Дмитрий Тимошенко: Бюрократические препоны тормозят развитие планерного спорта
Планер для большинства современных россиян совершенно неизведанное понятие. А планеризм как вид активного отдыха или спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, так вообще известен единицам. Между тем еще совсем недавно в нашей стране планеризм был довольно популярным видом спорта. Тысячи ребят по всей стране осваивали безмоторный полет, занимаясь в родных аэроклубах ДОСААФ СССР и выступая на союзных и международных соревнованиях. О том, как обстоят дела сегодня, газете «Вести ДОСААФ» рассказал президент Федерации планерного спорта России Дмитрий Тимошенко.- В начале года у нас были грандиозные планы по образовательным и спортивным мероприятиям. Планировали провести 21 соревнование: 15 — в классических дисциплинах, 4 — международных (на уровне чемпионатов мира), 4 — в пилотажных дисциплинах, в том числе один чемпионат мира, и одно соревнование для воспитанников ЮПШ — в классе «начальный».
Однако весной членство России в Международной федерации авиационного спорта (FAI) было приостановлено, соответственно, участие в международных соревнованиях стало невозможным.
Что касается внутрироссийских турниров, то их число тоже снизилось за счет того, что часть аэродромов оказалась под запретом на полеты. А это практически все планерные аэродромы европейской части страны.В итоге мы провели 12 спортивных мероприятий, в том числе чемпионаты РФ, Кубок РФ, первенство РФ, Всероссийские соревнования.
— Насколько критично, по-вашему, неучастие российских спортсменов в турнирах европейского и мирового уровней?
— Надо понимать, что без опыта участия в международных соревнованиях уровень мастерства спортсменов любой страны будет неизбежно снижаться.
В сложившейся ситуации мы можем компенсировать свою отстраненность за счет организации тренировок в тех уголках мира, где еще можно летать российским пилотам. Например, в ЮАР.
— Где в России можно научиться планерному спорту?
— Основные центры, где можно начать, — Новосибирск, Воронеж, Орел, Москва, Казань, Владикавказ.
— А как обстоят дела с юношескими планерными школами?
— В этом году наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки. После 25-летнего перерыва в Новосибирской области на аэродроме ДОСААФ России прошли соревнования, которых планерное сообщество страны ожидало уже давно, — было разыграно первенство России в классе «начальный». Участвовали 17 пилотов из семи субъектов РФ — от Магаданской до Калининградской области.Победителем в общем зачете стал Леонид Некрасов из Калининградской МБУ ДО ДЮСШ № 11 по авиационным и техническим видам спорта.
Особую благодарность хочется выразить проводившей организации — ЮПШ им. В. М. Рыцарева (СибНИА) и персонально ее директору Елене Лёвиной. Все было сделано вовремя, ответственно, на высочайшем уровне.
Следующие подобные соревнования запланированы в Москве, ориентировочно на март.
Дмитрий Владимирович Тимошенко — мастер спорта международного класса, действующий член сборной команды России по планерному спорту, неоднократный чемпион России и призер чемпионатов Европы. Участник большинства чемпионатов Европы и мира, начиная с 2005 года.
Летать на планере начал в 1982 году во 2-м Московском городском аэроклубе ДОСААФ СССР.
C 2007 по 2020 год — вице-президент Федерации планерного спорта России. С 2020 года — президент Федерации планерного спорта России. Налет на планерах — более 7000 часов (с 1983 года). Опыт полетов — во всех планерных регионах мира (Новая Зеландия, Австралия, Южная Америка, США, Южная Африка, Европа).
— Вы сказали, что из-за запрета на полеты в европейской части страны соревнования пришлось перенести на восточные аэродромы. А много ли у нас таких мест, пригодных для планерных турниров?
— К сожалению, немного. И тому есть масса объективных причин, главная из которых касается проблематики авиации общего назначения в нашей стране. Бюрократически обременительное для владельца воздушного судна законодательство и запретительная правоприменительная практика — основные препятствия для развития планеризма и планерного спорта.
Когда стало ясно, что в этом году мы не сможем провести спортивные мероприятия в Усмани и Орле, Федерация планерного спорта России обратилась к сибирским аэроклубам с просьбой принять на своей территории запланированные в ЦФО соревнования.
Так, аэроклуб «Решеты» включил в свои планы Кубок России в клубном классе планеров. Знаю, что сделать это было непросто из-за недостаточного количества планеров. И тогда на помощь пришел аэроклуб «Евсино», который предоставил несколько недостающих планеров, что увеличило представительство и конкурентность. Прекрасный пример взаимодействия клуба ДОСААФ и клуба АОН.— Аэроклуб в Евсино тоже ведь был принимающей стороной чемпионата России?
— Да, и скажу больше — это один из самых перспективных аэроклубов страны, где есть самый большой флот планеров открытого класса. Он позволяет проводить соревнования любого уровня, и, главное, абсолютно легально.
Другое дело, что матчасть нужно поддерживать в летном состоянии, обеспечивая ей полноценное техническое обслуживание и ремонт. Конечно, это требует больших затрат и большой организационной работы авиационно-технической службы.
Радует, что в Евсино смогли преодолеть все связанные с этим проблемы и сделали все, чтобы эти планера смогли подняться в воздух.
Показательно, что параллельно чемпионату России проходили и клубные соревнования. А это означает, что в клубе достаточно молодых спортсменов, которые хотят и могут участвовать в соревнованиях. И это очень здорово.
— Вы отдельно отметили Всероссийские соревнования. В чем их ценность и где они проходили в этом году?
— Соревнования проводились на базе АНО ДПО «Центральный аэроклуб Республики Татарстан ДОСААФ России».
Хочу напомнить, что в советское время из-за большого количества спортсменов начинающие пилоты учились летать на так называемых учебных соревнованиях. Определяли между собой лучшего, который потом переходил на более высокий уровень.
Сегодня из-за того, что планерной молодежи у нас очень мало, а повышать свой уровень мастерства они могут, только летая с сильными и опытными пилотами, был принят формат Всероссийских соревнований. Такие соревнования имеют необходимый статус, чтобы участие в них было привлекательным для мастеров и допускало участие начинающих пилотов. Теперь можно выполнять 1-й разряд в условиях реальной спортивной борьбы.
— Какая самая большая проблема в планеризме на сегодня?
— Самая большая проблема — это статус планеров в авиации ДОСААФ, потому что они не относятся ни к авиации общего назначения, ни к гражданской авиации.
ДОСААФ, как известно, это общественное объединение, и от того, как оно будет относиться к своей матчасти, будет развиваться или не развиваться этот вид спорта.
Остается актуальным вопрос: могут ли летать на планерах ДОСААФ пилоты, которые имеют свидетельства образца гражданской авиации? А таких пилотов в стране наберется десятка два.
Также непонятно, где продлевать свидетельство ДОСААФ и не придет ли транспортный прокурор и не потребует ли законных обоснований эксплуатации техники.
Вопросов много — ответов на них мало. И это очень досадно, потому что именно ДОСААФ на сегодня является той организацией, которая облегчает жизнь пилотам-планеристам. Летать на планере в системе АОН очень сложно, в ДОСААФ же правовых оснований для полетов гораздо больше.
Марина Орлова.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ