100 лет первому советскому легковому автомобилю
8 октября 1922 года в Москве состоялись празднования по случаю выпуска первого легкового автомобиля. Штабное авто на 7 человек имело двигатель в 40 лошадиных сил и развивало скорость до 85 верст в час, что соответствует 90 км в час. Знаменательное событие, конечно, нашло отражение в прессе. Приводим заметку, опубликованную в тот день в газете «Рабочая Москва» (ныне «Московская правда»). Орфография и пунктуация сохранены:
Первый советский автомобиль.
Сегодня рабочие N-ского автомобильного завода празднуют праздник в честь выпуска первого русского автомобиля за время существования в России рабоче-крестьянской власти.
Нашими вождями был брошен лозунг: «Мы победили на фронтах и мы должны победить на трудовых фронтах».
Рабочие и прибывшие с фронта специалисты с таким-же рвением, как и на кровавом фронте, проводят этот лозунг в жизнь.
Несмотря на недостаток специалистов – рабочих по авто-делу, недостаточное оборудование завода, рабочие, во главе с начальником завода И. С. Олейничуком, инженером К. О. Степановым, решили не только делать ремонт автомобилей и т. д., но и приступить к постройке новых автомобилей.
Благодаря энергии ячейки, завкома и заводоуправления, в июле месяце был получен заказ на 5 автомобилей.
Не безынтересно отметить, при каких условиях и препятствиях приходилось работать заводу.
Как только стало известно, что завод приступил к постройке новых автомобилей, сейчас-же стали распространяться разные слухи о переходе его в ведение, то одной, то другой организации.
Часть спецов на заводе повела агитацию, что у нас, мол, недостаточно материалов, неясные чертежи, нет деталей и т. п..
Но рабочие верили в своих руководителей и в свои силы и крепко держали молоток и зубило.
И результат на лицо!
Сегодняшний день должен быть праздником не только завода, но и всех русских рабочих, так как выпуск первого русского автомобиля является громадной победой на трудовом фронте.
И если соответствующие правительственные органы пойдут нам навстречу, то 8-го октября 1923 года у нас будет праздник в знак не одного, а 200*) выпущенных автомобилей, которые будут ходить по всей РСФСР.
Г. Иванов.
*) 200 автомобилей – программа на год, утвержденная Главначснабом – тов. Аржановым.
***
Одна из первых попыток организации массового производства легковых автомобилей в послереволюционной России принадлежала 1-му БТАЗ (Бронетанковому заводу, бывшему Руссо-Балту в Филях). На его площадях к концу августа 1921 года уже работали 196 станков, кузница, инструментальный цех, и завод приступил к ремонту грузовиков и бронеавтомобилей. Одновременно в Филях с августа 1921 года начали изготавливать детали и узлы для собственного производства легковых машин. Собранный к октябрю 1922 года автомобиль «Промбронь» с карбюраторным четырехтактным двигателем представлял собой модернизированный отечественный автомобиль «Руссо-Балт С 24-40» XVIII серии.
8 октября 1922 года на Красной площади в торжественной обстановке Михаилу Ивановичу Калинину был вручен новый легковой автомобиль «Промбронь» из первой партии в пять штук, изготовленной в Филях на заводе №1. Этот автомобиль называли также «Первый БТАЗ», «Промбронь №1», «Промбронь-С». Неофициально первый советский легковой автомобиль носил название «советский «Руссо-Балт».
В основу конструкции автомобиля была положена модель, претерпевшая существенные изменения. Мощность двигателя увеличили, переработали коробку передач, радиаторной решетке придали более современную форму, линии кузова выпрямили, автомобиль оборудовали трубчатым бампером. Главными внешними отличиями машины «Промбронь» от оригинала была колесная база и кузов, расширенные шины задних колес, электрические фары. Были также установлены новая рама ветрового стекла, защитные алюминиевые диски на колеса, генератор для электрического освещения. Практически все детали автомобиля, за исключением разве что подшипников качения, карбюратора и магнето, были изготовлены из отечественных материалов.
Позже производство этих легковых машин было передано на завод № 2 того же объединения, были собраны еще двадцать два автомобиля. «Всесоюзный староста» М. И. Калинин пользовался подаренным автомобилем «Промбронь», ставшим первым легковым автомобилем, произведенным в Советской России, до 1945 года.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ