Постоянно учиться, расти, развиваться
Недавно свой день рождения — 50 лет — отметил блистательный пилот Антон Беркутов. Выпускник Запорожского АУЛ ДОСААФ СССР (1992) и Ивановского государственного энергетического университета (2017), он стал ярким явлением в самолетном спорте России.
В его копилке — звание абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу на Як-52 (2008), абсолютного чемпиона мира в классе Advanced (2012), бронзового призера чемпионата мира в классе Unlimited в командных соревнованиях (2013), серебряного призера чемпионата Европы в классе Unlimited в командных соревнованиях (2016). Кроме того, он еще и чемпион России в многоборье в классе Advanced (2010, 2011). Мы поговорили с именинником — специально для газеты «Вести ДОСААФ».
— Антон, вы хотели летать в детстве? Была ли авиация вашей заветной мечтой?
— Я всегда хотел стать пилотом. Мой отец работал бортмехаником на вертолетах Ми-4 и Ми-8 и часто брал меня с собой на аэродром. Мне нравилась аэродромная атмосфера, пилоты в красивой форме, взлетно-посадочная полоса, невероятно таинственная в темное время суток — с мерцающими огнями и самолетами, улетающими в ночь… Наверное, тогда и родилась моя мечта — связать свою жизнь с авиацией.
Помню, мы часто летали к дедушке и бабушке в Якутск и Казань, я любил сидеть у окошка, смотреть на бесконечное небо и отгадывать множество загадок — почему летают самолеты, куда убегают облака, как летчики ориентируются в воздухе и точно знают, куда им надо лететь.
— А был ли у вас когда-либо страх перед полетами, страх высоты?
— Не припомню таких ощущений — ни когда пассажиром летал в больших самолетах, ни когда уже сам стал выступать на авиационных соревнованиях. Страх — это эмоция, он появляется там, где нет знаний. А когда ты точно знаешь аэродинамические законы и абсолютно уверен в своей металлической птице, то бояться нечего.
Но это не отменяет некой внутренней дисциплины и аккуратности, собранности, которые напрямую связаны с безопасностью полетов. В спорте, например, это решается просто — если ты не уверен в какой-то фигуре, ее надо многократно тренировать.
— Сколько вы освоили типов самолетов?
— Я могу летать на всех типах летательных аппаратов, которые есть в спортивной авиации ДОСААФ России, а также на некоторых иностранных самолетах — Extra, Extreme.
В аэроклубе «Сапсан» я не только получил развитие как летчик-инструктор на пилотажных самолетах, но и освоил буксировку планеров, подбор площадок для эвакуации планеров. Научился самостоятельно летать на планерах «Бланик» и «Янтарь».
— Ваша летная карьера началась в аэроклубе ДОСААФ. Расскажите об этом…
— Да, я учился в Запорожском училище ДОСААФ СССР, потом работал в Ивановском аэроклубе ДОСААФ — сначала инструктором, потом командиром звена. В 2006 году по результатам чемпионата России был приглашен на отборочные соревнования, после чего меня включили в состав сборной России по самолетному спорту. И следующие 12 лет я выступал за сборную страны, стал мастером спорта международного класса, мастером спорта России.
— А какой главный урок вы вынесли из процесса обучения и работы в ДОСААФ?
— В те годы авиация была доступна для молодежи, и этот факт открывал невероятные перспективы для многих молодых людей, которые отчаянно тренировались, блестяще выступали и защищали честь страны на внутренних и международных соревнованиях. В то время для того, чтобы летать, нужно было только желание и успешное прохождение медкомиссии. Сегодня к этим двум факторам добавилась еще и финансовая составляющая, которая для многих становится неподъемным грузом.Хорошо, что в стране есть общественники и соучредители аэроклубов, как, например, Антон Пермяков из Воронежской области, — иначе многие ребята так и не смогли бы самостоятельно подняться в небо.
— Для многих людей авиация ассоциируется с чем-то романтическим, легким и воздушным, тогда как сами пилоты утверждают, что это очень тяжелый труд. Вам близок первый вариант или второй?
— У нас говорят: «В авиацию приходят романтики, а остаются работяги». Для того чтобы оставаться в профессии и быть хорошим специалистом, нужно постоянно учиться, ставить новые цели, расти и развиваться, осваивать новые типы, потому что новая техника требует постоянного участия со стороны человека.
Кроме того, летчик обязан поддерживать хорошую физическую форму, заниматься спортом, правильно питаться, вести здоровый образ жизни. Без этого в спортивной авиации — да и в гражданской и военной — делать нечего.
— Давайте поговорим о ваших спортивных достижениях. Какое выступление оказалось для вас самым запоминающимся, а какое — самым трудным?
— В моей спортивной карьере было такое выступление, где эти два фактора встретились. Тяжелее всего мне далась победа в чемпионате мира в категории Advanced в 2012 году в Венгрии. Там было большое количество участников — 83 человека — и очень напряженная конкурентная борьба. Плюс ко всему погода била рекорды по невыносимой жаре и выступать было очень сложно. После выступлений мой спортивный комбинезон можно было выжимать — в прямом смысле слова.Я участвовал во многих международных соревнованиях, и везде было непросто и одновременно очень интересно. На соревнованиях ты получаешь возможность увидеть других пилотов, сравнить их мастерство, отметить для себя новые горизонты.
— Все знают, что российская сборная по высшему пилотажу — одна из сильнейших в мире. Однако мало кто из неавиаторов может назвать имена абсолютных чемпионов мира, людей, которые представляют авиационную гордость нашей страны. Не обидно ли?
— Действительно, самолетный спорт в нашей стране не самый популярный, не самый массовый, не самый раскрученный. Средства массовой информации не так часто пишут о пилотах-спортсменах, хотя трудно назвать более зрелищный и красивый вид спорта.
Что касается обиды, то ребята занимаются авиационным спортом не только для славы, но и для удовлетворения собственных амбиций. Хотя, наверное, приятно быть узнаваемым и любимым публикой и своей страной.
— А как и чем, по-вашему, можно мотивировать сегодня молодых людей идти в авиацию?
— Нужна более активная популяризация авиационных видов спорта да и вообще всей авиации, нужно чаще устраивать авиашоу, активнее приглашать людей в аэроклубы, знакомить их с повседневной жизнью пилотов. Ну и конечно, материально помогать тем ребятам, которые всерьез хотят связать свою жизнь с авиацией.
— Помимо ваших чемпионских званий, вы ведь еще один из членов пилотажной группы «Первый полет» — самой известной летающей четверки на поршневых самолетах. Скажите, что важнее: собственное мастерство или работа в команде?
— Думаю, что одинаково важны оба фактора. В групповых выступлениях летчик должен быть и мастером, и в то же время мастерски работать в команде — иначе никак.
— А как вы нашли друг друга?
— Идея родилась у Дмитрия Самохвалова 13 лет назад, и с тех пор группа выступает, двигаясь от простого к сложному. В 2020 году мы поставили рекорд, исполнив «петлю Нестерова» 11 раз подряд.Я в «Первом полете» почти с самого начала, и у меня, наверное, самое большое количество выступлений на авиашоу в составе пилотажной группы — почти 130. Приятно, что некоторые мои задумки были реализованы, ведь высший пилотаж — это не только спорт, но и немного творчества и искусства.
— Какое поздравление с юбилеем стало для вас самым приятным?
— Самые приятные слова я услышал от своей супруги Ларисы. Она тоже пилот и потому понимает меня лучше всех и всегда поддерживает.Много добрых слов мне сказали в аэроклубе «Сапсан» ДОСААФ России, где я работаю пилотом-общественником.
Приятные пожелания я получил от своих родителей и дочери. В общем, в этот день я почувствовал, что заслужил уважение и авторитет, а значит, двигаюсь в правильном направлении, по верному курсу.
Марина Орлова.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ