин. По данным наблюдательного пункта командира <…>, залпом по 13 самолетам сбито три И-97».
Впоследствии группа Звонарева действовала с прикрытием, которое было возложено на эскадрилью И-153. В итоге пятерка Н. Звонарева (И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов, Т. Ткаченко) закончила испытания без потерь. Они сделали 35 боевых вылетов и сбили 17 бомбардировщиков и истребителей противника: четырнадцать И-97, два СБ-86 и один ЛБ-97.
Испытания РС-132 проходили в боевой обстановке зимой 1939 — 1940 годов на Карельском перешейке. Вооруженные РС-132 шесть бомбардировщиков СБ успешно громили врага на земле.Во время Великой Отечественной войны реактивными снарядами РС-82, РС-132, а также РБС-82 и РБС-132 (бронебойные) были вооружены ряд типов истребителей и штурмовики Ил-2.
В сухопутных войсках пусковые установки БМ-13, выполненные на базе грузового автомобиля ЗИС-6, и реактивный снаряд М-13 калибра 132 мм были приняты на вооружение 21 июня 1941 года. Именно этот тип боевых машин был назван «катюшей». Популярность названия «катюша» оказалась столь большой, что ими в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град».
Н. И. Тихомиров и другие участники создания знаменитого реактивного оружия Второй мировой войны официальное признание получили только в 1991 году. Указом от 21 июня 1991 года Н. И. Тихомирову, И. Т. Клейменову, Г. Э. Лангемаку, В. Н. Лужину, Б. С. Петропавловскому и Б. М. Слонимеру было присвоено звание Героя Социалистического Труда посмертно.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ