Как в Военно-воздушных силах во время войны внедрялось радио
Все начиналось за десять лет до Великой Отечественной войны. В мае 1931 года на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе в ходе показа авиационной техники И. В. Сталин спросил авиационных командиров: «А как вы будете управлять своей авиацией в воздухе? Есть ли на самолетах радио?» Ответ был такой: «На истребителях радио нет, но и у наших противников на истребителях радио нет. На больших самолетах, товарищ Сталин, радио есть». Тут над большим начальством пронеслась пара Чкалова и Анисимова, они показывали воздушный бой. Вождь отвлекся, и разговор о радио пресекся.
В течение десяти лет радио в авиации внедрялось по шести направлениям: 1) связь самолета с землей и связь в воздухе между экипажами; 2) наведение самолетов на объекты противника и его самолеты в воздухе с земли; 3) наведение наших самолетов на самолеты противника с использованием наземных радиолокационных станций (РЛС); 4) обнаружение воздушного противника с помощью самолетных радиолокационных станций и наведение на него; 5) опознавание самолета (система «свой-чужой»); 6) предупреждение экипажа самолета о попадании в зону облучения радиолокатора противника.
Для связи самолета с землей и для связи в воздухе к началу войны на самолетах тяжелой бомбардировочной авиации, фронтовой бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации были предусмотрены радиостанции РСБ (радиостанция бомбардировщика «Двина») и РСИ-3 (радиостанция истребителя).
Здесь надо отметить, что внедрение радиосвязи в истребительную авиацию шло тяжело. Многие летчики считали радиостанцию балластом, некоторые требовали ее вообще снять с самолета. Впрочем, РСИ-3 была сильно подвержена помехам, работала ненадежно и поэтому раздражала летчиков. Да и в первый год войны в истребительной и штурмовой авиации со стороны командования жестких требований на использование радиостанций не было. В 1942 году появилась РСИ-4, которая уже значительно лучше работала. Командование тоже стало требовать от летчиков без радиосвязи не вылетать.
Это было связано с назначением в ВВС в апреле 1942 года нового командующего — генерал-лейтенанта авиации Александра Александровича Новикова (1900 — 1976). На Ленинградском фронте, где до февраля 1942 года он был командующим ВВС фронта, радио применялось не только для связи, но и для наведения на самолеты противника. Новиков считал, что передовой опыт ленинградцев нужно распространить на все ВВС. Для организации и передачи опыта под Сталинград, в 16-ю воздушную армию, был вызван заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского фронта генерал В. Н. Жданов с группой офицеров. И вот в ходе оборонительного сражения под Сталинградом по указанию А. А. Новикова в 16-й воздушной армии Донского фронта была организована и проверена на практике опытная наземная радиосеть наведения истребителей на воздушные цели.
При проведении фронтовых контрударов северо-западнее Сталинграда в 1-ю гвардейскую армию была направлена оперативная группа 16-й воздушной армии, а в действовавшие на флангах 24-ю и 66-ю армии — авиационные представители. Радиостанции наведения истребителей были расставлены вдоль линии фронта в 2 — 3 км от переднего края на удалении 8 — 10 км друг от друга, имели радиосвязь с летчиками в воздухе, с аэродромами и с командным пунктом 16-й воздушной армии. В качестве наводчиков истребителей на воздушные цели с наземных радиостанций на фронте действовали 25 авиационных представителей. Имея свои радиосредства, они быстро передавали командующему воздушной армией заявки общевойсковых командиров на действия авиации по вновь выявленным целям, а с приходом групп самолетов на поле боя наводили их на заданные объекты. Радиостанции сети наведения подразделялись на командные и информирующие. Кроме информации о воздушной обстановке, наведения истребителей на самолеты противника и управления воздушным боем с земли, радиостанции стали использоваться и для наведения штурмовиков Ил-2 на наземные цели.
На основе проведенного под Сталинградом эксперимента штабом ВВС 16-й воздушной армии была разработана и введена в действие первая «Инструкция для Военно-воздушных сил по управлению, оповещению и наведению самолетов по радио».
В 1943 году при отсутствии видимости самолетов противника для наведения на них истребителей начинают использоваться отечественные наземные импульсные радиолокационные станции (РЛС) «Редут» РУС-2 (радиоулавливатель самолетов). В «Редуте» использовалось преимущество импульсного излучения перед непрерывным, заключающееся в большей мощности излучения (дальности обнаружения цели) при равном использовании энергии. Раньше РУС-2 применялись на флоте и в авиации ПВО. В сентябре 1943 года ВВС получили для наведения первые десять радиолокационных установок РУС-2, что позволило создать корпусные радиолокационные узлы.
Использовалась в войсках и стационарная РЛС «Пегматит» (РУС-2с). В ней вместо двух антенн имелась одна приемо-передающая антенна. Отключение приемника от антенны во время передачи осуществлялось высокочастотным разрядником.
В Берлинской операции в той же 16-й воздушной армии был создан крупный армейский радиолокационный узел. Объединенные в узлы РЛС позволяли своевременно обнаруживать и перехватывать воздушного противника и более эффективно вести борьбу с вражеской авиацией. Только в 1945 году с помощью радиолокационных средств были обнаружены 19 963 воздушные цели, состоялось 1367 наведений и сбит 841 самолет противника. А всего за время войны при помощи радиолокационных станций уничтожено 2103 вражеских самолета.
А нельзя ли поставить РЛС на самолет, чтобы «видеть» самолеты противника ночью? Такая идея появилась еще до войны. Начались разработки, однако из-за внезапного начала войны они замедлились. Только в июле 1942 года РЛС установили на самолет Пе-2 и провели успешные государственные испытания. В Научно-исследовательском институте радиопромышленности была изготовлена опытная партия из 15 станций, которую направили на фронт. Проведенные под Ленинградом войсковые испытания также были успешны. Первые бортовые РЛС «Гнейс-2» (гнейс — горная порода), установленные на Пе-2, были применены на Западном фронте осенью 1942 года. В начале 1943 года часть самолетов с РЛС были задействованы для борьбы с авиационным снабжением окруженных под Сталинградом войск. С февраля по июнь 1943 года проводились испытания «Гнейс-2» с самолетом А-20 «Бостон». В результате бортовая РЛС «Гнейс-2» с лета 1943 года стала использоваться в двух полках ночных истребителей А-20G авиации дальнего действия.
Во второй половине войны большая активность авиации поставила вопрос о создании и установке на наших самолетах приборов (приставок к радиолокатору), позволяющих на экране радиолокатора отличать свои самолеты от самолетов противника. Такой прибор был создан в Научно-исследовательском институте специальных служб ВВС. В марте 1943 года он успешно прошел испытания. Прибор получил наименование СЧ-1 («свой-чужой»). В конце 1944 года этот прибор был заменен более совершенным СЧ-3, который имел четыре кода ответного сигнала. Приборы СЧ-3 устанавливались в 1945 году на все боевые самолеты ВВС СССР.
На самолетах в этот же период стали устанавливать опытные образцы приборов, предупреждающие экипаж самолета о том, что самолет попал в зону облучения радиолокатора.
Развитие радиолокационной техники ВВС было неразрывно связано с именем генерала С. А. Данилина. Он был инициатором применения в ВВС радиолокационных средств. Активными помощниками С. А. Данилина были генерал-майор К. В. Неустроев, генерал-лейтенанты-инженеры Н. П. Шелимов, Б. А. Девяткин и В. П. Балашов, генерал-полковник-инженер Р. П. Покровский и полковники-инженеры И. И. Васютин и В. С. Сахаров.
Таким образом, уже во время Великой Отечественной войны в нашей стране появилась авиационная радиотехника, которая чрезвычайно развилась в послевоенные годы. Сегодня она успешно используется в специальной военной операции, но принцип действия приборов и систем во всех шести направлениях применения остался прежним.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ