Рассекречено
К 80-летию освобождения Воронежа Минобороны России запустило исторический раздел на основе архивных документов из фондов ЦА МО «Воронеж. Непокоренный город-фронт».
В историческом разделе представлены оперативные сводки, боевые донесения, журналы боевых действий, рассказывающие о героических и тяжелейших боях за «город-фронт»; фотоснимки, свидетельствующие об огромном масштабе разрушений; акты о зверствах фашистских захватчиков на оккупированных территориях Воронежской области.Опубликованные в разделе документы подчеркивают важнейшую роль, которую сыграли защитники города и Воронежский фронт в решении оперативных задач, стоявших перед советскими войсками. Бои за Воронеж предопределили исход Сталинградской битвы, а также всех ключевых сражений переломного 1943 года.
ПЕРВЫЕ УЛИЧНЫЕ БОИ
В начале июля 1942 года немецко-фашистские оккупанты форсировали реку Дон в районе Семилук и ворвались в Воронеж. Сюда командование Красной Армии смогло подтянуть части 40-й, 60-й и 5-й танковых армий. В городе и на его окраинах завязались бои, в которых советские войска нанесли огромный урон противнику. Только за один июль гитлеровцы потеряли здесь убитыми около 40 тысяч человек. Огромные потери несла и Красная Армия. Но, несмотря на это, боевой дух советских воинов не падал. В изданном тогда приказе № 227 от 28 июля 1942 года, известном как «Ни шагу назад!», говорится о сражающемся Воронеже.
Представленные в историческом разделе материалы свидетельствуют о тяжелейших уличных боях, в которых бойцы и командиры 60-й армии сражались буквально за каждый дом. Так, в оперативной сводке от 14 июля 1942 года сообщается: «604-й стрелковый полк занял отдельные дома по обе стороны северо-восточнее кладбища, продолжает наступление (…). Полк несет большие потери, которые достигают 70 % от всего личного состава».
В сводке от 15 июля говорится об общих потерях в частях дивизии: «В стрелковых подразделениях — до 70 %; в спецподразделениях — до 30 % и в обслуживающих подразделениях до 10 %. Ввиду непрекращающихся боев днем и ночью уточнить общие потери людского состава, конского состава и материальной части не представляется возможным».
В этих боях Красная Армия стала использовать передовую для того времени тактику штурмовых групп, что также отмечено в представленных оперативных документах. Например, в боевом донесении от 22 июля 1943 года говорится о следующем предписании для войск: «С наступлением темноты в полосе наступления частей действовать отдельными штурмовыми группами с задачей блокировки и захвата отдельных строений».
В журнале боевых действий 195-й стрелковой дивизии за июль — август 1942 года отмечены позиции советских подразделений в боях на северо-западных окраинах Воронежа, в частности, в районе «больничного городка», который не раз переходил из рук в руки.
В ходе боев здание областной больницы было почти полностью разрушено. От него остались лишь колонны, держащие проломленный купол. Сохраненное разрушенное здание больницы, именуемое «Ротондой», стало памятником войны и напоминанием о кровопролитных боях за город.
Соседом 195-й дивизии слева была 121-я стрелковая дивизия, части которой также вели бои на территории «больничного городка».
В историческом разделе представлен фотоальбом боевых действий частей 2-й армии вермахта в период с июля по октябрь 1942 года. В данном трофейном альбоме показаны фотографии боев за Воронеж, в частности, эпизода фашистского контрнаступления, работы немецких артиллеристов, уличных боев, на которых отчетливо виден тотальный характер разрушений городской застройки.
Также в разделе представлен альбом боевых действий частей 2-й воздушной армии РККА в Воронежской операции в период с 12 января по 3 февраля 1943 года. Здесь на одних фотоснимках запечатлены останки уничтоженных возле Воронежа немецких железнодорожных эшелонов, автомашин и пехоты. На других снимках показаны здания города, которые были подорваны немцами во время отхода. Среди них — дом управления железной дорогой «Москва — Донбасс» и здание обкома ВКП(б).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАЦИСТОВ
Жители Воронежа и Воронежской области, оказавшиеся в оккупации, пережили не только ужасы боевых действий, но и нечто более страшное: немецкие, венгерские и румынские фашисты стали вводить на захваченных территориях рабовладельческие порядки. Они безнаказанно грабили, убивали, угоняли в рабство советских людей, устраивали для них лагеря смерти. Кровавые зверства фашистов были зафиксированы в многочисленных документах.
«6 июля 1942 года ворвались в наше село Россоши немецко-фашистские бандиты. Началась тяжелая, мучительная, полная лишений, кошмарных издевательств жизнь местного населения (…). Все население села Россоши подвергалось тяжелым наказаниям, избиениям (…). Весь режим был построен на побоях, издевательствах и пытках (…). Грабеж мирного населения носил самый зверский характер. Так, у колхозницы Натальи Даниловны Колесниковой отобрали все до последней картофелины. Избу ее сожгли. Когда же она стала умолять оставить ей немного хлеба, картошки (ведь у нее четверо детей), ее немецкий солдат избил и надругался (…). Сожгли 25 домов, разрушили школу-десятилетку и три начальных школы, сельмаг, больницу и родильный дом, сельпо, почту, сельский совет и баню».
«За время пребывания в селе Екатериновка венгерские офицеры и солдаты учинили неисчислимое количество зверств и издевательств (…). У колхозников забрали почти всех кур, гусей, телят и около двухсот коров. Большинство жителей вынуждено было жить в землянках. Все лето от мала до велика заставляли работать в поле и на других работах по 12 и более часов в сутки, платя за это ударами плетей (…). Зверски была изнасилована учительница Комагорова, которую офицеры вдоволь натешившись отдали на потеху солдатам. Голая, избитая, с раной от выстрела в живот была помещена в доме гражданки Мошонкиной, которой не разрешали оказывать необходимую помощь раненой, и вскоре отправили в Карпенково — в лагерь, где она умерла в тяжелых мучениях».
Недалеко от селения нацисты устроили концентрационный лагерь «Стучи машина»: «В лагерь были помещены почти все мужчины и женщины. Всех заставляли тяжело работать, не обращая внимания на состояние здоровья. Люди сотнями умирали от истощения, и только единицам удалось вырваться из лагеря».
ОСВОБОЖДЕНИЕ
24 января 1943 года вместе с началом Воронежско-Касторненской наступательной операции 38-я, 60-я и 40-я армии Воронежского фронта приступили к решающему этапу боев за город. Несмотря на неравные силы и плохие погодные условия, объединения Красной Армии, наступая по сходящимся направлениям, стремительно продвинулись вперед — уже на второй день операции «город-фронт» был полностью освобожден от оккупантов.
Согласно замыслу советского командования, 38-я армия во взаимодействии с другими объединениями должна была окружить воронежскую группировку противника, начав наступление севернее города. К опубликованному в разделе приказу прилагается плановая таблица инженерного обеспечения наступательной операции, в которой буквально по дням распланированы действия подразделений инженерных войск.
Основной вклад в освобождение Воронежа внесли части и подразделения 60-й армии под командованием генерал-майора Ивана Черняховского. Именно им предстояло наступать на центральном участке операции, наносить фронтальный удар по городу.
«За последние три дня части армии вели активные наступательные бои и освободили от противника город Воронеж и ряд других населенных пунктов. В этих боях противнику нанесен большой урон в людях и технике и захвачены значительные трофеи», — сообщается в политдонесении. Здесь же описаны подвиги военнослужащих Красной Армии в боях за город: «Заместитель командира 2-го батальона 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии по политчасти старший лейтенант товарищ Булавко героически сражался с противником в районе деревни Хмелевый Лес. В бою выбыло из строя много личного состава, был убит командир батальона капитан Васин, ранен заместитель комбата по строевой части старший лейтенант Рынков. Батальон оказался в тяжелом положении. Товарищ Булавко взял командование в свои руки, собрал остатки батальона и с 40 бойцами отразил несколько контратак противника, действовавшего силами до 150 человек».
С юга Воронеж охватывали силы 40-й армии. Как сообщается в сводках, сразу же после начала операции немецко-фашистские оккупанты стали отступать под натиском Красной Армии: «Противник продолжает отходить в западном и юго-западном направлениях, прикрывая свой отход усиленными арьергардами. Оказывает упорное сопротивление в Синих Лепягах».
«25 января войска Воронежского фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж. Восточный берег реки Дон в районе западнее и юго-западнее города также очищен от немецко-фашистских войск. Количество пленных, взятых под Воронежем, к исходу 24 января увеличилось на 11 000 солдат и офицеров.
Таким образом, общее количество пленных, взятых в районе Воронежского фронта, дошло до 75 000 солдат и офицеров», — из сводки Совинформбюро, напечатанной в «Армейской правде» от 26 января 1943 года. Кроме того, в этой газете представлены материалы, описывающие подвиги защитников Отечества, совершенные в боях за Воронеж. Среди них представлен подвиг знаменосца полка бойца Александра Алавердова: «И едва заалел горизонт, как батальоны двинулись в наступление. Сильно укрепившиеся гитлеровцы открыли яростный огонь. Цепи атакующих начинали редеть. Противник прижимал наступающих к земле (…). И теперь, когда батальоны лежали под огнем противника, Алавердов поцеловал Знамя и взглянул на командира, как бы говоря ему: «Не опозорим наше Знамя малодушием!» Командир разрешил ему выйти на поле боя. Окрыленный волей к победе, Алавердов помчался навстречу огню. Появление развернутого алого полотнища над полем сражения воодушевило бойцов. Каждый вспомнил о священной присяге — преданно служить своей Родине, не щадя ни крови, ни самой жизни. Батальоны поднялись и двинулись на штурм вражеских укреплений. Теперь уже ничто не могло поколебать их мужества. На плечах отступающего противника бойцы ворвались на линию немецкой обороны и стали беспощадно штыками и гранатами истреблять озверелую немчуру».
25 января 1943 года войска Воронежского фронта, перейдя в наступление, полностью освободили Воронеж, битва за который длилась 212 дней. Все это время по городу пролегала линия фронта — часть Воронежа находилась в руках Красной Армии, другая — под оккупацией гитлеровцев. Красноармейцы, проявляя мужество и героизм, сдерживали здесь до 30 фашистских дивизий, включая немецкие, румынские, итальянские и венгерские соединения, тем самым срывая оперативные планы противника. В ходе операции «Малый Уран» войска Воронежского и Юго-Западного фронтов своими активными действиями на данном направлении сорвали попытку гитлеровцев деблокировать 6-ю армию Паулюса под Сталинградом.
После войны город Воронеж был награжден орденом Отечественной войны I степени, а уже в наше время ему было присвоено почетное звание «Город воинской славы». За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны более 300 тысяч воронежцев были удостоены боевых наград, из них 274 стали Героями Советского Союза, 65 человек — полными кавалерами ордена Славы. В настоящее время на территории Воронежа в 46 братских могилах покоятся около 27 тысяч защитников города.
По информации Министерства обороны РФ.
Ссылка на раздел — https://voronezh80.mil.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ