Родоначальник воздушных армий и других нововведений в ВВС Красной Армии
В начале Великой Отечественной войны ВВС Красной Армии состояли из Авиации Главного Командования (АГК), фронтовой группы авиации (ВВС фронтов), армейской группы авиации (ВВС общевойсковых армий) и войсковой авиации (корпусных авиационных эскадрилий). АГК составляла 13,5%, фронтовая группа — 40,5%, армейская группа — 43,7%, войсковая авиация — 2,3%.
От АГК абстрагируемся, так как она должна была выполнять задания Верховного Главнокомандующего (И. В. Сталина). Войсковая авиация — тоже не в счет: это легкая авиация для разведки и связи. Фронтовая же группа и армейская группа авиации должны были содействовать сухопутным войскам, но поскольку они находилась в руках разных командующих, а именно: командующего ВВС фронта и командующих ВВС армий, централизованное командование отсутствовало и применять авиацию массированно было затруднительно. Каждый командующий сухопутной армией имел возле себя свою авиацию и не хотел делиться ею ни с кем, хотя это и определялось довольно часто военной необходимостью. Таким образом, наши ВВС оказались распыленными по фронтам и общевойсковым армиям.
Так было до 5 мая 1942 года. Однако после этой даты все стало быстро меняться. Фронтовая и армейская группы авиации были объединены на всех фронтах. На их базе создавались воздушные армии. Стало возможным применять ВВС фронтов централизованно и массированно.
Теперь о командующем ВВС Красной Армии, который через бюрократические препоны (а они были и во время войны) создал воздушные армии.
Александр Александрович Новиков родился 19 ноября (по новому стилю) 1900 года в деревне Крюково Нерехтского района Костромской области.
Он встретил Великую Отечественную войну командующим ВВС Ленинградского военного округа, уже приобретшим опыт руководства авиацией в Советско-Финляндской войне (1939-1940 гг.). До этого Александр Новиков — участник Гражданской войны, командир стрелковых частей. Окончил курсы «Выстрел» и Военную академию имени М. В. Фрунзе. Служил в общевойсковых соединениях. Перешел на службу в авиацию, освоил специальность военного летчика-наблюдателя, работал на должностях от командира эскадрильи до командующего ВВС округа.
После начала войны А. А. Новиков принимает все меры по обеспечению воздушной обороны Ленинграда и войск фронта от вражеских налетов.
Когда в сентябре 1941 года в Ленинград прибыл Георгий Константинович Жуков, назначенный командующим Ленинградским фронтом, развернулась интенсивная круглосуточная работа по укреплению обороны города. Уже тогда Новиков предложил ликвидировать существовавшее в ВВС деление авиации на фронтовую и армейскую. Вся авиация, по его замыслу, должна была находиться под руководством одного начальника — командующего ВВС фронта. Г. К. Жуков поддержал это решение, и вся авиация фронта, включая даже авиацию ПВО и авиацию Балтийского флота, была подчинена Новикову. Это позволило централизованно и массированно применять ВВС на наиболее угрожаемых направлениях обороны города.
Г. К. Жуков, работая в Ленинграде с А. А. Новиковым, увидел в нем военачальника, готового к деятельности в масштабе страны. Вскоре Новиков назначается командующим ВВС Северо-Западного направления, одновременно он продолжает быть командующим ВВС Ленинградского фронта. В новой должности А. А. Новиков проводит те же мероприятия, какие он осуществил на Ленинградском фронте. Кроме того, Новиков организует в полосах фронтов радиофицированную объединенную систему обнаружения самолетов противника и наведения на них своих истребителей, а также систему пунктов управления ударной авиацией (бомбардировщиками и штурмовиками).
Александр Новиков придавал особое значение организации радиоразведки. Это позволяло наносить упреждающие удары. Например, накануне Октябрьских праздников в 1941 году стало известно, что противник планирует нанести по Ленинграду массированный авиационный удар. Наша разведка уточнила, что 6 ноября на аэродромах Сиверская и Гатчина обнаружено большое количество бомбардировщиков противника. В тот же день наша авиация нанесла по ним сокрушительные удары. Были уничтожено 66 бомбардировщиков и взорван склад боеприпасов, а главное, 7-8 ноября бомбардировки города не было.
Воздушной обороной Дороги жизни на Ладожском озере руководил лично А. А. Новиков. Он ввел в практику метод эшелонированного по высоте взаимодействия групп истребителей разных типов, отказался от старых боевых порядков — звеньев из трех самолетов, ввел боевой порядок — пара самолетов.
В небе Ленинграда Новиков требовал напряженной работы от летчиков. Они выполняли в день по 6-8, а иногда и до 10 боевых вылетов. Оказалось, что такое напряжение летчики выдерживают, если правильно организовать их отдых. Командующий создал для летного состава профилактории, где они в течение нескольких дней восстанавливали свои силы. Примечательно, что американцы в то время считали 30 — 40 боевых вылетов в месяц «неприемлемой нагрузкой».
По рекомендации Г. К. Жукова в начале февраля 1942 года А. А. Новиков был назначен первым заместителем командующего ВВС Красной Армии.
Спустя месяц новый заместитель командующего подготовил предложения по реорганизации ВВС фронтов в воздушные армии, объединению в их составе фронтовой и армейской групп авиации, переформированию смешанных авиадивизий, состоявших из полков разных родов авиации, в однородные. При разработке этих жизненно важных предложений, Новиков использовал опыт работы на Северо-Западном направлении. Все разработанные Александром Александровичем предложения были одобрены Военным советом ВВС Красной Армии, а затем утверждены Иосифом Сталиным.
11 апреля 1942 года генерал-лейтенант авиации А. А. Новиков становится командующим ВВС Красной Армии и сразу приступает к созданию воздушных армий во всех ВВС. Уже 5 мая 1942 года вместо ВВС Западного фронта появилась 1-я воздушная армия, а затем на базе ВВС фронтов было сформировано еще 16 воздушных армий.
Первым ответственным испытанием командующего ВВС как непосредственного руководителя действиями авиации в конкретных сражениях считается участие Новикова в Сталинградской оборонительной операции, а затем в стратегическом контрнаступлении войск Юго-Западного, Сталинградского, Донского и части войск Воронежского фронтов.
Перед контрнаступлением Новиков, проанализировав готовность своих ВВС к операции, доложил в Москву, что авиации не хватает, а подготовка воздушных армий не окончена.
Иосиф Сталин отреагировал: «Если авиаподготовка операции неудовлетворительна, операция кончится провалом. Если Новиков думает, что наша авиация сейчас не в состоянии выполнять эти задачи, то лучше отложить операцию на некоторое время и накопить побольше авиации». Это было в начале ноября 1942 года. Контрнаступление под Сталинградом началось 19 ноября.
Как видим, Иосиф Сталин придавал большое значение участию ВВС в предстоящем контрнаступлении, и он доверял Александру Новикову.
При ликвидации окруженной группировки в районе Сталинграда эффективно проявили себя и два пояса радиостанций наведения, которые обеспечивали наведение наших истребителей. Цель воздушной блокады окруженного противника была достигнута. Снабжение немецких войск с помощью авиации было сорвано.
По предложению Новикова в ВВС Красной Армии в 1942 году были созданы в качестве резерва Верховного Главнокомандования 30 авиационных корпусов и 27 отдельных авиационных дивизий.
В ходе всех операций, в руководстве которыми Александр Александрович принимал участие, он показал себя как опытный авиационный руководитель, твердо убежденный в том, что авиация не может без наземных войск достигнуть целей операции армии или фронта.
Войну дважды Герой Советского Союза Александр Александрович Новиков окончил в звании Главного маршала авиации. Умер 3 декабря 1976 года.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ