Михаил Болдырев: Стараемся не терять времени попусту
Об особенностях планерных соревнований и перспективах этого вида спорта рассказал участник чемпионата России и Кубка России по планерному спорту, проходившего на аэродроме Евсино в Новосибирской области, мастер спорта СССР по планерному спорту, летчик-инструктор Орловского аэроклуба ДОСААФ России Михаил Болдырев.
— Начнем с главного: соревнования удались?
— Я считаю, что да — в полной мере. Организаторы постарались сделать все возможное, чтобы соревнования состоялись, погода также благоприятствовала, хотя первые дни заставила поволноваться. В одном упражнении все классы стартовали, но упражнение было не разыграно.
— Почему упражнение оказалось не разыгранным, даже если пилоты взлетели и стартовали?
— По спортивным правилам для розыгрыша упражнения не менее 25 % от числа взлетевших в классе должны пройти дистанцию не менее 100 километров — так сделано, чтобы упражнения были полноценными с точки зрения соревновательной части. Соответственно, если это требование было не выполнено, то упражнение объявляется не разыгранным. В этом году нас «обрадовали»: со следующего года правила для открытого класса еще более ужесточатся — не менее 120 километров.
— Это изменение только для открытого класса? В чем его специфика?
— Открытый класс планеров — это отсутствие ограничений по массе, размерам и механизации крыла. В итоге мы летаем на спортивных планерах с размахом крыла 20 метров, полетным весом до 650 кг и практическим качеством 48 — 50 единиц (то есть с высоты 1 километр планер пролетает по прямой 48 — 50 километров, не останавливаясь для набора высоты). В настоящее время это не предел — но тем не менее планеры открытого класса хотя и более требовательны в смысле пилотирования, но предоставляют больший простор для творчества в воздухе, позволяя выстраивать более длинные переходы от одного потока к другому. В итоге принято решение: немного «осложнить» жизнь пилотов открытого класса на соревнованиях, побуждая их летать быстрее, дальше и самоотверженнее. Что ж, нам придется постараться! (Улыбается.)
— Параллельно чемпионату России в открытом классе проводился и Кубок России в стандартном классе, и чемпионат Новосибирской области в смешанном классе. В чем их специфика?
— В стандартном классе планеры имеют некоторые ограничения: по размаху крыла (15 метров), по отсутствию механизации крыла (без закрылков), по полетному весу (535 кг). Они несколько проще и доступнее в эксплуатации, но и летные характеристики их ниже: практическое качество около 40 единиц. Соответственно, в слабой погоде получается, что открытый класс имеет возможность лететь и соревноваться, а в стандартном классе при такой погоде планеры иногда даже не взлетают и не стартуют. В смешанном классе спортсмены соревнуются на двухместных учебно-тренировочных планерах и на планерах стандартного класса. Смешанные соревнования устраиваются для начинающих пилотов, которым необходимо набрать опыт участия в соревнованиях, выполнить необходимые нормативы и далее иметь возможность повышать класс.
— Есть ли разрядные ограничения для участия в чемпионатах и Кубках России?
— Да, в них могут участвовать спортсмены с уровнем не ниже 1-го разряда. Это сделано из соображений безопасности и элементарного здравого смысла: во-первых, соревнования — это элемент спортивного азарта. Пилоты должны набрать соревновательный опыт, чтобы правильно оценивать свои возможности. Во-вторых, на более высоком уровне соревнований упражнения назначаются исходя из квалификации спортсменов и возможностей техники — и по дальности упражнений, и по погодным условиям. Поэтому целесообразно разбивать участников на классы, чтобы предоставить всем возможность проявить себя, но в то же время делать это разумно.
— Михаил Николаевич, скажите пару слов о себе. Как прошло возращение к спортивной деятельности?
— У меня действительно был большой перерыв в спортивных полетах, в настоящее время я продолжаю летать в Орловском аэроклубе ДОСААФ России, занимаясь инструкторской работой и буксировкой планеров. С Новосибирским аэроклубом меня связывают давние и очень теплые отношения: в этом клубе я начинал летать в 80-х годах, поэтому возможность выступить в родных пенатах была для меня приятной и символичной. Я находился в Новосибирске в командировке, поэтому когда мне предложили поучаствовать в соревнованиях, то согласился не раздумывая: в конце концов, устроить себе небольшой отпуск было бы совсем не лишним. На прошедших соревнованиях я не ставил себе каких-либо спортивных задач — мне нужно было сперва просто восстановиться после длинного перерыва, «влетаться» в планер, почувствовать себя снова в своей стихии. С этим всё получилось отлично. Полагаю, что это мое «спортивное начинание» далее станет хорошей традицией. (Улыбается.)
— Что вам показалось новым или необычным, если смотреть свежим взглядом, вернувшись в спортивные полеты после перерыва?
— К счастью, основные идеи спортивного полета на планере изменений не претерпели: скорость и дальность полета остаются ключевыми показателями. При этом оказалось, что полеты стали более компьютеризированными, и это наложило отпечаток на соревновательные правила: скажем, предыдущие «полеты в предписанном районе», когда требовалось за выделенное время пройти максимальную дистанцию между разными поворотными пунктами в произвольном порядке, сейчас превратились в «полеты по зонам», когда маршрут задан фиксированно, но вокруг поворотного пункта может быть назначена зона с заданным радиусом, и пилот, оценивая метеоусловия, имеет выбор: либо лишь «зацепить» край зоны – но тогда будет посчитано минимально расстояние, либо решить забраться внутрь зоны – и пройти большее расстояние. Во всех вариантах играет роль отношение пройденного расстояния (не меньше минимального) к заданному времени полета (тоже не меньше минимального). То есть жизнь пилота в кабине стала более разнообразной, ему теперь определенно есть над чем подумать и чем заняться. Появились и другие особенности, специфические для «компьютерного века», например навигационно-тактические программы, рассчитывающие оптимальные параметры полета с привязкой к местности.
— Как вы оцениваете эти приметы века в планерном спорте?
— Безусловно, наличие компьютера и спутниковой навигации сильно упрощает многие задачи: для судей — фиксирование прохождения маршрута и соблюдения установленных ограничений, для пилота — расчет параметров полета, избавляющий от рутинных операций, а также возможности последующего анализа мельчайших деталей полета. При этом, конечно, есть и оборотная сторона вопроса: спортивный полет на планере сильно упростился — но и унифицировался. От пилота планера сейчас не требуется таких обязательных навыков, как умение ориентироваться исключительно по карте и компасу, выстраивать полет по показаниям простых механических приборов. В известной степени соревнования опыта, знаний и интуиции постепенно превращаются в соревнования компьютеров и приборов: лететь, уткнувшись в экран. И это немного грустно: все-таки радость полета как такового составляет основу идеи планерных состязаний.
— Какие у вас впечатления от аэродрома Евсино сегодня? Ведь это далеко не первый раз, когда вы там летаете?
— Мои прошлые полеты проходили в Евсино более 30 лет назад. Сейчас Евсино не узнать: проложена дорога, размечены полосы для полетов на самолете и для полетов с лебедки. Создана хорошая инфраструктура для комфортного проживания, для хранения и обслуживания планеров и самолетов. Но я бы хотел отметить другое: людей, которые обеспечивают деятельность аэроклуба и проведение соревнований. Ничто не делается само собой, все делают люди.
— Как планерный спорт представлен в России и каковы его перспективы в дальнейшем?
— В России планерный спорт представлен вполне понятно и разумно — есть Федерация планерного спорта России, организующая спортивную часть соревнований; есть Министерство спорта России, которое ведет Единую всероссийскую спортивную классификацию, регистрирует соответствующие спортивные нормативы и присваивает разряды и звания; есть ДОСААФ России, который занимается организационно-технической стороной проведения соревнований; есть частные планерные клубы. А вот международная составляющая спорта по линии FAI в этом году преподнесла нам «сюрпризы», один другого краше. Если в предыдущие годы на авиационных спортсменов накладывались санкции по линии WADA (выступать под нейтральным флагом и прочее), то в этом году санкции пошли дальше: Россию в авиационных видах спорта просто «отменили», приостановив членство в FAI, аккредитацию представителей спортивных федераций, участие в системе рейтингов и полностью отменив участие российских спортсменов в зарубежных соревнованиях любого уровня. Поэтому если говорить о перспективах, то в части российской составляющей планерного спорта перспективы понятны: в рамках, установленных Минспортом, при организационно-техническом содействии ДОСААФ, при непосредственном участии Федерации планерного спорта, а также региональных отделений Минспорта, ДОСААФ, федераций и аэроклубов в регионах. А вот что касается международных перспектив – сложно пока сказать, когда участие России будет восстановлено.
— Что нам дает участие в международных соревнованиях?
— Дает повышение спортивного уровня, возможность конкурировать с зарубежными пилотами и подтягивать свой уровень, набираясь опыта. Международные соревнования проводятся в разных географических и климатических условиях, без участия в них мы, так или иначе, начинаем «вариться в собственном соку». Есть простая закономерность: чем больше спортивный налет в разных условиях — тем выше результат. Получив печальный опыт «взаимодействия» с FAI в этом году, мы увидели, что поломать установленный порядок, оказывается, можно очень даже быстро.
— Насколько приостановка участия России в FAI соответствует принятым правилам?
— Приостановка спортивной деятельности произведена FAI в рамках предусмотренных процедур, здесь никаких правил нарушено не было. Но я убежден, что в процессе последующего восстановления статуса обнаружится немало «нюансов». В дальнейшем кому-то и каким-то образом придется решать, что с этими «нюансами» дальше делать. Не будем сейчас забегать вперед: проблема приостановки членства в FAI коснулась вообще всех видов авиационного спорта, не только планерного.
— Расскажите о деятельности Орловского аэроклуба ДОСААФ России, который вы представляли на соревнованиях, что происходит на аэродроме Пугачёвка?
— Происходит ограничение полетов, точнее — ограничение воздушного пространства. В настоящее время действует запрет на полеты, охватывает юг России и соблюдается строго. Мы стараемся не терять времени попусту: на любом аэродроме всегда полно дел, не связанных напрямую с полетами. В целом готовимся к будущим свершениям. Верим, что они будут.
Евгения Горкина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ