Диорама «Дорога жизни» — официальное открытие в Доме ретротехники
20 февраля 2023 года в Доме ретротехники в г. Калининград состоялось официальное открытие диорамы «Машины Победы — Дорога жизни». О ней мы рассказывали уже на нашем сайте, создатели планировали представить ее к 80-летию прорыва блокадного кольца, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих поселков № 1 и 5. И первыми зрителями, которые увидели тогда диораму, стали кадеты школы № 38 г. Калининграда.
На официальное открытие уникального проекта Дома ретротехники были приглашены работники регионального отделения ДОСААФ России во главе с председателем Олегом Урбанюком; юнармейцы калининградской школы № 19 и учитель ОБЖ, руководитель военно-патриотического клуба «Авиатор» Александр Хмель; начальник ресурсного центра по поддержке некоммерческих организаций региона Наталья Золотова и заместитель директора областного центра социальной рекламы и информационных технологий Денис Бельский; участники АвтоРетроКлуба Андрей Шабарчин, Оксана Клепалова, Николай Касатонов, Михаил Гвозденко, Александр Александровский.
Проект был осуществлен при поддержке правительства Калининградской области. Автором диорамы является талантливый художник-моделист Константин Сальников, который также присутствовал на церемонии открытия.
Председатель АвтоРетроКлуба Артур Орёл рассказал о том, что идея диорамы, посвященной драматическим и героическим событиям обороны Ленинграда, увековечению подвига защитников города на Неве, принадлежит писателю и журналисту, члену клуба, одному из основателей ретродвижения Калининградской области Юрию Грозмани. Его отец Николай Владимирович Грозмани непосредственно работал на автомобильной ледовой дороге № 102.
— Работа предстояла скрупулезная, и художнику Константину Сальникову удалось создать диораму, которая вызывает эмоции. Мы постарались отобразить главные моменты из истории Дороги жизни. Зрители увидят те модели автомобилей, которые действительно курсировали в то время по трассе; увидят гражданских и военных, обеспечивающих работу Дороги жизни… Диораму дополняют документальные снимки, архивные фотографии людей, чья судьба связана с Дорогой жизни. Мне хотелось бы поблагодарить всех, кто принимал участие в создании диорамы, ее монтаже и установке: Константина Сальникова, Юрия Грозмани, Инару Орёл, Наталью Плешакову, Нину Прокофьеву, Александра Хохлова. Каждый из них внес весомый вклад в реализацию проекта, за что им большое спасибо! Главное, чего добился коллектив, — это правдивое отображение деятельности Дороги жизни. Я надеюсь, что сюда будут приходить молодые ребята, школьники, чтобы больше узнать об этой странице истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны, — отметил Артур Орёл.
Диорама включает несколько сюжетных моментов: эвакуированные дети из Ленинграда, провалившийся автомобиль под лед, который достают с помощью лебедки, движущийся автобус с заиндевевшими стеклами, который вывозит жителей блокадного Ленинграда… Все сюжеты объединены в общую тему – Дорога жизни, благодаря которой Ленинград выстоял.
— Мы посвящаем эта работу двум датам – дню прорыва блокады и дню окончательного снятия блокады. В экспозиции есть место и моей семье. Мой отец Николай Владимирович Грозмани организовывал движение по ледовой трассе. В жизни он всегда занимался транспортом, был начальник отдела эксплуатации Ленинградского автотранспорта, основывал и развивал движение автобусов в Ленинграде. Его мобилизовали лишь 15 декабря 1941 года, до этого он продолжал заниматься своей основной работой, потому что в первые дни блокады автобусное движение в городе на Неве еще продолжалось. Отец много не рассказывал о блокаде, он ушел из жизни довольно рано, когда мне было всего десять лет. Могу сказать только о двух эпизодах, которые запомнил. Он говорил, что очень плохо было с питанием. И каждую неделю он проделывал дырочку в кожаном ремне, чтобы не сваливались галифе. А второй эпизод о том, как он вел колонну автомобилей в ночное время по ледовой трассе. Немецкие самолеты бросали осветительные бомбы, чтобы разбомбить колонну. И в паузы между падением осветительных бомб колонна должна была в кромешной темноте проехать как можно дальше, чтобы немецкие пилоты потеряли ориентир. Приходилось выключать автомобильные фары. Отец рассказывал, что он лежал на переднем крыле полуторки, левой рукой держал перемычку между фарами, а правой рукой светил фонариком под колеса, чтобы машина не угодила в полынью или в пролом льда, который появлялся после падения бомбы. В апреле 1944 года мой отец был награжден орденом Красной Звезды. Он служил в звании старшего лейтенанта старшим техником в 72-м автобронетанковом ремонтном батальоне. Они восстанавливали автомобили, мотоциклы, двигатели, коробки передач. Демобилизовался в 1946 году. За выполнение обязанностей в 72-й рембазе был награжден трофейным мотоциклом «БМВ», — рассказал Юрий Грозмани.
Приглашенные гости с большим интересом осмотрели диораму, активно обсуждали запечатленные моменты военного времени, вглядывались в архивные фотографии, слушали Артура Орла и Юрия Грозмани.
— Здесь представлены две базовые модели автомобилей — ЗИС-5, трехтонный грузовик, и на его базе мы видим здесь цистерну, санитарный фургон, а также полуторка ГАЗ-АА. Это машины-работяги. Мы еще видим интересный автобус ГАЗ-03-30. На нем эвакуируют гражданское население из блокадного Ленинграда, через заиндевевшие окна хорошо видны силуэты людей… Следом за ним едет штабной военный автобус, который сделан на базе ГАЗ-03-30. Представлен и легковой автомобиль модели «Мерседес Бенц-170». Это трофейный автомобиль, а не советская штабная «эмка». По замыслу автора можно предположить, что к 1942 году в нашей армии могли появиться трофейные автомобили, — пояснил Юрий Грозмани.
— Я очень рад, что энтузиасты АвтоРетроКлуба, где действует первичное отделение ДОСААФ России, развивают Дом ретротехники. Доказательство тому – диорама, посвященная Дороге жизни. Тем самым они открывают для нашей молодежи еще одну страницу героической истории Великой Отечественной войны. Очень важно, что в диораме всё — правда! Рядом крупно дана историческая справка, схема Дороги жизни по Ладожскому озеру. Видно, что автор и его помощники с любовью подошли к выполнению проекта. Уверен, здесь молодежи будет очень интересно! Мы, в свою очередь, будем проводить Уроки мужества у этой диорамы с курсантами Калининградской объединенной автомобильной школы, которые обучаются по программе допризывной подготовки, получают военно-учетную специальность водителя категории С, — отметил Олег Урбанюк.
— Меня поразило то, что в привычном понимании дороги как таковой нет. Просто маршрут из Ленинграда на Большую землю. Главное — доехать! Неважно как, лишь бы доехать… Не провалиться под лед, не попасть под бомбёжку… Полуторки ездили с открытыми дверцами, чтобы водитель мог спастись, если машина пойдет ко дну… Если честно, то я с трудом представляю, как было сложно работать на Дороге жизни. Об этом думаешь, когда смотришь на диораму. Ее должны увидеть как можно больше ребят, чтобы они знали о Дороге жизни и спасенных благодаря ей людях, — сказал юнармеец Сергей Народский.
— Меня впечатлил рассказ о семье Грозмани. Ленинградцы совершили подвиг, они голодали, мерзли, умирали, но не сдавались! Очень понравилась диорама про Дорогу жизни! Хочется прийти сюда снова. Я изучаю отечественную историю и мне это очень интересно, — поделился юнармеец Иван Торопов.
Дом ретротехники приглашает детей и взрослых на экскурсию по теме «Машины Победы — Дорога жизни», чтобы увидеть диораму и уникальную экспозицию выставочного пространства АвтоРетроКлуба. Предварительная запись по телефону: 8 (981) 464-15-35.
Тамара Волкова.
Фото автора.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ