18 октября в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России состоится открытие выставки «Летные очки»
Начало ХХ было временем стремительного развития авиации. Самолёты летали всё быстрее и всё выше. А чем выше и быстрее — тем большей проблемой для глаз пилота становится солнце, чьё сияние на высоте нескольких километров уже не сглаживается плотными слоями атмосферы.Голубое небо, яркое солнце и сильный ветер, который буквально режет глаза, ослепляли лётчиков. Из-за этого пилоты ощущали головную боль и тошноту, неуместную в кабине самолёта. Так родилась идея защищать глаза лётчика специально сконструированными очками, внешне напоминающими маску, предохраняющую глаза от воздушного потока большой интенсивности, твёрдых частиц, пыли и дыма, а потом появились очки с затемненными стеклами, защищающими глаза от яркого света.
История трансформации летных очков с начала ХХ века по 80-е годы прошлого столетия будет представлена на выставке. Зрители увидят очки первых авиаторов, очки времен Первой и Второй мировых войн, очки, которыми пользовались летчики-полярники и герои первых трансатлантических перелетов. В экспозицию также входят другие лётные аксессуары, защищающие голову и лицо авиаторов, — кожаные и пробковые шлемы, защитные маски. Выставка сформирована из фондов ЦДАиК ДОСААФ России и частной коллекции петербурженки Юлии Карбовской.
Юлия Карбовская собирает очки около десяти лет. Свой первый коллекционный предмет (чеховское пенсне) она приобрела в 2013 году. Авиационные очки составляют часть её коллекции, насчитывающей в общей сложности более 150 предметов – очков, лорнетов, пенсне и очечников, отражающих почти все этапы эволюции очковых оправ начиная с середины XVII века. По её словам, летные очки первой половины прошлого столетия – большая редкость. Они сейчас почти не встречаются. Однако посетители ЦДАиК смогут их увидеть, в том числе благодаря ей. Среди экспонатов, которые она привезла в Москву, есть летные очки производства СССР 40-х годов с темно-синими стеклами и боковыми щитками.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ